Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

БЕЭ, Хакасия (день первый): Абакан, Уйбат, "Долина царей" и Боярские писаницы.

Прилетев в Абакан, в ожидании следующего рейса, на котором прибывала большая часть нашей группы, успели немного пробежаться по околоаэропортовому поселку Калинино, вплотную примыкающему к городу Абакан. К моему большом удивлению, Калинино оказалось вполне себе аутентичным хакасским селом, возможно, чуть более благополучным и ухоженным, чем те, что мы видели в Хакасии впоследствии.
Далее по плану у нас был сам город Абакан, который ранним субботним утром произвел на меня самое благоприятное впечатление – без каких-то ярких исторических достопримечательностей (поселок Усть-Абаканский основан в 1780-егг, но сам город стоит немного на другом месте), но при этом чистый, обустроенный, с зелеными бульварами, работающими фонтанами, хорошими кафе и т.д. Еще раз мы вернулись сюда в будний полдень – и тот визит также не ухудшил первого впечатления.
Административный центр города небогат достопримечательностями, самый старый район современного Абакана, застроенный, в основном, деревянными домиками, находится за железной дорогой. Много времени на прогулки у нас здесь не было, вышли лишь для того, чтобы осмотреть православную церковь Николая Чудотворца (1859г), сильно перестроенную в 1990-е гг.
Впечатляющий республиканский мемориал расположен в черте города на горе Самохвал, с которой открывается панорама города, стоящего на реке Абакан. В центре композиции – хакасский хан Иринек, воевавший вконце XVIIв с русскими, пытавшимися в то время закрепиться на этих землях. За ним расположены стилизованные стелы, символизирующие разные районы республики, а также памятник красноармейцу в память о погибших в ВОВ.


Поселок Калинино - это ворота в Хакасию для тех, кто прилетает в аэропот Абакан. Правда, сюда забредают немногие, у меня просто было лишних полтора часа. И замечательно, ибо вот такие наличники с голубями нечасто встретишь даже в Центральной России.


А вот и сам домик.


Типичные южносибирские ворота...


И усадьбы.


А рядом со всем этим - вполне современный международный аэропорт, площадь перед которым активно благоустраивается.


Абакан. Пожарная часть. Наверное, довоенная, а может, и дореволюционная.


Злобный мужик в почти римских доспехах в центре мемориала на горе Самохвал - последний киргизский хан Иринек, воевавший против русских казаков в конце XVIIв. За ним стелы в честь разных районов Республики Хакасия.


А этот юноша а-ля Микеланджело Буанаротти - памятник воинам Великой Отечественной войны. Думаю, все уже поняли, что мемориал совсем недавний - 2015 год.


Вид с горы Самохвал на город Абакан и однименную реку, впадающую в Енисей и уподножия горного хребта.


Вот примерно место впадения.


Никольская церковь (1859г, сильно перестроена в 1990-е гг).

Но лучшее, что есть в Абакане, это, конечно, Хакасский республиканский краеведческий музей, который сейчас пребывает в состоянии переезда во вновь построенное шикарное здание. Его мы смотрели не в первый день, но логичней рассказать о нем здесь. Пока перевезен только богатейший стелариум, состоящий из самых выдающихся стел, собранных по всей Хакасии. Здесь нам провел экскурсию замечательный Игорь Иванович Константинов - научный сотрудник музея, слушать которого было невероятно интересно.


Новое здание республиканского краеведческого музея.


Внутри даже сейчас все очень красиво,...


Хотя большинство площадей еще пусты.


Перенесен сюда пока только стелариум.


Окуневская стела из музея с двумя личинами (II тыс. до н.э.) отражает сложную космогонию этого древнего народа.


И снова окуневский стелы.


Стела "Солнечное божетство" из окрестностей улуса Анхаков.


Но встречаются и более замысловатые изображения, в которых без ста грамм с наскоку не разберешься.


Какой-то фантастический зверь.


А это баран, тоже наверняка что-то символизирующий.


Стела с изображением окуневских котлов или чаш.


"Кривой менгир" из Салбыкской степи установлен перед входом в музей.


Личины бывают и такие.


Здесь же можно увидеть плиту со сценой охоты на оленя.


Фрагмент стелы "Шествие зверей", на которой видны также ноги изображенных здесь людей.


Великолепная стела "Шествие зверей (фрагмент). К сожалению, целиком снять ее не смогла - не хватило освещения.

Первым могильником, увиденным нами в Хакасии  был фотогеничный Уйбатский чаатас, относящийся к эпохе енисейских киргизов (IX-XIвв). Это целый лес камней, порой самой причудливой формы, установленных в четь погибших или умерших воинов (по-хакасски чаатас - камень войны). Киргизы использовали здесь и окуневские стеллы, и камни из более ранних захоронений, и новые песчанниковые плиты, украшенные древними рисунками и руническими письменами. Неподалеку от чаатаса установлен памятный знак в четь древнекиргизской рунической письменности, которая, к сожалению была утеряна после завоевания этих мест монголами и разрушения древнекиргизского государства. В этой связи хотелось бы сказать, что у нас принято много рассуждать на тему, какой урон нанесло монгольское нашествие Древней Руси и народам Средней Азии, но история енисейских киргизов покказывает, что это завоевание на соседние народы порой оказало влияние куда более сокрушительное. Напроимер, русские, придя на Енисей в XVIIв застали не централизованное государство с самобытной культурой, какой была киргизская держава в XIIв, а просто союз племен, по преимуществу кочевых и к тому же бесписьменных.
Здесь же в окрестностях улуса Чартков остановились у раскопанного кургана раннескифского времени, в ограде которого использованым более ранние стелы, в том числе пара окуневскх - с личинами и изображением курильницы - сосуда для курения ароматических и галюциногенных трав.


Памятный знак в честь утерянной киргизской рунической письменности неподалеку от Уйбатского чаатаса.


Хакасская степь.




Уйбатский чаатас - захоронения эпохи енисейских киргизов (IX-XIвв).


Одно из воинских захоронений - стелы, установленные по кругу. Сама могила давно разграблена.


Стелы бывают весьма причудливых форм - естественных или рукотворных.


На некоторых стелах сохраанились изображения, возможно, более древние, чем само захоронение.

Стелы часто переиспользовали - эту точно: изображения людей перевернуты.


А вот и рунические письмена древних киргизов и тамги киргизских родов.


Раскопанный раннескифский курган.


Руководитель Хакасской археологической службы Валерий Порфирьевич Балахчин рассказывает об окуневской стеле с изображением курильницы.


Вот оно поближе.

Следующим пунктом программы была т.н. "Долина царей", где на площади в несколько кв.км расположено несколько больших курганов высотой 9-12м - предположительно, захоронений вождей или знатных воинов (отсюда и название). Останавливаться у каждого из них, конечно, не имело смысла. Мы посмотрели лишь Малый Салбыкский курган, окруженный эффектными стелами, а также раскопанный в 1954-56гг и ныне музеефицированный Большой Салбыкский курган (кон. IVв до н.э., т.е. тагарской эпохи).

Далее был долгий переезд к курортному озеру Шира, где мы ночевали в прекрасном доме отдыха на берегу. По дороге завернули к Большой и Малой Боярским пИсаницам - восхитительным композициям, выбитым на скалах на рубеже Iв до н.э. и Iв н.э. Особенно хороша Малая писаница, на которой изображения более четкие. Здесь дана картина жизни целого народа - с жилищами, домашними животными, утварью и т.д.



Малый Салбыкский курган (кон. IVв до н.э.) демонстрирует, как выглядели нераскопанные курганы.


На вершине кургана - непременная "грабительская" яма.


Древние изображения украшают стелы вокруг кургана.


раскопанный в 1950-е гг Большой Салбыкский курган (кон. IVв до н.э.).


Вход в курган...


оформлен грандиозными стелами.


Вот такими, например.


Стены кургана сложены из установленных горизонтально и вертикально плит. Веротикальные плиты в тагарских курганах все ориентированы одинаково.


Сразу после захоронения Большой Салбыкский курган, возможно, выглядел так.


Большая Боярская писаница (рубеж Iв до н.э. и Iв н.э.). Жилище и рогатое животное перед ним.


Другие животные - тоже рогатые.


И еще изображение жилища.


Котлы.


Все это можно рассмотреть вот на этой скальной поверхности.


От писаницы видно даже Красноярское водохранилище на Енисее.


Заподозрить на этой скале наличие рисунков может не каждый проходящий мимо.


Малая Боярская писаница (рубеж Iв до н.э. и Iв н.э.) с изображение жилищ, животных и людей.


Специалисты говорят, что это изображение деревянных юрт, которые хакасы вновь стали строить только в XIXв.


А здесь есть вроде также войлочная юрта (справа).


Олени и не только.


Юрта, животные, человек...


в высокой шапке и, может, даже на лыжах.
Tags: Большая Енисейская экспедиция, Россия, Сибирь, Хакасия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большая Енисейская экспедиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments