Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Большое Карпатское кольцо: Закарпатская Угорщина, ч.1 (Свалява, Чинадиево, Ужгородский замок)

Четвертый день Большого Карпатского путешествия получился в основном венгерским. Нет, мы не пересекали границ Украины - просто въехали в район Закарпатья, компактно заселенный мадьярами. В средние века вся эта территория была разделена на комитаты (что-то вроде княжеств), каждым из которых владела отдельная дворянская семья.
Впрочем, сначала посмотрели еще один русинский (лемковский) деревянный храм - Михайловскую церковь, что стоит на окраине городка Свалява. Храм один из древнейших - построен в 1588 г, на нынешнее место перенесен в 1630 г. Вообще, в Сваляве с чехословацких времен сохранились ратуша, римо-католический костел кон. XIX в, греко-католический костел 30-х гг ХХв и застройка центральной части города, но тратить на них много времени мы не стали. Зато деревянную церковь посмотрели подробно, поскольку она относится к лучшим сооружениям своего типа. Внутрь не попали, только через окно посмотрели на иконостас II пол. XVIII в.
А вот с Чинадиево начались уже венгерские памятники – здесь сохранился замок феодалов Перени XIV в, где сейчас размещается музей. К сожалению, зайти внутрь мы не могли из-за недостатка времени, но и снаружи замок весьма интересен. В 1670 г его купили трансильванские князья Ракоци, владевшие комитатом Берег. После поражения антигабсбургского восстания, возглавляемого Ракоци, в 1726 г замок был передан Шенбурнам. Им же принадлежал дврец II пол. XIX в, в котором сейчас разместился санаторий "Карпаты", но мы туда не попали - просто не свернули вовремя и не стали возвращаться.

Свалява. Церковь Архистратига Михаила (1588, перенесена в 1630 г). Для лемковских церквей (помимо общеукраинской трехчастности) характерно понижение высоты объемов от колокольни до апсиды.



Хороша и колокольня с барочным завершением. Вид со сторны колокольни еще лучше.


Вынос опасанья под колокольней оформлен столбиками как галерея.


Барочный иконостас II пол. XVIII в удалось снять лишь через окно.


Иконы внутри храма.


Один из фасадов замка Перени XIV в в Чинадиево закрывает громадное дерево.


Эта греко-католическая церковь, выглядящая немного новодельно, оказалась Ильинским храмом, перестроенным из костела XIV в! Этим и объесняется сочетание в его архитектуре готических и барочных элементов.


Чинадиево. Замок Сент Миклош построен родом Перени (1450 г), с 1670 г принадлежал семье Ракоци, а с 1728 г - роду Шенбурнов.

Следующим пунктом нашей программы стал город Ужгород – административный центр Закарпатской области, самый маленький из админцентров Украины, кстати, (всего 116 тыс. жителей), а также древний венгерский город Унгвар - центр комитата Унг, известный с IX в. Здесь, как и во всех мадьярских городах, есть свой замок, выстроенный феодалами Другетами в XIV в. В замке нынче музей, куда я ненадолго зашла, но из всех экспозиций более или менее заслуживающей внимания показалась мне лишь та, что рассказывает о закарпатских музыкальных инструментах. Замок, скорее, просто нужно осмотреть изнутри, пройтись по длинных коридорам и галереям с ренессансными арками, порталами и окнами, взобраться на бастионы и полюбоваться видами на город, которые с них открываются.



Бастионы Ужгородского замка (XVI в).


Дворец внутри замка. Заложен в XIV в, перестраивался в XVI и XVII вв.


Скульптуры XIX в в замке.


Турул - символ венгерского "обретения Родины" - так венгры называют переход через Карпаты. В честь тысячеления этого события в 1896 году такие памятники появились по всей Венгрии.


Руины католического костела св. Юра XIV в.


Войти во дворец можно по мостику, перекинутому через ров.


Надгробная плита с изображением женщины (нач. XVIII в, но, по-моему, все-таки более раннее, для XVIII в слишком примитивно).


Двор замка.


Граф Миклош Берчени владел замком в нач. XVIII в.


Бастион, с которого открывается...


Вид на Ужгород и оекрестные горы.


Интерьеры замка. Декор вряд ли подлинный...


...но своды и наличники - вполне настоящие.


Музейные экспозиции не слишком впечатляющи,


Кроме экспозиции, посвященной народным музыкальным инструментам Закарпатья. Это скипки и лиры.


Гуцульские цымбалы из Раховского района.


А вот венгерские цымбалы кон. XIX в.


Кадр плохо получился, но не могу не разместить его. Это знаменитые гуцульские трембиты, которые делались из цельного ствола высокой ели (смереки). На фото показано как на них играли. Звук такой, будто слоны трубят :)


А вот дудки всякие.
Tags: Большое Карпатское кольцо, Укр. Закарпатская область, Украина, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большое Карпатское кольцо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments