Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Грузия: Кахетия, ч.4 (монастырский комплекс Давид Гареджи - лавра св. Давида и монастырь Удабно)

В монастырь Давид Гареджи - одну из самых главных достопримечательностей Грузии - решили ехать с местным экскурсоводом, и, забегая наперед, скажу, что это полностью себя оправдало. Эта пещерный комплекс состоит из двадцати монастырей, основанных в VI-XI вв по инициативе ассирийского отца св. Давида, жившего сначала на горе Мтацминда, что сейчас в Тбилиси (там и теперь существует церковь отца Давида), но ушедшего после конфликта с местными зароастрийцами в пустынные степи на юге Кахетии. В начале XVII в монастырь подвергся разорению (да-да, тот самый шах Аббас). Монашеская жизнь здесь прекратилась и возродилась лишь спустя десятилетия. Нынче обитель располагается на территории Грузии и Азербайджана – госграница проходит как раз по лавре св. Давида, потому здесь можно увидеть погранпосты и пограничников. Эта территория долгое время оставалась спорной, но благодаря межгосударственной договоренности двух стран, в наше время туристы могут беспрепятственно осматривать объекты монастыря без прохождения пограничных процедур.

Началась наше знакомство с Давид Гареджи, впрочем, довольно обескураживающие: нас не пустили в один из основных монастырей - Додос Рка, тот, где находится могила ученика Давида Гареджийского и одного из основателей обители - св. Додо. Пропуском туристов здесь заведует полусумасшедший монах, которому, видимо, что-то в нас не понравилось. Он какое-то время препирался с Тариелом, на плохом русском пытался нам объяснить, в чем мы не правы, а потом, стоя на сильном ветру (день выдался в степи очень ветреным), что-то долго кричал нам вслед, потрясая посохом. Картина, нужно сказать, получилась эпическая и даже сюрреалистическая – в любом случае, забуду я ее не скоро. Так что о Додос Рка рассказать я вам ничего не смогу – утешает лишь то, что, по словам Тариела, росписей там почти не осталось, да и сами пещеры не слишком впечатляющи.


Лавра св. Давида, церкви и кельи XI в с последующими перестройками.


А так лавра выглядит с обратной стороны скалы.


Гареджийская степь.


Овцы пасутся над солончаком.


В апреле степь еще зеленая, а солончаки не пересохли.


Что за башня, уже не вспомню. Да мало ли их в Грузии.


Подъезжая к лавре св. Давида, наблюдаем почти космические пейзажи. Кстати, видно, что соседняя скала также изрыта пещерами.


Лавра св. Давида. Этот комплекс сооружен в XIв.


Лавра. Церковь Николая Чудотворца. В основе тоже XI в, наверное, но перестроена позже (колокольня явно поздняя).


К кельям вход воспрещен,


но их и так хорошо видно - вход в одну из келий.


Сверху - церковь Спаса Преображения (XI в).


Внутри Распятие, украшенное множеством чеканных рельефов (здесь Рождество и Распятие) - по виду, старых.


А вот Симеон Богоприимец и Успение Богородицы.


Здесь же могила св. Додо.


В этой старой башне вроде бы находится погранзастава.


У церкви Воскресения Христова, что на вершине хребта, на сильнейшем ветру дежурят пограничники.


В пустыне с водой напряженка, потому в гранитной поверхности скалы так прорезаны желоба, что дождевая вода собирается в колодец, который вырыт вон в той пещере.


В пещере же вода собирается и отстаивается с помощью вот таких конструкций.


А это уже территория Азербайджана.


Монастырь Удабно начинается вовсе не с пещерной церкви. Но она как раз все время закрыта.

Приехав к лавре святого Давида, сначала сходили на ее территорию в Преображенскую церковь (IX в постройки), а потом отправились в долгий поход по пещерам монастыря Удабно, что на обратной (азербайджанской) стороне скалы. Пещер здесь много – жилых, хозяйственных, и конечно же, церквей, в которых сохранились яркие фрески VIII-XIV вв. Не сказать, что поход этот легкий – сначала долго нужно карабкаться вверх по довольно крутому склону скалы (минибусы здесь еще не запустили), а потом пробираться по горным тропкам, забираясь в пещеры, вход в которые не всегда удобен. Пещер здесь много – основная тропа длиной более 2 км, но ответвлений от нее довольно много. Куда стоит лезть, а куда нет, подскажет только опытный местный гид – никаких схем пещерного города не существует. Но мы сразу предупредили Тариела, что нас интересуют фрески – их-то он нам и показал в больших количествах. Наверное, это самые ранние росписи, которые мы видели в Грузии.
А еще с вершины скалы открываются фантастические виды на окрестные степи: в апреле здесь красиво – зелено и свежо, а пологие окрестные холмы удивляют самой неожиданной окраской – они состоят из каких-то пород, имеющих то сероватый, то красноватый цвет. Посреди холмов иногда сверкают на солнце жемчужно-хрустальными гранями солончаки.


Вдоль хребта проходит туристическая тропа.


Есть здесь жилые и хозяйственные пещеры.


Но самое интересное здесь - церкви,


большинство из которых не аттрибутировано,


но где сохранились фрески VIII-XIV вв.


Деисус. У многих фигур стерты лица. Может, какие из многочисленных захватчиков постарались, а, может, и невежественные пастухи-мусульмане.


Святой воин.


Богородица и ангелы.


Одна из самых интересных церквей Удабно.


Прекрасно написанный деисус.


Интересеный орнамент.


Это трапезная (обратите внимание на ряд обеденных мест внизу снимка). Фреска - Тайная вечеря


Ее фрагмент - Иисус и Иуда (блондин ?). Кстати, редкий случай - пещера труднодоступна, и здесь сохранились лица.


Оттуда же - Троица Ветхозаветная.


Пантократор. Похоже, здесь был пожар или просто жгли костры.


Среди изображений попадаются и портреты исторических личностей, но их аттрибуция - целое дело.


Святые воины.


Воскрешение Лазаря.


Ангел и святой.


Благовещение. Этот ангел - одна из лучших фресок всего комплекса.


Комплекс неохраняемый, так что вандалам тут раздолье.


Богородица в храме и Симеон Богоприимец.


Рождество Христово.


И его фрагмент - дару волхвов.


Крещение Иисуса.


Вход в Иерусалим.


Еще одна труднодоступная церковь.


С дивными фресками.


Здесь почти нет вандальных надписей и у некоторых фигур сохранились лица.


И снова расписанный зал.


Еще один деисус.


Замечательный Иоанн Предтеча (бестрепетно испорченный неким мудаком по имени Анзор, к сожалению).


Сонм ангелов.


Кого-то поднимают на небо в колеснице (?).


Евангелист.


Ангелы и крест - этот сюжет часто изображали в грузинских храмах.


И еще одна расписанная церковь.


С прекрасными фигурами святых.


Сошествие Святого Духа на апостолов.


В этих росписях фигурируют какие-то кони.


Вот снова они.


А здесь архангел Михаил со змием воюет.


Роспись одной из церквей Удабно. Это трапезная (обратите внимание на ряд обеденных мест внизу снимка).
Tags: Груз. Кахетия, Грузия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Грузия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments