Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

БКК: Львовская область (часть 3: Тадани, Крехов, Городок, Комарно, Гримне, Львов-арена)

Следующий день начали с поездки в села Дернив и Тадани. В первом реставрируют деревянную церковь XVIIв, во втором же сохранился интересный деревянный костел XVIIIв, которых на Украине особенно мало. В костел даже можно попасть внутрь, но здесь нам сильно не повезло – хранительница ключей «поїхала до Польщi», как нам сообщила ее родственница с граблями наперевес, которую мы вытащили, видимо, с огорода. Следующую остановку сделали в центре города Каменка Бугская (Кам'янка Бузька), который не значился у нас в программе, а просто показался нам интересным - в этих краях вообще много сохранилось таких вот городков: без каких-то ярких достопримечательностей, но не затронутых советскими массовыми сносами и индустриальным строительством, и благодаря этому сохранивших цельную историческую застройку. Впрочем, позже выяснилось, что есть здесь также деревянная церковь 1677 г, о которой мы прото ничего не знали в момент посещения города.

Село Крехов относится к основным туристическим объектам Львовской области, благодаря Василианскому монастырю, основанному еще в нач. XVII в. Унию монастырь принял только в 1720 г под сильным давлением, но сейчас является одним из главных оплотов греко-католицизма в стране. Впрочем, я для себя ничего интересного здесь не открыла: даже старые постройки – храм св. Николая 1721-1737 гг кельи, и стены и башня сер. XVIII в сильно отпидорены и на свой возраст не выглядят. Зато в самом селе сохранилась дивная деревянная Пятницкая церковь (1724 г) – один из лучших образцов львовского деревянного зодчества. Церковь, кстати, православная, что не так часто встречается в этих краях, где основная масса населения исповедует греко-католицизм.


Костел встречи Марии и Елизаветы и святой Текли XVIII в в селе Тадани, куда нам не посчастливилось попаст внутрь. По архитектуре он и похож на галицкие церкви (трехчастный), и отличается от них (больше напоминает базилику).


Он же с другого ракурса.


В заросшем парке в Таданях сохранилась также башня 1908 г - остатки дворца Бортманских.

Дернив. Польский костел 1930 г в стиле конструктивизм. Мы уже начали привыкать, что костелы на Западной Украине обычно заброшены.


В отличие от церквей греко-католических. Вот и деревянная церковь св. Никиты (1606 г) активно рестарируется.


По крайней мере, обшивку всю меняют.


Каменка Бугская. Ратуша нач. ХХ в.


Застройка центральной площади также примерно этого же времени.


Краеведческий музей располагается в старинном особняке - раньше, видимо, жилища на Львовщине были, в основном, из дерева, но сейчас деревянных домов здесь почти не осталось.


Вход в городской парк.


В седе Крехов мы немного заблудились, но весьма удачно - увидели вот этот (заброшенный, конечно же) конструктивистский польский костел 1930-х гг.


Зато православная деревянная Пятницкая церковь (1724 г) здесь просто на загляденье - один из лучших образцов жанра, на мой взгляд.


Она же с фасада.


Внутрь не попали, открыт был только притвор, где мы увидели вот эту икону старого письма.


С сюжетами из жития апостолов.


В том числе, и кровавыми - казнь апостолов Петра и Павла.


Ну и Преображение там забавное.


Креховский монастырь. Стены и башни XVIII в и Николаевская церковь (1721-1737 гг).


На мой взгляд, главное достоинство монатыря - живописное месторасположение. Но и с погодой нам не повезло, и одной природы лично мне для сильного впечатления недостаточно.


Интерьер собора от XVIII в почти ничего не сохранил.


Царские врата также, скорее всего, современной работы. Мне, кстати, понравились.


Городок Ивано-Франково (до 1945 г Янов) красиво расположен на берегуу Яновского пруда.


В Яворовском национальном парке у села Страдч, где есть комплекс пещерного монастыря (куда мы не пошли, т.к. не выделили на него времени в наших планах), для паломников оборудован т.н. Крестный путь - 12 моментов последнего пути Христа.

Далее на нашему пути лежал Городок, известный с 1213 г – интересный райцентр, где нам пришлось потратить время на небольшую прогулку. Прежде всего, заслуживает внимания центральная площадь, через которую проходит дорога на Мостыську и далее к польской границе. Здесь сохранились внушительный Благовещенский костел 1633 г, ратуша с часами 1832 г, а также застройка XVII-ХХ вв. Кроме того, у остатков парка XVII в (!) есть комплекс зданий францисканского монастыря XV в (с перестройками) и оборонный костел Воздвижения Честного Креста XV-XVIII вв (очень интересный храм, но, к сожалению, сильно отпидоренный). Еще один памятник Городка – деревянная церковь Иоанна Предтечи 1750 г, также несколько подпорченная современными реставрациями и поставленной в XIX в неуместной здесь каменной колокольней.

Из Городка через Яворовский национальный парк двинулись на юг в сторону Комарно – маленький город с населением в 3,8 тыс. чел. Здесь сохранилось два поистине выдающихся памятника – польский барочный костел с колокольней 1657 г постройки с прекрасными статуями на фасаде, а также замечательный деревянный Михайловский храм 1754 г, яркий образец галицкого деревянного зодчества, куда нам, по счастливой случайности (здесь как раз работали реставраторы), удалось попасть внутрь и посмотреть остатки росписей и иконостаса XVIII в. На окраине села в бывшем имении Лянцкоронских, которым в это время принадлежал город, в XIX в был установлен памятный обелиск в честь победы над турками, одержанной поляками под предводительством их предка в 1672 г. В паре километров от Комарно в селе Клицько рядом с огромным новодельным греко-католическим храмом находится еще одна деревянная церковь - Успения Богородицы 1603 г постройки, которую мы также не преминули посетить.


Городок. Благовещенский костел (1633г).


Застройка центральной площади.




В том числе, сохранившая и такие замечательные дома.


С интересными деталями.


И снова центральная площадь.


Это, вероятно, межвоенный польского времени коструктивизм.


Неподалеку от площади в свере стоит городская ратуша нач. ХХ в.


Оборонный костел Воздвижения Честного Креста XV-XVIII вв мог бы считаться одним из интереснейших зданий города, но "реставрация" сильно его испортила.


Комплекс зданий францисканского монастыря XV в (с многочисленными более поздними перестройками).


Деревянная церковь Иоанна Крестилеля (1755 г) и каменная колокольня XIX в.


Клицько. Церковь Успения Богородицы 1603 г и колокольня XVIIв. Церковь несколько испорчена неумелыми ремонтами, но с этого ракурса этого почти не видно.


И колокольня XVIIв поближе.


На выезде из Комарно в бывшем имении Лянцкоронских стоит обелиск XIX в в честь давней победы над турками 1672 г.


Деревянный Михайловский храм 1754 г.


Он же поближе.


И колокольня очень аутентичная (это тоже 1754 г). А интерьер и иконостас не слишком хорошо сохранились, но все еще впечатляют.


Распятие с предстоящими.


Росписи, кстати, вполне барочные.                       




Прекрасно оформлен скульптурами и резьбой фасад польского костела в Комарно (1657 г).


Очень интересный боковой портал.


Прекрасной работы фасад католического костела в Комарно (1657 г).

Еще одну остановку сделали на обратном пути в селе Гримне, сохранившем деревянную церковь Преображения Господня 1777 г с двумя колокольнями (1777 г и современной). Рядом в бывшем доме священника размещался подпольный штаб Романа Шухевича. Теперь здесь музей, идти в который у меня не было большого желания. Тем не менее, я поймала себя на крамольной мысли, что улица Бандеры во Львове и музей Шухевича в Гримном меня не раздражают, а вот где-нибудь в Полтавской области или в Киеве, а уж тем более, в Харькове им точно не место – в силу совершенно иной исторической памяти местного населения.

На этом экскурсионная программа дня завершилась. Мы поспешили в сторону Львова, нашли отель в пригородном селе Деревач, где и остановились. В этот вечер мы собирались на концерт «Океана Эльзы» на Львов-Арену. Приехали пораньше – и очень зря. Первые минут 40 после объявленного времени начала концерта на сцене вообще ничего не происходило. Потом, видимо, в качестве разогрева, выпустили девушку по имени Христина Соловий, которой, по-моему, прежде чем выходить на публику, сначала не мешало бы хоть немного научиться петь вживую. Ну ладно – возможно, нет в области групп уровня «Океана», тогда на бесптичье и Христина – соловей. Ну и девушка молодая и симпатичная – никто с этим не поспорит. Но в любом случае, зачем было добрый час мучить зрителей ее малопрофессиональными трелями – мне непонятно. Тем более что и так не слишком теплый день сменился откровенно холодным вечером, да еще и дождь ливанул – в общем, мы еще и продрогли изрядно.
Впрочем, начавшийся в полуторачасовым опозданием концерт превзошел все ожидания: Святослав – по-настоящему талантливый музыкант и очень энергичный артист, который умеет заводить зал – так что уже через 10 минут, уверена, зрители ему все простили. Я никогда не относила себя к поклонникам группы (пошла на концерт по просьбе В), но все последующие дни мы ездили по Западной Украине под песни «ОЭ», чей новый альбом купили на концерте. И это действительно, было как-то очень в тему.


Село Гримне. Церковь Преображения Господня 1777 г с двумя колокольнями (1777 г и современной).


Сам храм поближе.


И колокольни - где старая а где современная, не разбиралась. Думаю, левая постарше.


В церковь Мы даже заглянули внутрь - вот сфотографировала Царские врата в некотором приближении (войти не получилось - здесь был покрашен пол).


Рядом с храмом гулял аист, который совсем не боялся нас (может, раненый был).


Это не просто скромное здание нач. ХХв.


Здесь в доме приходского священника размещался подпольный штаб Романа Шухевича, нынче превращенный в музей.


Львов-арена перед концертом.


А вот концерт наконец-то начался.


Трибуны также были почти заполнены.
Tags: Большое Карпатское кольцо, Укр. Львовская область, Украина, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большое Карпатское кольцо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments