Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

БЕЭ, (день пятый): Тува (от Кызыла до Ак-Довурака) и Западный Саян.

Столица Республики Тува Кызыл не может похвастаться долгой историей – город основан русскими  1913 году под названием Белоцарск (кочевники-тувинцы вообще городов не строили). Здесь были серьезные боестолкновения во время Гражданской войны – потому от того времени до нас дошли только пара зданий, в т.ч., деревянный Первый дом Кызыла, вернее, единственный, оставшийся от центра старого Белоцарска. А вот исторических хурээ (буддистских монастырей и храмов) ни в Кызыле, ни во всей Туве не осталось вообще – все они подверглись разрушению во время независимой ТНР. В последние десятилетия несколько хурээ построены в Кызыле, в один из них - Цэченлинг (1999г) мы заехали с целью ознакомиться с местной религиозной экзотикой. Еще более экзотичной тувинской религиозной практикой является широко распространенный здесь шаманизм. Деревянный дом, в котором расположена шаманская клиника Тос-Дээр, стоит рядом с современным грандиозным монументом «Центр Азии», возведенным на месте строго (1964г) в 2014 году, когда праздновалось столетие вхождения Тувы в состав России.

Строго говоря, монумент - всего лишь символ, а не геодезическая точка: по самой распространенной версии, географический центр Азии* (с которым тоже все не так просто - подробнее можно почитать Вики по ссылке внизу поста) находится в 23 верстах от Кызыла, но вроде как точно на территории Тувы. Сейчас в центре города на набережной им. Кужугета Шойгу сразу после слияния Бий-Хема (Большого Енисея) и Ка-Хема (Малого Енисея) в Улуг-Хем (Верхний Енисей) разбит целый парк, посвященный этому факту, - с фонтанами, скамейками, скульптурами, сувенирными лавками, мороженым и напитками (алкоголь не продают – и правильно делают). По парку ходят полицейские и гоняют пьяных, курильщиков и прочих нарушителей порядка. Автор центрального памятника – довольно модный нынче, причем не только и не столько в России, бурятский скульптор Даши Намдаков  - изобразил трех львов, держащих земной шар, увенчанный шпилем, - и все это в окружении фигур-символов года из китайского гороскопа. Чуть поодаль находится весьма достойная скульптурная композиция "Царская охота" (автор тоже Д.Намдаков), выполненная по мотивам и в стиле находок из курганов Аржаан-I и -II. Но вообще, в условиях недостатка времени я пожалела свободного часа на подробный осмотр парка и побежала сначала в книжный магазин, а потом вприпрыжку пронеслась по паре центральных улиц Кызыла, где сфотографировала несколько деревянных зданий эпохи независимости, которые, на мой взгляд, представляют здесь наибольший интерес. К сожалению, добежать удалось не везде – например, здания Клуба советских граждан и посольства СССР в ТНР (оба нач.ХХв) прошли мимо меня, а кое-какие интересные постройки смогла увидеть лишь из окна автобуса. Но несколько примечательных зданий все-таки запечатлеть получилось.

Ночевали мы в этот день в юрточном гостевом комплексе "Бий-Хем", что расположен в  20 км от Кызыла на берегу одноименной реки  - Большого Енисея. Место очень атмосферное, к тому же само по себе является достопримечательностью республики – здесь можно разместиться с максимально возможным в таких условиях комфортом: в юртах есть электричество (впрочем, с ним бывают и перебои, но это если не повезет), умывальник, обогреватели (юрты не отапливаются, но мы, слава Богу, попали сюда еще в теплый сезон). Туалеты и пара душевых кабин с горячей водой есть на территории комплекса. К тому же, здесь вкусно кормят, можно при желании послушать горловое пение или посмотреть на камлания шамана, - и вообще тут рады гостям.


 Т.н. Первый дом Кызыла - если вся застройка 100 лет назад была здесь такой, то город выглядел весьма привлекательно.


В этом здании находится музей истории политических репрессий в Туве.


А рядом памятник жертвам репрессий - т.н. "Непокороенный", созданный в 1992г тувинским скульптором с удивительным именем Товарищтай Ондар.

А
 в этом доме, который плохо получился на фото, в 1925-29 гг размещался ЦК ТНР.


А здесь в те же годы заседало правительство ТНР.


Кызыл старый и (относительно) новый.


А так выглядит Кызыл окраинный и совсем не парадный.


Хурээ (буддистский храм) Цэченлинг (1999г).


Его интерьер.


Рядом здание типографии (1924г), которое и сейчас используется по назначению.


Правда, один его деревянный корпус обложили кирпичом. Здесь же торгуют буддистскими сувенирами.


В этом доме, который я безуспешно пыталась снять через окно, до 1945г располагался театр (где в 1944 году было объявлено о вхождении Тувы в состав СССР), потом музей, а теперь - центр народных ремесел.




Монумент "Центр Азии" (ск. Даши Намдаков, 2014г) на набережной Кужугета Шойгу. В центре - львы держат земной шар со шпилем (который, кстати, увенчан тем самым оленем из Аржаана-II), вокруг - знаки года китайского гороскопа.


Так в Кызыле выглязит Енисей (Улуг-Хем) сразу после слияния рек Бий-Хем и Ка-Хем.




Скульптурная группа "Царская охота" (Даши Намдаков, 2014г), видимо, воспевает искусство древних кочевников Великой степи.


Юрточный комплекс Бий-Хем на берегу Большого Енисея (который здесь совсем еще небольшой). Самым трудным здесь было, выйдя из юрты, отыскать потом свою - они же все одинаковые! :)


Бий-Хем прямо с берега. Течение, как видите, серьезное - его даже слышно.


Так гостевая юрта выглядит внутри.


Исполнитель горлового пения Народный артист Республики Тува Монгун-оол Ондар.

На следующий день нам предстоял большой перегон по территории Тувы (собственно, это и была южная часть т.н. Саянского кольца) с несколькими остановками. Первая случилась на берегу Енисея, где оборудована самая примитивная видовая площадка. Но виды на Енисей (еще совсем не широкий, но с очень крутым и высоким левым берегом) с нее открываются совершенно замечательные.

Больше времени у нас заняло посещение единственного на территории России действующего буддистского монастыря - Верхнечаданского (или Устуу-Хурээ), возрожденного на территории прежней обители, основанной в 1905г и разоренной в 30-е гг ХХв. Сохранились лишь руины цокчэна (главного дацана), которые сейчас превращены в отдельный храм под открытым небом. Новый же цокчэн, в точности повторяющий старый, построен на некотором расстоянии, за пределами монастырской ограды, и тоже довольно интересен. Рядом с руинами можно увидеть несколько буддистских ступ (субурганов) и деревянных домиков, в которых проживают монахи.

Безусловно, религиозная жизнь Тувы довольно своеобразна – и не только из-за распространения здесь буддизма. Во-первых, как уже было сказано, наряду с буддизмом в Туве популярен шаманизм (по факту, многие местные жители являются двоеверами). В итоге, здесь даже удалось достичь некоего симбиоза двух культов - с т.з. и обрядов, и даже мировоззрения. Во-вторых, тувинцы исповедуют тибетско-монгольский вариант ламаизма, но со значительными особенностями. Например, Тува – одна из немногих ламаистских территорий, где ламам официально разрешено жениться. Но поскольку жизнь монахов крайне регламентирована, для обычного брака они малопригодны. Потому в Туве ламы часто женились на … шаманках, на которых традиция также налагала массу ограничений в браке. Судите сами, если даже служители культа позволяли себе подобный экуменизм, то что уж говорить о простых верующих.

На территории Тувы в VIII-IX вв располагался Уйгурский каганат, от которого здесь осталось несколько руинированных крепостей. Впрочем, настолько руинированных, что руины эти способен распознать только специалист. Наиболее интересные из них - крепость Бажан Алаак, но мы, к сожалению, туда не успели, поскольку нам еще предстоял долгий путь к Саянскому (или Сотому) перевалу, по которому проходит граница Хакасии и Тувы.


Таких субурганов (буддистких ступ) в Туве сейчас много.


Традиционно их расписывают так.


Пожелания мира и процветания Туве по-тибетски. Кстати, Тува - единственный регион России, где с визитом побывал Далай-лама (еще в 1990-е гг).


Кызыл. Церковь св. Троицы построена в 1929 году, когда буддисткие хурээ активно сносились, а ламы подвергались репрессиям.




У церкви интересный интерьер,


а также инфостенд, из которого мы узнали, что местный архиепископ - тувинец.


Такие деревца - лоскутные оваа - жертвенники низшим духам в приметных местах, где верующие оставляют символическую жертву


Улуг-Хем - Верхний Енисей, образованный слиянием Бий-Хема и Ка-Хема.


Шоссе в Тувинской котловине.


