Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Большое Карпатское кольцо: Закарпатская Угорщина, ч.2 (Ужгород: скансен, центр и Горяны)

Вплотную к маловыразительному замку примыкает куда более интересный ужгородский скансен (музей деревянного зодчества Закарпатья), куда нужно идти хотя бы из-за прекрасной лемковской церкви св. Михаила 1777 г, перенесенной сюда из села Шелестово. Лемки – такое же автохтонное славянское население Карпат, как и бойки, но проживали они в юго-западных районах. Их исторические судьбы сложились более трагично, чем у других карпатских этнических групп: именно лемки из-за нищеты и национального притеснения массово эмигрировали в Америку из Автро-Венгрии и Польши всю первую половину ХХ в. Кроме того, имела место массовая депортация лемков из западных бескид (лесистых хребтов), отошедших в 1951 году Польше в рамках договора с СССР по обмену территориями. После переселения из Польши не все лемки оказались в Карпатах, многих переселилиотправили на юг и восток Украины: в Херсонскую, Одесскую и даже Донецкую и Луганскую области. Потому и лемковских деревянных церквей осталось крайне мало (хотя некоторые исследования относят к ним и русинские церкви межигирской группы).
Билет в скансен нам продали с большой скидкой из-за того, что в этот день были закрыты для осмотра внутри многие объекты. Но Святой Николай в этот день явно был на нашей стороне – когда мы, осмотрев дома и усадьбы музея, подошли к Шелестовской церкви, туда как раз входила группа школьников, для которых церковь специально открыли. Так что мы смогла не только осмотреть резной иконостас XVIII в с прекрасными карпатскими иконами, но и пофотографировать интерьер (хотя, как позже выяснилось, здесь это запрещено :). Так что и от организованных групп бывает какая-то польза – тем более, как оказалось, эти дети ходили в Ликицары (о них я рассказывала в прошлой части) пешком (!) – а это те самые 5-6 км горной дороги (да еще и довольно круто вверх), которые мы преодолевали на нашей машине с матами и нервами (т.е. понятно, что никакой автобус там не проедет). В принципе, это и есть традиционный карпатский отдых: не автопробег по объектам, как у нас, а отдых в каком-нибудь гостевом доме в красивом месте с видами на горы, перемежающийся короткими автобусными и пешими вылазками в самые красивые места типа озера Синевир или к самым интересным достопримечательностям.


А вот фото из музея закарпатского народного деревянного зодчества. Далее оттуда же.


Дом кон. XVIII в из села Ореховицы Ужгородского района.


Интерьер. Несущая балка, обычно, украшалась резьбой.


Хата из села Стебливка Хустского района кон. XIX века. Крутая крыша сделана так, чтобы на ней не задерживались осадки, которых много в горных районах на юге Тячевского и хустского районов, граничащих с Румынией.


Ну а это корчма - трактир по-нашему.


Место продавца в таких заведениях в некоторых провинциальных городах и сейчас иногда решеткой закрывают :) - как защита от подвыпивших посетителей.


Дом венгерского крестьянина из села Вышково Хустского района (кон. XIX - нач. ХХ вв).


Резные двери.


Гуцульская усадьба-гаражда, привезенная из села Стебный Раховского района.


Усадьба из села Гусный Велико-Березнянского района - типичное жилище закарпатских бойков  (сер. XIX в).


Часто бойки под одной крышей размещали жилой дом и хозяйственные постройки.


Русинская хата из села Тибаба Свалявского района XVIII век - один из самых древних памятников архитектуры. В ней в 1802 году родился известный украинский этнограф, филолог и историк Юрий Венелин-Гуца.


Вот в такой скромной обстановке растут будущие филологи.


Рига - сооружение для сушки зерна и ульи.


Часовня (типа божница) из села Новоселица (нач. XIX в).


Церковь Архистратига Михаила из села Шелестово Мукачевского района (1777 г) - шедевр лесковской деревянной архитектуры и гордость музея. И колокольня из села Вильховатый Раховского района (конец XIX начало XX вв.) - пример шестигранной гуцульской колокольни.


Сложной формы барочный купол. Опасанье подперто столбиками внешней галереи.


Прекрасный резной мконостас церкви кон. XVIII в (дети немного мешали фотографировать, но только благодаря им мы попали внутрь)


Резные царские врата и хоругвь.


Моление о чаше и Тайная вечеря - иконы Шелестовской церкви.


Христос Пантократор.


Христос и апостолы - фрагмент иконостаса Шелестовской церкви.

Центральная часть Ужгорода также заслуживает внимания: набережная реки Уж застроена домами австро-венгерского и чехословацкого периодов, улица Корзо (от ит. corso - променад) и прилегающие сохранили много зданий стиля модерн (венская сецессия), хороши и кальвинистский костел 1906 г, и бывший иезуитский костел, перестроенный в греко-католичесий в 1780 г, и здание бывшего Василианского монастыря (XVIII в, сейчас принадлежит университету). Особенно интересна синагога 1904 г в мавританском стиле, в которой сейчас размещается местная филармония. На соседних улицах сохранилось множество мещанских особняков, часто с венгерскими надписями и красивым декором, многие из которых, к сожалению, доживают последние дни.


Синагога 1904 г в мавританском стиле. Сейчас здесь областная филармония. Внутри также очень красиво - туда даже водят экскурсии, но только по выходным


У нее роскошно оформлен вход и двери.


Синагога с бокового фасада.


Дома на набережной реки Уж нач. ХХ в.


Георгиевский римо-католический костел (1775-1780 гг).


Памятник фонарщику - вроде как реальный был персонаж.

Дома на улице Капитульной.




Псевдо-барочные особняки.


Псевдоготическое здание Василианского монастыря сооружено в 1912 г на деньги гастарбайтеров, возвращавшихся из Америки (отходничество давно распространено в этих краях). Сейчас принадлежит местному университету.


Это первая пятиэтажка города - и правда, смотрится огромным.


Греко-католический Воздвиженский собор (XVII в, перестроен в 1780 г из иезуитского костела).


Барочное убранство костела.


Сквер Марии-Терезии.


Сносят венгерский особняк. Рабочий нас, наверное, за каких-то репортеров принял. Ну или просто устыдился...


Особняки стиля модерн.


Пешеходная улица Корзо.

Но самый уникальный памятник Ужгорода находится не в центре, а в дальнем предместье Горяны, где с XII в стоит т.н. Горянская ротонда, к которой в XV в была пристроена базилика, для которой ротонда стала апсидой. Здесь сохранились (хотя и не в лучшем виде) чудесные фрески 1370-х гг, выполненные в немного джоттовской манере. Подъехав к ротонде, мы обнаружили закрытую дверь и группку девочек рядом с церковью. Впрочем, нам определенно везло в тот день - эти чудесные дети провели нас к дому смотрительницы (что довольно далеко оказалось – мы бы сами не нашли). Смотрительница вышла минут через 10, открыла нам храм (он сейчас принадлежит греко-католикам) и дала возможность осмотреть фрески (правда, зайти в алтарь я все-таки не решилась, впрочем, там и так осмотр неплохой).


Горянская ротонда XII в примыкает к базилике XV в.


Интерьер ротонды. Фрески триумфальной арки XV в и апсиды XIV в.

Фрески триумфальной арки принадлежат XV вв:

Покров Богородицы и Распятие.


Благовещение.


У Горянской ротноды 6 ниш. В некоторых сохранились фрески 1370-х гг.


Дары волхвов.


Богородица с младенцем поближе и Музицирующий ангел.


Распятие и Пантократов в одной из апсид.


Бегство в Египет - одна из лучших фресок ротонды.


Фрески Горянской ротонды 1370-х гг. Тайная вечеря.
Tags: Большое Карпатское кольцо, Укр. Закарпатская область, Украина, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большое Карпатское кольцо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments