Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Тбилиси (часть 3): Старый город, районы Чугурети, Ваке, Вера и проспект Руставели

Старейший из храмов Тбилиси – церковь Анчисхати (VIв) сохранила несколько старых надгробий и колокольню конца XVIIв. Она выходит фасадом на пешеходную улицу Чахрухадзе, где стоит один из самых популярных тбилисских театров – Театр марионеток Резо Габриадзе (мы пытались сюда попасть на представление, но поздно озаботились билетами, и потому не преуспели). А расположенный вокруг район – типичный старый Тбилиси с деревянными резными балконами и спиральными лестницами и не слишком опрятными дворами, пространство которых многократно рассечено бельевыми веревками. Более приглядный вид имеют улицы Бараташвили (где на остатках старой городской стены выстроены дома) и Пушкина (где можно увидеть раскопы фундаментов старых городских укреплений). Отсюда можно выбраться на большую и парадную площадь Свободы, окруженную административными зданиями, посреди которой стоит высоченная  колонна, увенчанная сверкающей на солнце позолоченной фигурой покровителя Грузии  Георгия Победоносца. Здесь есть масса полезного: туристический офис, станция метро, Музей Изящных Искусств, а чуть поодаль – наше любимое тбилисское кафе Рача, где мы ужинали и обедали регулярно.


Театр Резо Габриадзе.


Базилика Анчисхати (VIв).


И ее колокольня кон.XVIIв.


Улица Бараташвили, старый город.


И снова традиционный старый Тбилиси.


Типичные дворы.


Здесь дома возведены прямо на остатках городской стены, бывшей границей города до нашествия персов 1795г.


Улица Бараташвили известна также своей скульптурой, а не только своими домами.


Застройка улицы Пушкина, в основном, принадлежит рубежу XIX-XXвв. Но здесь в раскопе можно увидеть и остатки городских стен XI-XIIвв.


Площадь Свободы.


Высоченную колонну венчает статуя покровителя Грузии Георгия Победоносца. Говорят, золотая, но что-то не верится.


Последние пару дней в Тбилиси мы жили в районе Чугурети, более всего примечательном прекрасной и целостной застройкой проспекта Давида Строителя, т.н. «Дворцом одной ночи» (дворцом принца Ольденбургского, выстроенным в 1895г для княгини Аграфены Дадиани, которую принц буквально выиграл в карты у ее непутевого мужа, а впоследствии женился на ней), а также домом, в котором в дворницкой коморке под лестницей (его красивую и печальную историю знают многие, но о ней речь пойдет ниже) провел последние два года жизни самый известный грузинский художник Нико Пиросмани (Пиросманишвили).
Ваке - один из отдаленных районов города. Сюда мы попали вечером, когда главная достопримечательность района - замечательный этнографический музей Грузии был уже закрыт. Мы лишь немного пофотографировали постройки из-за забора. А жаль - судя по фотографиям, у этих домов интереснейшие интерьеры. Ну что ж - еще один повод вернуться.


Театр Маржанишвили (1907г).


Скульптура Котэ Марджанишвили - ученика К.Станиславского и знаменитого грузинского режиссера - на одноименной станции метро.


Пешеходная часть проспекта Давида Строителя имеет однородную застрйку XIX-нач.ХХвв.


Современных домов на проспекте мало, и они также весьма изящны.


В этом доме в 1850-х гг жил и работал Лев Толстой.


Синагога или иешива - в общем, здание явно связанное с тбилисскими евреями.


Сквер на проспекте.


А рядом - тот самый "Дворец одной ночи", выстроенный принцем Константином Ольденбургским для Аграфены Дадиани в 1895г.


Дом, где провел последние два года жизни (1917-1918гг) Нико Пиросманашвили. Единственное, что здесь отреставрировано, это вход в музей, который, впрочем, насколько мне известно, всегда закрыт.
Пиросмани оказался здесь (его приютил дворник в своей коморке под лестницей) после того, как потратил все свое состояние (в том числе, и средства от продажи дома) на цветы для танцовщицы Маргариты. Эта романтическая история легла в основу всем известной песни "Миллион алых роз".


А вот та, ради кого художник претерпел все эти муки - актриса Маргарита. Вздох разочарования неуместен - в случае с Пиросмани на портретное сходство рассчитывать не приходится. Но вот цветочки в руках и вокруг вполне показательны :)


Двор у дома со стеклянными террасами традиционен для Тбилиси.


Административный корпус Этнографического музея под открытым небом.


Его столбы украшены изящной резьбой.


Жилища дарбази (со ступенчатым сводом крыши) из сектора провинции Самегрело.


Хозяйственные постройки на сваях из сектора провинции Гурия.


Образовательный центр и сванская башня над ним.

Еще один «боковой» район тбилисского центра – Вера – имеет репутацию богемного. Здесь несколько мемориальных квартир-музеев разных выдающихся деятелей грузинской культуры, филармония и православный монастырь Андрея Первозванного с одноименным храмом XIIв.
Отсюда же начинается проспект Шота Руставели – центральная улица Тбилиси, где расположены многие центральные театры (Оперы и балета, драматический им. Руставели), музеи (Национальный музей Грузии, «Голубая галерея» и т.д.), банки и прочие учреждения. Здесь же находится великолепная церковь Кашвети, выстроенная в 1904-1910гг в традиционном грузинском стиле и расписанная в 1944-45гг художником Ладо Гудиашвили (за что того впоследствии исключили из КПСС, кстати).
К проспекту примыкают два небольших сквера, один из которых (9 Марта) заканчивается на берегу Куры у т.н. Сухого моста (XIXв, перекинут через высохшую ныне протоку Куры). Здесь мы обнаружили небольшой блошиный рынок, где, конечно, застряли, правда, совсем ненадолго. Ведь время не терпело – нужно было идти в музеи, на которые мы отвели несколько часов нашего последнего дня в Тбилиси. Но об этом в следующей части.



Район Вера.


В монастырь Андрея Первозванного ходит много русских жителей Тбилиси. Церковь Иоанна Богослова (кон.XIXв) и Андрея Первозванного (XIIв, восстановлена в 1873г).


Портал церкви Андрея Первозванного (XIIв).


Росписи здесь новодельные.


В этом доме в районе Вера находится музей художницы Елены Ахвледиани.


Площадь Революции Роз: сталинская высотка Грузинской Академии наук и доходный дом Мелик-Азарянца (1912-1915гг).


Дом украшен гирляндами и рельефами.


Памятник Шота Руставели стоит в самом начале проспекта его имени.


Но на проспекте есть и менее традиционные скульптуры.


Тяжеловесное здание театра Руставели (1887г).


Церковь Кашвети выстроена в 1904-1910гг в традиционном грузинском стиле.


Ее апсиду расписал Ладо Гудиашвили в 1940-е гг. За это его исключили из компартии Грузии.


Богородица тут совершенно нетрадиционная.


А это памятник поэту Г. Леонидзе.


Сухой мост (XIXв).


Восточный балкон театра оперы и балета.


Театр оперы и балета им. Палиашвили (1896г) недавно был реконструирован.
Tags: Груз. Тбилиси, Грузия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Грузия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments