Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Грузия: Имеретия, ч.3 (Кутаиси)

Кутаиси - второй по величине город Грузии, столица Имеретии. В 806-1122 гг (когда Тбилиси находился под властью арабов и был центром одноименного эмирата) Кутаиси выполнял роль столицы Грузии. Сейчас это оживленный, хотя и не слишком с виду благополучный город, не могущий похвастаться какими-то особо яркими достопримечательностями, но сохраняющий атмосферу глубинной Грузии, не затронутой космополитичными веяниями последних десятилетий и туристским бумом.

К нашему приезду сюда уже ближе к вечеру погода немного разгулялась – и на прогулку по городу мы отправились уже при светящем солнце. Тем не менее, первым делом попытались успеть в местный исторический музей и пришли туда минут за 45 до закрытия. Впрочем, времени нам почти хватило – экспозиция музея невелика: все самое интересное здесь – археологические находки, старые книги с яркими миниатюрами, колхидские украшения античной эпохи, древние иконы и т.д. – поместилось в одном большом зале. Зал поменьше посвящен имеретинской этнографии.


Гелатская Богоматерь (XVIв) - прекрасный образец работы по металлу.

И ее занимательные детали:

Рождество Христово.


Успение Богородицы и воскрешение Лазаря.


Крещение Иисуса.


Распятие с предстоящими.


Евангелие XIIв, эмали, пожалуй, более новые - XVIIIв где-то.


Евангелие XIIв.

В музее довольно много образцов чеканки и работы по металлу:

Евангелие из Моцаметы (XVIв).


Св. Георгий (Хв).


Мадонна X-XIвв.


Архангел Михаил (XIв).


Икона Распятие XIв.


Деревянная церковная дверь XIв.

Еще один св. Георгий XIв.


Процессуальный крест XVIв.


Богородица XVIв.

Немного археологии:

Истический музей Кутаиси. Статуэтка гермафродита бронзового века.


Античная эпоха (I-IIIвв н.э.).


Грифон раннесредневековой эпохи (IV-Xвв).


Христос Пантократор из Зестафони (XVII-XVIIIвв).


Давид Нарини (фреска из Гелати XIIIв).


И еще фрески XIIIв.


Имеретинская одежда из этнографического отдела.

Покинув музей, отправились на прогулку по центральной части Кутаиси. Здесь есть большая пешеходная зона, застроенная, в основном, домами XIX-нач.XXвв. Из нее можно выйти на набережную Риони, где в парке стоит весьма скромный дворец имеретинских царей 1860г постройки (то есть, когда никаких царей в Имеретии уже не было). Центральная площадь отмечена большим и очень красивым Колхидским фонтаном, все фигуры которого – увеличенные копии археологических находок Колхиды античного периода. Смотрится все это очень здорово. Да и сама площадь интересная – здесь и здание драматического театра им. Л.Месхишвили, и здание банка ТВС нач.ХХв, и недавно реконструированное здание оперного театра им. Г.Баланчивадзе (нач. ХХв). Сюда нас даже пригласили войти послушать концерт, но мы, к сожалению, смогли потратить на это не более 15 минут.
Интересна и набережная Риони, где дома как будто нависают над водами реки. Это старые кварталы города, не отмеченные какими-либо особо старыми или интересными зданиями, но имеющие очень живописный вид. Кутаиси вообще весь такой: общий внешний колорит и живописность совершенно не поддерживаются здесь богатым внутренним наполнением - нет ни старых храмов, ни каких-либо интересных гражданских сооружений.


Кутаиси. Набережная Риони.


Улица Церетели - уголок старого Кутаиси (кон.XIX-нач.ХХв).


Арка в пешеходеную зону.


Крытая галерея.


Школа №1, бывшая кутаисская гимназия, где в 1902-1906гг учился В.Маяковский. Его отец, обедневший дворянин, работал в Багдати лесником. Семья переехала из Кутаиси после его смерти от заражения крови в 1906г.


Скульптура мальчика на Белом мосту через Риони (1872г).


Эта скромная постройка носит громкое имя Золотая аллея и представляет собой не что иное, как дворец имеретинских царей. Впрочем, в 1860г, когда ее построили, никаких царей здесь и в помине не было. Здание скорее интересно тем, что это - типичный имеретинский дом с деревянной галереей. Впрочем, есть вероятность, что в основе его лежит постройка XVв, тогда можно говорить и о дворце.


У дворца - маленький городской парк (бывший дворцовый).


Задний фасад оперного театра им. Г.Баланчивадзе (нач.ХХв).


А это его главный фасад.


Доброжелательная пожилая женщина пригласила нас зайти в театр, который недавно открылся после реконструкции. На сцене какой-то дядька средних лет что-то задушевно пел под гитару. Но мы не знали, кто это, а слова песни были нам невнятны в силу языкового барьера - потому долго здесь задерживаться не стали.


Интерьеры не слишком роскошные (стены, например, оклеены золотистыми моющимися обоями), но это не столь важно. Главное, что театр наконец-то функционирует после многолетнего перерыва.


Площадь Давида Строителя. Справа - здание банка ТВС (нач.ХХв).


Великолепный Колхидский фонтан на фоне драматического театра им.Месхешвили. Наверху слева виднеется сильно отреставрированный храм Баграта (о нем речь пойдет чуть ниже).


Фасад и колоннада театра.


Фонтан этот, похоже, сооружен недавно, но его идея и исполнение мне очень нравятся: все фигуры здесь - увеличенные копии самых выдающихся археологических находок эпохи Колхидского царства, которые можно увидеть сейчас в Национальном музее Грузии. Здесь и фигурка тамады VIII в до н.э., и различные животные...


Ну а роскошных коней (в центре фонтата) с храмовой подвески IV в до н.э. вы, я думаю, узнали.


А ежели вдруг кто забыл, то вот они.


А в двуш шагах - кутаисский рынок.


И снова набережная Риони.

Церкви левого берега Риони не слишком древние, например, римско-католический храм Благовещения, выстроенный французскими католиками в 1823г.
Впрочем, один собор XIв здесь все-таки есть, правда, восстановленный практически из руин совсем недавно (в 2012 г). Это знаменитый храм Баграта (собор Успения Богородицы 1003г постройки), где был коронован на царство сам Давид Строитель. Он стоит на вершине высокого холма на противоположном от центра берегу Риони, и сюда я поднялась только утром следующего дня. Внутрь из-за слишком раннего часа попасть не удалось – но, если честно, то что там смотреть в восстановленном храме… Снаружи кое-какие детали первоначального сооружения все-таки сохранились – особенно интересны резные капители колонн с изображениями различных животных и библейских сюжетов (чем-то это даже напоминает романские базилики Италии).
Перейдя на другой берег Риони, отправились в Еврейский квартал, где на улице Бориса Гапонова (первого переводчика на иврит «Витязя в тигровой шкуре» Руставелли) сохранились две синагоги XIXв. Дело в том, что в Кутаиси в XIX-ХХ вв проживала крупнейшая в Грузии еврейская община (сейчас евреев здесь почти не осталось). Дойдя до рионской ГЭС можно увидеть на противоположном берегу район Чоми, где предпочитали селиться воры в законе, которыми особенно был известен Кутаиси. Воров, впрочем, приструнили при Саакашвили, многие уехали, в доме одного из преступников даже разместился полицейский участок (к сожалению, многие из них при этом перебрались в Москву).


Храм Баграта (1003г, восстановлен в 2012 г) выстроен на вершине высокого холма и видет почти из любой точки города. Теперь он выглядит как новенький, а ведь разрушенный турками еще в XVIIв, собор более трехсот лет простоял руиной. Тем не менее, даже после радикальной реставрации 2012 г, граничащей с варварством, ЮНЕСКО не исключило памятник из списка Всемирного наследия.


Храм Баграта (Успения Богородицы, 1003 г) и остатки оборонительной стены.


Порталы собора впечатляют монументальностью,

а капители колонн порталов - искуссной каменной резьбой XI в:







Вполне вероятно, что эти порталы - единственное, что осталось в нынешнем соборе от XI века.


Вид на город и Рачийский хребет от храма Баграта.


Благовещенская церковь (1823г, бывшая католическая) больше напоминает об Италии, чем о Грузии.


Перейдя Риони по моту и миновав Благовещенскую церковь, выстроенную французскими католиками,...


...попадаем в Еврейский квартал.




Каменные дома с деревянными галереями.


Но в основном, дома здесь каменные.


Постройки выглядят вполне добротно до сих пор.


Синагога 1886 г на ул. Бориса Гапонова.


И вход в нее.


И еще одна - тоже кон. XIXв.


А это памятник Борису Гапонову - еврейскому писателю и переводчику "Витязя в тигровой шкуре" на иврит.


У Рионмкой ГЭС Еврейский квартал заканчивается. Здесь встречаются традиционные грузинские дома с балконами и христианские храмы.


На противоположном берегу Риони виден район Чоми, облюбованный некогда кутаисскими ворами в законе, которых, впрочем, выжили оттуда во времена Саакашвили.

Есть в Кутаиси на окраине также здание грузинского парламента (город имеет статус второй столицы Грузии), куда можно попасть даже на экскурсию, но оно на окраине, так что мы туда в этот раз не успели.
Тем не мерее, пора было покидать Имеретию, и мы отправились на юг в загадочную и не слишком истоптанную туристами провинцию Самцхе-Джавахети, о которой речь пойдет в следующий раз.
Tags: Груз. Имеретия, Грузия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments