Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Украина, БКК: Закарпатская Угорщина, ч.5 (комитат Угоча: Виноградово, Королево, Новоселица)

Город Виноградово (венг. Севлюш) - бывший центр комитата Угоча, принадлежавшего феодалам Перени, и нынешний райцентр Закарпатья. Здесь венгерского колорита несколько меньше (венгерское население составляет около трети), зато довольно много цыган, причем, как правило, оседлых, и потому не создающих больших проблем, по крайней мере, для туристов. В Виноградово мы осмотрели довольно красивый и интересный дворец графов Перени XVII в, стоящий посреди бывшего дворцового парка. Интересны также римо-католический костел, перестроенный из храма XV в, и бывший францисканский монастырь – комплекс зданий XIV-XV вв. Есть здесь также руины замка Канко, но мы не стали их разыскивать и поспешили дальше.

Приехав в поселок Королево, долго колесили по его пыльным и страшно разбитым улицам в поисках нужного нам выезда на Новоселицу. Дорога туда оказалась еще ужаснее (даже по закарпатским меркам это полный ахтунг). Мы хотели было повернуть обратно, но все-таки решили потерпеть – и не напрасно: конечная цель оправдала все наши усилия.


Виноградово. Дворец Перени в Виноградово (XVII в). Венгры своими мемориальными досками, похоже, все Закарпатье увешать решили: здесь жил Жигмонд Перени, казненный за активное участие в антигабсбургском движении 1848-1849 гг - какие, однако, упорные были эти автро-венгерские разборки за лидерство в империи! Да, и вообще - кто все эти люди?!


Этот боковой фасад дворца Перени мне, пожалуй, нравится больше всех других. Герб Перени на фасаде.


Комплекс зданий Францисканского монастыря (собор XIV-XV вв и келейный корпус XIV-XVII вв).


Францисканцев отсюда изгнал ревностный протестант Перени в 1544 г, но сейчас их память здесь чтут. Ну а рядом современный памятниу угочанскому виноделу (напоминаю, мы в бывшем комитате Угоча. Это подарок городу от семей Физеши и Шереги - венгров, ясное дело).


Римо-католический Бернардинский Вознесенский костел XV в (перестроен в нач. ХХ в).


Интерьер костела с готическими сводами и какой-то барельеф с гербом снаружи.


Мрачноватый и пыльный поселок Королево с разбитыми дорогами...


и толпами цыган на улицах. Впрочем, здесь они оседлые и не доставляют туристам столько проблем, сколько в более крупных городах Закарпатья. Здесь также есть руины замка Перени Наляб, но, как вы уже поняли, мы не поклонники средневековых руин.


Даже новая церковь здесь какая-то... цыганская.


А мы едем отсюда в горы - в Новоселицу.

Отвлекшись на некоторое время от столь милого нашему сердцу деревянного зодчества, мы вновь возвращаемся к нему с этого момента. Хотя, назвать деревянные церкви Марамурэша (к которому мы неуклонно приближаемся) милыми, пожалуй, язык не повернется. Скорее, это весьма сурового вида сооружения: их высоченные колокольни, увенчанные тонкими острыми шпилями, больше напоминают когтистые лапы, тянущиеся к небу в стремлении либо схватить его, либо проткнуть насквозь. Ничего удивительного - ведь мы в преддверии одного из самых глухих и загадочных углов Европы - овеянной тайной и мрачными легендами Трансильвании :)

Церковь Успения Богородицы в с. Новоселица выстроена в XVII в украинским (т.е. русинским - так до сер ХХ в называли на Закарпатье украинцев) мастером Кочаловичем, но весьма напоминает своиими формами церкви Марамурэша: архитектура ее несет ряд черт румынского, венгерского, словацкого и русинского зодчества - в общем, сейчас разобраться в том, какой народ является первостроителем такого рода храмов, думаю, не представляется возможным.
Мы знали, что в храме сохранились росписи, но попасть внутрь не надеялись. Увидев закрытую калитку ограды, я как раз выискивала удобное место для преодоления невысокого, но глухого забора :) , когда проходившая мимо миловидная блондинка, поинтересовалась, хотим ли мы попасть внутрь церкви. Мы ответили, что, конечно же, хотим. Она позвонила кому-то и попросила немного подождать. Через 10 минут появилась пани Наталья, открывшая нам калитку, сам храм, а также рассказавшая о нем весьма и весьма подробно и интересно.

Росписи церкви датированы II пол. XVII в. Сохранились они, в целом, неплохо, но местами повреждены в тех местах, где еще недавно протекала крыша. Ремонт сейчас, слава Богу, сделали, так что росписям более ничего не угрожает. Особенно цельно смотрится композиция Страшный суд, выполненная в наивном «народном» стиле в охристых тонах. Хотя живописи других храмов Западной Украины новоселицкая, на мой взгляд, уступает - очень уж намельчил здесь художник, слишком сосредоточился на деталях в ущерб композиции и общему впечатлению.


с. Новоселица. Церковь Успения Богородицы (XVII в) - первый на нашем пути храм марамурешского типа. Ну чисто драконий коготь, даже чешуя есть! :)


Колокольня церкви и сам храм сбоку. Здесь хорошо виден залом кровли и алтарная часть.


Отличительная чертамарамурешских церквей - резной портал.


Деисус, апостолы Петр и Павел.


Апостолы и евангелисты.


Резные царские врата.


Страшный суд интересен в деталях, но как-то мелковат для монументальной живописи.


Вот вся композиция целиком.


Сошествие Святого Духа на апостолов.


Ангел и праотцы поближе.


Один из грехов человеческих - пыха (гордыня) в виде гордой девушки. Там даже подпись есть соотвествующая. Паникадоли также оригинальное. Кстати, электричества в церкви нет.


Рай (?)


Святой самой что ни на есть закарпатской внешности и Богородица Знамение.


Древо Иессея.


Поцелуй Иуды. На это стене фрески, к сожалению, были повреждены из-за протекавшей крыши.


Иконы из иконстаса церкви - Богородица и св. Николай.


Благовещение.


Похоже на какой-то киот выносной или что-то в этом роде. Христос из иконостаса.


У двери висит вот такое Распятие. А рядом старинный деревянный замок, который открывается большим колоритным ключом!


Успенская церковь в Новоселице (XVII в). Роспись алтарной стены храма - в принципе, это иконостас (1662 г). И какой-тосвятой очень закарпатской внешности :)

Пани Наталья предложила нам также посетить местный этнографический музей. Мы сначала отказались из-за нехватки времени, но она настаивала – и мы, чувствуя себя несколько обязанными, согласились. И не пожалели: небольшой деревенский музей оказался на удивление информативным и интересным – здесь весьма полно представлен крестьянский быт этого многоязыкого и этнически пестрого края, где говорят на своей собственной «гвирке», содержащей массу диалектных, венгерских и румынских слов и мало понятной жителям других областей Украины.
Вернувшись в Виноградово и немного осмотрев сам город (францисканский монастырь XIV-XV вв, костел XV в и чудесный дворец Перени XVII в), направились было в сторону Иршавского района, где планировали осмотреть пару деревянных храмов, но из-за ужасающего состояния дороги вынуждены были исключить их из программы (иначе все наши дальнейшие планы грозили накрыться медным тазом) и повернуть обратно в сторону Хуста.


Мужской и женский свадебный наряды.


Крестьянская обувь.


Ткачество и вышивка.


Всякая хозяйственная утварь.


Плуги и сеялки.                                                                                                                                Пресс для винограда.


Интерьер крестьянского жилища.
Tags: Большое Карпатское кольцо, Укр. Закарпатская область, Украина, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большое Карпатское кольцо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments