Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

БЕЭ, (день шестой): Хакасия (Абаза, Сафронов, Полтаков, Анхаков, Казановка)

Этот день поездки снова был посвящен Хакасии – в основном, Аскизскому району, где сейчас компактно проживает основная часть коренного населения Республики. Как нетрудно догадаться, в этом посте будет снова много археологии, так что если вы от нее устали, можно дальше не читать.
Но начали мы все же с посещения музея в промышленном городе Абаза, название которого расшифровывают как сокращение от «Абаканский завод». Железоделательный завод основан здесь был еще в XIXв, но история его весьма непростая - он то открывался, то закрывался, менял собственников, формы собственности и т.д. Местный музей находится в одном из немногих сохранившихся старых особняков города – доме купца Кипреева (кон.XIXв), и сам по себе довольно интересен.

Следующим пунктом программы стал Сафроновский могильник – один из самых интересных археологических памятников Хакасии, куда можно дойти от мрачноватого и заросшего коноплей хакасского улуса Сафронов (путь недолгий - менее 1 км). Здесь сохранилось множество курганов тагарской эпохи, четыре из которых окружены каменными стелами, отмеченными древними рисунками и надписями.


Абаза, особняк купца Кипреева (кон. XIXв). Сейчас Абазинский краеведческий музей.


Двор усадьбы.


И хозяйственные постройки.


Герб города Абаза - тут и природа, и ископаемые, и исторические прошлое Хакасии.


Хакасский женский костюм. Нагрудное украшение из бисера называется пого. Их даже продают как сувениры, очень красивые, но в какой ситуации в Москве можно одеть пого, я так и не придумала :)


Чатхан - струнный хакасский народный инструмент.


Модель абазинского железодеятельного завода.


Гидромонитор разработан инженером Еремеем Черкасовым. Применялся при разработке золотых приисков.


Суровые и прекрасные окрестности Абазы - тайга, рудные отвалы и какие-то подсобные помещения.


Улус Сафронов также выглядит не слишком фешенебельно...


Зато аутентично.


Заросли конопли в улусе знатные.


А раньше хакасы жили вот в таких деревянных юртах, некоторые из которых сохранились на территории усадеб до сих пор.




Приближаемся к Сафроновскому могильнику - курганам тагарской эпохи (2,5 тыс. лет назад).


Курганы со стелами поближе.


Одна из самых впечатляющих стел.


Окрестные пейзажи очень хороши.


Тамги, спираль и прочие символы на стелах.


Что делает сидящий человек и что за предмет перед ним - каждый судит в меру своей испорченности.


Птица на одной из стел.


И здесь птицы.


Сафроновский могильник. Тагарский курган, окруженный каменными стелами.


На одной из стел Сафроновского могильника изображено множество птиц.

В Хакасии существует несколько музеев под открытым небом – в основном, это памятники археологии: писаницы, менгиры, курганы и т.д. О некоторых из них я рассказывала в этой серии ранее, далее речь пойдет еще о трех. В улусе Полтаков рядом с местной школой организован целый стелариум, куда свозились плиты, в основном, тагарской (VIII-III в до н.э.) и хунно-сяньбинской (IIв до н.э. - IIIв н.э.) культур со всего района. Некоторые из них расчищены на иностранные гранты, другие так и стоят нерасчищенные. Музей доступен для осмотра в любое время и снабжен большими и толковыми инфостендами.
На протяжении 18 км вдоль дороги Аскиз-Абакан тянется т.н. Большой палеоазиатский могильник – степь (местами распаханная), со множеством курганов скифо-тагарской и прочих эпох. Посреди этого поля недалеко от улуса Анхаков находится музейный комплекс, содержащий всего один экспонат – т.н. "Улуг Хуртуях тас" (по-хакасски "Каменная бабушка"). Окуневская стела III или II тыс. до н.э. в виде женской фигуры, испокон веков стоявшая на этом месте, всегда была предметом поклонения хакасов. И даже когда ее перенесли в абаканский музей, некоторые хакаски умудрялись совершать рядом с ней обряды. В общем, традиция поклонения "Улуг Хуртуях тас" не прерывалась никогда – это вообще уникальный случай, ведь большинство древних культов давно забыты. В 2003г по просьбе местных жителей, статую вернули на ее исконное место и заключили в стеклянную юрту от непогоды. Теперь хакасы приезжают сюда со всей республики в поисках семейного счастья, помощи в деторождении и т.д. – нынче это одно из самых популярных и посещаемых мест в Хакасии.

Закончили этот день посещением этнографического музея-заповедника Казановка, где на территории в несколько гектаров разбросаны курганы, менгиры, писаницы. Но на осмотр всего этого нам до темноты времени бы точно не хватило, потому мы ограничились парой менгиров и этнографическим юртовым комплексом "Кюг, имитирующим хакасское поселение XIXв. Из оригинальных построек здесь только амбар XIXв, а в юртах можно даже остановиться на ночлег. Но в целом быт хакасской деревни здесь можно представить вполне ясно.


Улус Полтаков. Тагарская стела с изображением животных


Улус Полтаков. Такое фантазийное панно на хакасские народные темы украшает стену местной школы.


Полтаков, курган со стелами.


Полтаковский стелариум.

Рисунки на стелах в Полтакове интересны и разнообразны:



А здесь целые композиции и рунические надписи.


Многофигурная композиция.


Окуневская стела с типичными личинами.


Люди и звери.


Стеклянная юрта для Улуг Хуртуях тас (Большой каменной бабушки).


Улуг Хуртуях тас (Большая каменная бабушка) - окуневское изваяние, которому уже 4,5 тыс. лет. Чуть ли не единственный идол в Хакасии, ритуал поклонения которому не забыт, а дошел до нас через века.


Которую принято кормить молочными продуктами, мазать ей сметаной рот и живот, а также просить ее о чем-то (обычно, о рождении детей), как делает эта хакасская девушка.


Ну а те, чье желание исполнилось, возвращаются, чтобы поблагодарить Хуртуях тас.


И традиционная деревянная хакасская юрта рядом.


Интерьер юрты.


Казановка. Менгир Ах-тас из белого камня - место поклонений и жертвоприношений.


Юртовый комплекс "Кюг".


В таких юртах-чумах проживали бедняки.


Амбар XIXв.


Сани.


Деревянная юрта зажиточного хакаса.


В Казановке находился родовой камень Майнагашевых, который был взорван в советское время.
Так закончился наш последний день в Хакасии, а вместе с ним и часть поездки, посвященная древним кочевым культурам Великой степи. В следующий раз речь пойдет о Русском Енисее, где почти не будет курганов, петроглифов и менгиров, зато будет много культовой и гражданской архитектуры и исторической городской застройки. Ну и великий Енисей, на который, как на нитку, оказались нанизаны эти столь различые цивилизации, конечно, тоже будет.
Tags: Большая Енисейская экспедиция, Россия, Сибирь, Хакасия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большая Енисейская экспедиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments