Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Большая Енисейская экспедиция (Хакасия, Тува, Красноярский край): вводное.

Этот сезон активных путешествий приближается к концу. И, на мой взгляд, у него получилось два апогея: в апреле месяце - наше с Л. Большое Кавказское путешествие, а в сентябре – Большая Енисейская экспедиция – десятидневная поездка по Хакасии, Туве и югу Красноярского края вместе с замечательным проектом "Неизвестная провинция". Наверное, это вообще было мое самое далекое путешествие - более 4500 км от Москвы! Путь на самолете до Абакана занимает 4,5 часа, до Красноярска –все 5 часов, а до Кызыла - вообще три года скачи, не доскачешь :)
Скажу сразу, что без группы эту поездку вообще вряд ли удалось бы совершить, тем более, в столь короткие сроки. Даже если оставить за скобками замечательный маршрут, составленный уважаемым uchazdneg по не самому известному и раскрученному с т.з. туризма региону нашей страны, воплотить его в жизнь самостоятельно жителю Центральной России было бы крайне проблематично в силу разных обстоятельств почти непреодолимой силы.
По сложившейся традиции, прежде чем начать долгий и нудный обстоятельный рассказ о поездке, вкратце расскажу о маршруте, объектах, а также некоторых сопутствующих моментах, дабы после на них не отвлекаться.

Что смотрели. Это тот самый редкий случай, когда я, собираясь в поездку, не знала ответа на этот вопрос. Вернее, знала (программки нам прислали заранее), но не очень понимала, что из себя представляют те или иные объекты. По ходу дела, выяснилось, что в Хакасии, которой была посвящена большая часть нашего путешествия, сохранилась масса археологических памятников, начиная с афанасьевской культуры (II тысячелетия до н.э.) и до эпохи енисейских киргизов (до Хв н.э.). Основную их часть составляют курганы, пИсаницы (наскальные рисунки, а вернее, целые композиции) и каменные могильники – чаатасы. Причем, их здесь настолько много, что присланный сюда русским царем Петром I в начале XVIIIв немецкий исследователь Даниэль Готлиб Мессершмидт (первым из европейцев описавший эти земли) считал Хакасию паназиатским некрополем, куда в древности мертвых свозили хоронить чуть ли не со всей Азии.
Несколько курганов сейчас раскопано археологами (в некоторых раскопках принимал участие и возивший нас по Хакасии руководитель местной археологической службы Валерий Порфирьевич Балахчин), но проблема в том, что большинство из них были разграблены еще в древности, так что находки в погребениях оказались небогатыми. Повезло лишь археологам, работавшим на кургане Аржаан-2, что в Туве, – в 2001-2003 годах там случилась археологическая сенсация: удалось обнаружить нетронутое грабителями захоронение тагарских «царя» и «царицы» VIIв до н.э., откуда было извлечено только золотых предметов весом более 20 кг! Сейчас все это богатство можно увидеть не в Берлине (хотя копали курган на немецкий грант), и даже не в Эрмитаже, где изделия реставрировались, а в хорошо охраняемом отделе Национального музея республики Тува в городе Кызыл, куда нам также удалось попасть благодаря расторопности наших организаторов.

Тува сама по себе заслуживает особенного внимания как довольно труднодоступный и чуть ли не самый загадочный регион России, вошедший в состав РСФСР только в 1944 году (до этого времени существовало независимое государство Тувинская народная республика). В 30-е году ХХв в ТНР также боролись с религией и устраивали репрессии, потому, несмотря на давнюю историю буддизма в Туве, старых дацанов здесь не сохранилось (зато остались дореволюционные православные церкви). Кызыл и прочие города Тувы могут заинтересовать своеобразными постройками времен независимости, а также современным религиозным колоритом: наряду с новодельными дацанами и буддистскими ступами в Кызыле существует целая шаманская клиника "Тос-Дээр", куда желающие могут обратиться за исцелением телесным и духовным. К сожалению, Тува еще больше проблемна для самостоятельных путешественников, чем Хакасия. Помимо транспортных и иных инфраструктурных проблем (сюда нет железной дороги, а до ближайшего аэропорта Абакан почти 500 км – причем ехать надо через Саянский хребет, впрочем, сама дорога хорошего качества) добавляется также крайне серьезный вопрос безопасности: Тува считается самым криминогенным регионом Российской Федерации (уровень убийств на 100 000 населения составляет ужасающие 36,9 даже на фоне не слишком приятных 8,7 в среднем по России!). Корень зла, как нетрудно догадаться, - алкоголь, к которому организм местных жителей – представителей коренных народов Центральной Азии - нерезистентен (в силу отсутствия какого там расщепляющего фермента). В принципе, та же проблема есть и у хакасов, и у алтайцев, но эти народы в своих регионах составляют подавляющее меньшинство (например, хакасов в Хакасии всего 15%), а вот тувинцев в Туве – 82%, что, конечно, с одной стороны, не может не радовать, но, с другой, накладывает отпечаток. Это обстоятельство, конечно, заставляло нас вести себя в Туве немного осторожней обычного, что, видимо, было вполне оправдано, - с нашей группой никаких неприятных инцидентов здесь не произошло.


Уйбатский чаатас (IX-XIвв, дословно "камень войны") - могильники эпохи енисейских киргизов - предков и хакасов, и современных тянь-шанских киргизов.


А вот такими, предположительно, были более древние захоронения - курганы тагарской эпохи (VIII-IIвв до н.э.)


Сейчас на местности это выглядит вот так: Барсучий лог - раскопанный курган расцвета Тагарской эпохи (Vв до н.э.).


А вот как, судя по всему, выглядели внутри таштыкские склепы (II век до н. э. — V век н. э.) - это прекрасная и очень наглядная реконструкция из районного музея поселка Шира.


Но большинство курганов в Великой степи не раскопано. Окруженные каменными стелами, они и поныне хранят свои тайны  посреди распаханных полей.


В Туве раскопанных курганов и того меньше. Это один из них - Аржаан-2 (II пол. VIIв до н.э., начало тагарской эпохи), куда менее эффектный на первый взгляд. И надо ж было такому случиться: именно здесь обнаружили нетронутое грабителями "царское" захоронение, где только золотых изделий найдено более 20 кг!

Большая часть этих сокровищ хранится в Национальном музее Республики Тува в Кызыле. Фотографировать там их нельзя, это переснятое изображение навершия шпильки "царицы" из буклета. В действительности навершие шпильки очень маленькое (длина окружности не более 3 см, наверное), тем более удивительно, как тонко сделан этот олень! Нынче это по праву один из символов Республики Тува.


А вот еще один символ Тувы, который в комментариях не нуждается. Тувинцы настолько им гордятся, что даже сложили про него и еще парочку всем известных батыров :) целый эпос, проливающий свет на то, из какого сора как вообще сочинялись подобные вещи во все времена:

  <...Однажды ему стало легко на душе, он провел ритуал девиг, после девяти шагов взлетел на небо в образе Орла,  долетел по лучам утренней зари до херим (русс. забор, кремль)  и спустился он в образе человека богатыря в чугунных доспехах.

  Избранные Синим волком богатыри в хериме-кремле,  увидели, что у него орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя и дали ему  «хуурек» (букы. “лопата”),   словно меч богатыря в сказках и легендах.

  Избранный  Небом,  потомок Синего волока   Эрцих ни – Кол-Ай,   сын  Бору – волка (Борис ) – Главный  волк говорящий  с Луной (ай)  оставил после себя бугатырей   «Пут дазылдыг могэ». Ноги одного из них как корни врастали  в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали «Путтуг могэ» (Путин) Владеющий и миром ( Делегей ээзи).

  Другого бугатура в народе звали  Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг  (Анатольевич ) из рода  Адыг (медведь),  потомок первочеловека...>



Новый и еще недоступный для массового посетителя стелариум Национального музея Республики Хакассия в Абакане, обладающий великолепным собранием фантастических окуневских стел (II тысячелетие до н.э.), отражающих сложную космологию этого древнего талантливого народа, о котором, к сожалению, нам мало что известно.


Не берусь утверждать, что эта стела, установленная перед музеем, окуневская - возможно, более поздняя.


Но, пожалуй, самое интересное в Хакасии, на мой взгляд, - это т.н. пИсаницы (расписанные поверхности скал, на которых изображены целые композиции или жанровые сцены). Великолепная Сулекская писаница относится к IX-Xвв, т.е. к эпохе енисейских киргизов.


А это Малая Боярская писаница (рубеж Iв до н.э. и Iв н.э.) с изображением деревянных домов, людей, животных. На протяжении десятка метров изображена масштабная картина жизни целого народа.

Совсем иного рода достопримечательности ждут путешественников в старых русских городах юга Красноярского края, большинство из которых основаны в XVII-XVIIIвв как пограничные остроги по мере продвижения сибирского казачества на юг. Наилучшей сохранностью старой застройки может похвастаться, наверное, Енисейск, основанный в 1619г как казачий острог и долгое время остававшийся административным центром этих земель вплоть до 1795г. И лишь со строительством старого сибирского тракта в 1735г, который прошел значительно южнее, на первое место стал выходить Красноярский острог, заложенный в 1628 г. казаками отряда Андрея Дубенского. Сейчас Красноярск – это большой промышленный город-миллионник, и тем не менее, здесь также есть что посмотреть любителю старины. Значительно позже – в 1739г появился Минусинск (сначала село Миньюсинское), который также сохранил интересную застройку XIX-нач.ХХвв, но главным сокровищем которого является великолепный и старейший в этих краях музей, основанный еще в 1877г. ученым и провизором Н.М.Мартьяновым. Старый сибирский город Ачинск, также сохранивший исторический центр, я досматривала уже самостоятельно, поскольку возвращалась в Москву более чем на сутки позже, чем вся наша группа.


Чтобы попасть в Туву из Красноярского края, нужно перевалить через Саянский хребет, с Буйбинского перевала открывается вот такой вид на склаьный массив Ергаки.


Историко-этнографический музей под открытым небом "Шушенское" позволяет нам представить, как выглядело большое южносибирское село кон.XIXв.


Одно из красивейших зданий Минусинска - дом Вильнера (1909-1912гг) находится в состоянии вялотекущей реставрации.


Енисейск - перевая столица Енисейской губернии. Типичная городская усадьба XIXв.


Без сибирского барокко тоже не обошлось - Успенская церковь в Енисейске (1793-1843гг).


Такой вид на символ Красноярска - Пятницкую часовню (1856г) на Караульной горе - открывается от музея-усадьбы В.Сурикова.


Дом Цукермана (кон.XIX-нач.ХХвв, арх. В.А.Соколовский) - сейчас литературный музей им. В.П. Астафьева - одно из самых удивительных зданий Красноярска.


Такие наличники с кулисками и кисточками типичны для русских городов юга Красноярского края. Хотя это еще Хакасия и вполне себе уникальный для нее памятник - усадьба золотопромышленника Иваницкого (кон.XIX- нач.ХХв).


А вот того же типа наличник - но уже вполне рядовой для исторического центра Ачинска.


И снова Ачинск - образец прекрасной деревянной резьбы.


В Енисейской экспедиции, конечно, не обойтись без самого Енисея. Правда, саму реку я почему-то фотографировала до обидного мало. Это Енисей в Туве, уже после слияния рек Бий-Хем и Ка-Хем в одно русло.

Что привезти. Главное, что можно привезти из поездки - это, конечно, впечатления. Нематериальным культурным наследием тувинцев и хакасов, безусловно, является горловое пение, особенно развитое в Туве (например, всемирно известна тувинская группа Хуун-Хуур-Ту). Нам также удалось послушать несколько композиций в исполнении народного артиста Тувы Монгун-оол Ондара, которого можно послушать и в сети, например, по этой ссылке.

Кроме того, в Абакане, Кызыле и Красноярске нам попались неплохие книжные и сувенирные магазины. Выбор каталогов и путеводителей невелик, но это беда отнюдь не только Хакасии, в гораздо более близких к столицам регионах ситуация с подобной литератйрой обстоит иногда и похуже.

Если говорить о более приземленных вещах, то очень хотелось привезти из Сибири кедровых орешков, тем более, что сейчас как раз собирают новый урожай. Но не тут-то было: в Хакасии и Красноярском крае продаются, в основном, нечищенные орешки, которые местные жители покупают стаканами (как мы семечки) и щелкают. Чищенные же стоят даже дороже, чем в Москве! Я попыталась по примеру щелкать кедровые орехи, но мне это искусство не покорилось: ядро во рту раскалывалось, смешивалось со скорлупой - в общем, сплошные неудобства, удовольствия никакого. Потому от покупки орешков в качестве подарков пришлось отказаться.
Зато неожиданно приятным оказался хакасский травяной чай сагаан-дайля, основным компонентом которого, как мне показалось, является чабрец (а вот и нет, в комментах меня поправили, что это никакая не смесь, а такая уникальная хакасская трава). В Хакасии также делают довольно вкусные шоколадные конфеты с талганом - толченым зерном и орешками. Ну и традиционный сибирский сувенир - жевательную смолу лиственницы - здесь также продают повсеместно.


Мастер горлового пения народный артист Тувы Монгун-оол Ондар, которого нам посчастливилось услышать.


На самом деле, разной краеведческой литературы я из Южной Сибири привезла не так уж и мало - помнится, в Архангельской области с этим было даже похуже.


Ну а это всякие прочие сувениры, большинство из которых куплены по пути и по случаю - специально мы их не искали.
Tags: Большая Енисейская экспедиция, Красноярский край, Россия, Сибирь, Тува, Хакасия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Большая Енисейская экспедиция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “Большая Енисейская экспедиция” Tag