Хайыракан - скалистая гора, которыю во время визита в Туву освятил Далай-Лама.


Чабанская стоянка - юрта и загон для скота. Такие попадались нам периодически по дороге.




Устуу-Хурээ. Это новый храм - точная копия Цокчэна (главного храма) 1905г.


Главный ход.


Крыша традиционно утеплена каким-то местным растением.


С колесом сансары.


Алтарь.


Интерьер храма.


Будды у алтаря.


Территория старого Устуу-Хурээ 1905г. Его настоятель считался главой всей буддистской общины Тувы.


Руины глиняного цокчэна 1905г сейчас используются как храм под открытым небом.


Буддистские ступы.


Степь и горы в Тувинской котловине.


Устуу-Хурээ. Домики, в которых живут монахи.

Миновав без остановок мрачноватый город Ак-Довурак, где разрабатывают асбестовые месторождения и живут наиболее воинственные тувинцы, мы подобрались к Западному Саяну – одному из самых сейсмически активных регионов России, если верить словам ув. uchazdneg
Здесь степь сначала сменяется суровыми скалами, среди которых можно найти разные породы, в т.ч. и нефрит, а дорога, ведущая вверх на перевал, из-за постоянных подвижек грунта чревата неровностями, о которые периодически бился днищем наш автобус. По ходу подъема на перевал можно наблюдать довольно наглядно смену природных зон: степь, тайга, лесотундра, тундра плавно переходят друг в друга. На вершинах самых высоких гор растет ягель, да и погода в этой зоне вдруг резко испортилась. Прибыв на перевал (высота 2 214м над уровнем моря), мы вышли из автобуса, чтобы сфотографироваться у пограничных знаков Тувы и Хакасии, но погода была не только не фотографическая, но и совсем не прогулочная: шел мелкий мокрый снег, дул сильный ветер, а температура воздуха вряд ли сильно превышала 0°С. Впрочем, ничего удивительного для такой высоты в это время года.

На горнолыжной базе «Снежный барс», где мы остановились на ночлег, также шел дождь, но было все-таки теплее (здесь высота поменьше - 1 500м). Это уже территория Хакасии, но на базе отсутствует сотовая и телефонная связь (возможно, есть какая-то рация), а в радиусе 100 км нет стационарного жилья – по пути нам попадались лишь пастухи со стадами овец и палатки собирателей кедровых шишек (в сентябре как раз сезон сбора нового урожая орешков). Для столь глухого места, база на удивление хорошо обустроена – есть электричество (видимо, генератор), домики, снабженные умывальниками и биотуалетами, к нашему приезду были натоплены (в каждом есть печка). Душевые кабины и баня есть на территории комплекса. И все это в страшной глуши, всего в нескольких километрах от заимки Лыковых, где и сейчас проживает последняя из семьи отшельников – Агафья.


Кызыл-Мажалык. Дом с традиционными тувинскими узовами на стене. Здесь мы из автобуса не выходили, но вроде бы никаких значимых достопримечательностей на пути не было.


Но в целом, дома в этих поселках не очень привлекательные.


Но природа красивая.


Долина реки Алаш.


Предгория Западного Саяна.


Степь сменилась тайгой...


Тайга - лесотундрой. На вершинах - уже тундра.


Граница Тувы и Хакасии на перевале Сотый.


Турбаза "Снежный барс" дождливым утром.


Спускаемся вниз вдоль реки Она.


Папоротник здесь растет повсеместно. Сибиряки его употребляют в пищу - мы пробовали соленый папоротник.

____________________
* Географический центр геометрический центр территории (континента, страны, административного района). Существуют несколько определений географического центра. Он может определяться, как центр тяжести площади поверхности с очертанием данной местности, или, с учетом шарообразности Земли, как проекция такого центра на земную поверхность... Альтернативное определение — точка, равноудаленная от границ территории, т. н. «полюс недоступности». Географический центр может также находится, как медианный центр — точка пересечения отрезков, попарно соединяющих самую западную и самую восточную точки территории, и самую северную и самую южную точку территории...

Географический центр может привязываться к ближайшему населённому пункту. В случае отсутствия населенного пункта, центр определяется приблизительно. Нередко на месте географического центра ставится памятный знак.

Из всего вышесказанного следует, что географических центров может быть несколько. Напрмер, ГЦ Европы я знаю целых три. В Азии тоже не один.

Tags: Большая Енисейская экспедиция, Россия, Сибирь, Тува, Хакасия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большая Енисейская экспедиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments