Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Киев: оперный театр, Кирилловская церковь и Владимирский собор

В прошедшие выходные оказалась в Киеве проездом на полдня, которые постаралась потратить с максимальной пользой.

Прежде всего, попыталась успеть на спектакль в Национальную оперу Украины – театр, куда я давно мечтала попасть, но поскольку всегда смотрела Киев на бегу одним днем, никогда мне этого не удавалось. В этот раз наконец звезды сошлись – и я успела на дневной спектакль. Давали «Сказку о царе Салтане» Римского-Корсакова. В зале было ожидаемо много детей, но сама опера очень хорошая, к тому же, в Москве она идет не часто, так что послушать ее в живом исполнении мне очень хотелось.
Единственным неприятным моментом стала 40-минутная задержка спектакля (я с таким, наверное, только в Маринке сталкивалась, и то только на спектаклях с Гергиевым, который умудрялся дирижировать двумя спектаклями в день). Мне, к тому же, просто жаль было времени, которого в Киеве у меня оставалось не так много.
Исполнение мне показался не выдающимся, но вполне добротным. Неплохи были хор и оркестр Из солистов понравились только сопрано Татьяна Ганина (царица Милитриса) и тенор Сергей Пащук (князь Гвидон), остальные не произвели сильного впечатления. Впрочем, судить об уровне исполнителей в театре по одному дневному спектаклю, пожалуй, все-таки не стоит.
Здание выстроено в 1901г архитектором В,Шретером. Как и всякий исторический театр, киевский очень красив и снаружи, и изнутри (хотя здесь я все-таки ожидала чуть более роскошной обстановки). Театр также отмечен в истории России, правда, трагическим событием – в сентябре 1911г здесь террористом Д.Богровым был застрелен премьер-министр П.А.Столыпин (кстати, давали в тот вечер именно «Сказку о царе Салтане» (!), а убийство случилось во время второго антракта).


Здание Национальной оперы Украины (1901г).



Фасад театра.


Сцена театра.


И красивый барельеф над ней.


Ложи ярусов.


Сцена из спектакля. как видите, режоперой в НОУ не увлекаются.

В фойе театра проходила выставка фарфора на тему балета и танца:







Вся выставка размещается здесь.


Лестница в театре.


И снова лестница.


В фойе театра зачем-то размещаются инфостенды о разных аспектах ЕС.


И действительно, в чем-то Украина - вполне европейсая страна (надпись на плакате в метро Киева "Новое увлечение? Пройти тест на ВИЧ") :))


Ну а в чем-то до Европы еще расти и расти, ...


причем, в некоторых аспектах еще довольно долго :)

После спектакля у меня было запланировано посещение Кирилловской церкви – одной из интереснейших в Киеве, поскольку помимо фресок XIIв (что само по себе нетривиально) здесь на хорах также можно увидеть замечательные росписи М.А. Врубеля, а также написанные им для местного иконостаса образы Богородицы, апостолов и святых. Храм выстроен в сер. XIIв киевским князем Всеволодом Ольговичем на дальней в то время окраине Киева – в урочище Дорогожичи, игравшем важное место в системе обороны города от набегов с севера. В XVIIIв храм перестроили в стиле украинского барокко, а стены внутри оштукатурили. Фрески XIIв были открыты случайно во время очередного ремонта в XIXв. Для их изучения был вызван из Петербурга художник Прахов, но отстоять сохранение древней живописи он не смог – по настоянию церковного начальства, бледные росписи XIIв были поновлены масляными красками. Эти поновления потом пришлось еще раз снимать – уже в 60-е гг ХХв, когда Кирилловская церковь была уже музеефицирована. Сейчас в храме раскрыто, в общей сложности, около 800 кв м древнерусской живописи, состояние ее, по большей части, неважное, но некоторые фрагменты сохранились получше.
Там, где древняя живопись не сохранилась, оставили масляные росписи XIXв. Среди прочих здесь с 1884г работал великий русский художник М.А. Врубель. Наиболее известно его Сошествие святого духа на апостолов, украшающее потолочное перекрытие хоров. Но есть здесь и другие его работы: ангелы в княжеской молельне (куда я проникла нелегально, подвинув один из стульев, закрывавших проход), образ Иисуса над входом в эту же молельню, грозный и великолепный пророк Моисей, а также чудные иконы Богородицы и святых из иконостаса храма.
Это было не первое мое посещение Кирилловской церкви, но зато самое плодотворное: несмотря на запрет фотографирования, мне удалось украдкой снять самые интересные сюжеты росписей.



Кирилловская церковь снаружи на XII век похожа мало. Это результат реконструкции XVIIIв.


Портал XVIIIв.


наличники окон.


Раскрытый портал XIIв.

И прекрасные фрески Кирилловской церкви:


Ангел, сворачивающий свиток неба (XIIв).


Святые Константин и Елена (XIIв).


в апсиде Шествие святых.


Изображения воина (XIIв).


Симеон-Богоприимец из сцены Сретения на столпах церкви.


Апостол Павел.


на стенах церкви можно увидеть также портерт XVII в - Иннокентий Монатсырский (фото из Википедии).


Фрагмент Страшного суда (Богач перед Сатаной) (XIXв).


Ангела на хорах.


Пророк Аввакум (XIXв).


М.А.Врубель. Лик Иисуса над Княжеской молельней.


Княжеская молельня. Ангелы (худ. М.А. Врубель) и Богородица (худ. Ижакевич).


М.А.Врубель. Царь-Космос (фреска с хор Кирилловской церкви).


М.А.Врубель. Оплакивание.


Врубель также написал иконы для иконостаса Кирилловской церкви. Вот прекрасная Богородица с младенцем, списанная с жены его заказчика Прахова, в которую художник был влюблен (фото из Википедии).


М.А.Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов (1885г, фрагмент).


М.А.Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов (роспись на хорах Кирилловской церкви).

Закончила свою пробежку по Киеву во всем известном Владимирском соборе, где я также бывала раньше, но захотелось освежить впечатления. Здесь, впрочем, все сложилось не так удачно: в храме шла служба, потому было довольно много народу, что не способствовало осмысленному осмотру великолепных интерьеров собора.
Владимирский собор строился в 1862-1882гг на общественные пожертвования в честь крестителя Руси св. князя Владимира. Его архитектура неплоха, хотя псевдовизантийский стиль не относится к моим любимым. Внутреннее убранство храма великолепно: в 1885-1896 гг здесь работали лучшие русские художники того времени: П.Сведомский, В.Котарбинский, Н.Пимоненко, М.Нестеров, а также В.Васнецов, написавший в апсиде свой знаменитый образ Богородицы, а при входе – картины на сюжеты крещения князя Владимира и киевлян.
К сожалению, попасть на хоры Владимирского собора мне не удалось (не знаю, открывают ли туда вообще когда-либо доступ) – а ведь там находятся еще два престола – святой Ольги и святых Бориса и Глеба, а также некоторые живописные работы вышеупомянутых художников. Но увидеть их в этот раз не было никакой возможности, остается надеяться, что когда-нибудь она мне представится.


Владимирский собор с апсиды (1862-1882гг).


Он же со стороны фасада. Вообще, это типичный псевдовизантийский стиль, но все-таки не такой прямолинейный, как обычно практиковали в те времена.


Двери собора. Кн. Владимир.


Св. Ольга - двекри Владимирского собора.


Иконостас собора: Св. Николай (худ. М. Нестеров).


Оттуда же: св. Елена (худ. М.Нестеров).


В.Васнецов. Крещения князя Владимира в Корсуни.


В.Васнецов. Крещение киевлян (фото из Википедии).


В.Васнецов. Богородица с младенцем - самая известная из росписей Владимирского собора.


Владимирский собор (1862-1882гг), интерьер.

Tags: Укр. Киев, Украина, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Украина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments