Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Костромская область: сельские церкви.

Основным направлением нашей галичской поездки был все-таки туризм не городской, а сельский, предусматривающий осмотр храмов, расположенных часто в пердях труднодоступных заброшенных деревнях. Учитывая состояние местных дорог, пешком пришлось ходить довольно много – и это при том, что запланированным походом в Бушнево (около 10 км в одну сторону) пришлось пожертвовать из-за непредвиденных обстоятельств.
Первым таким объектом стала Никольская церковь в нежилой сейчас деревне Николо-Чалово – небольшой, но довольно интересный храм, выстроенный в 1790г в стиле тотемского барокко (это один из самых южных образцов стиля, что неудивительно – до Тотьмы отсюда рукой подать, только вот доехать нельзя: сейчас дорога доходит лишь до деревни Трофимово, а дальше пришлось идти пешком около 3 км в одну сторону). В лесу форсировали пару ручейков и больших луж, образовавшихся от тающего снега, в одну из которых я, конечно же, шлепнулась с разбегу :)
Еще одно тотемское барокко, даже более впечатляющее, можно увидеть в деревне Зашугомье, где стоит Троицкая церковь (1800г). И дорога сюда ведет не то чтобы хорошая, но вполне проезжая, так как село жилое.

Следующим пунктом программы стало урочище Высоко, куда ведет лесная грунтовка, преодолимая в начале мая разве что на внедорожнике. В одном месте, впрочем, и он не справился – ручей подмыл дорогу. Так что пришлось опять идти пешком – теперь уже около 4 км в одну сторону. Дорога для пеших прогулок здесь, впрочем, довольно приятная – наезженная и прямая, ни завалов, ни луж, ни буреломов. Комплекс из двух храмов - Воскресенского (1720) и более новой и лучше сохранившейся Ильинской церкви-ротонды (1820г) - оправдывая название местности, стоит высоко на холме, куда не так-то просто взобраться пешком. Зато вид на окрестные таежные дали отсюда открывается просто потрясающий. Здесь мы, кстати, встретили черных копателей, которые во активно шарили металлоискателями вокруг церквей.

Следующий день блужданий по костромским лесам получился не слишком удачным. С утра задумали идти в Нероново – это где-то 4-5 км пешком от трассы через лес. Однако, добравшись до реки Веска, обнаружили, что мост через реку отсутствует – видимо, его снесло весенним ледоходом, а новый еще не наладили. Перебираться на другой берег вплавь не рискнули – вода в начале мая была еще холодная, а река разлилась широко. Пришлось возвращаться к машине, добираться до деревни Федоровское, а оттуда снова пешком идти 7 км в одну сторону до цели, преодолевая топи, овраги и даже форсируя ручейки и речушки.
Нероново – бывшая усадьба дворян Черевиных (чья впечатляющая семейная портретная галерея выставлена в музее Солигалича). До недавнего времени здесь жили душевнобольные, теперь дом выкупил какой-то деятель из Москвы и разместил в бывших постройках усадьбы пациентов, лечащихся от алкоголизма. Преодолевших долгий и нелегкий путь посетителей здесь встречают не слишком гостеприимно, а Нероновскую Воскресенскую церковь (1790-1793гг) при этом вообще тщательно законопатили, так что внутрь нам попасть не удалось – а жаль, говорят, там интересный интерьер. Да и вообще, поскольку редким гостям здесь не очень рады, надеяться что именно для вас церковь откроют, не стоит.



Николо-Чалово. Никольская церковь (1790г).


Вот такая дорожка ведет из Куземино в Трофимово и теряется в окрестных лесах. А ведь когда-то по ней ездили аж до Тотьмы.


Понятно, что с такой логистикой деревня Трофимово закономерно превратилась в нежилую.


Лепные картуши - очень характерный элемент стиля Тотемское барокко.


Остатки иконостаса Никольской церкви.


И следы росписей.


А такой вот гризайль мне встречался также в тотемских церквях.


Троицкая церковь в Зашугомье (1800г) - еще более впечатляющий образец тотемского барокко.


И ее барочная лепнина.


Снова картуши на стенах церкви.




Нижний храм, иконостас.


Остатки росписей Троицкой церкви.


Расписной портал


Зашугомский магазин.


Высоко. Церковь Ильи Пророка (1820г).


Росписи в Ильинской церкви сохранились плохо.


От Воскресенской церкви (1720г) осталась лишь трапезная...


И эффектная колокольня.


Ну а вокруг о чем-то поет море тайги - об эту пору еще не совсем зеленое.


По дороге в Солигалич попалась эффектная Воскресенская церковь в селе Верховье (1776г).


С замечательно красивыми воротами...


И остатками Деисуса на колокольне.


Здесь же рядом - усадебный дом. местные жители сказали, что Орловых, но я не проверяла.


Покровскую церковь в Коровново (1792г) сфотографировали с дороги по пути в Нероново.


Вот и все, что осталось от моста через реку Веску.


А на том берегу на высоком холме стояла сколь близкая, столь же и недоступная Воскресенская церковь в Нероново (1790-1793гг).


Но спустя несколько часов, пройдя нелегкий и долгий и путь, мы все-таки до нее добрались.


Классицистический декор стен нероновской церкви.


В усадьбе Черевиных нынче направляют на путь истинный заблудшие души.


По пути обратно сделали привал у церкви Спаса-Преображения (1797г), что в урочище Понизье.


Интерьер Преображенской церкви в Понизье.



Воскресенская церковь в Нероново (1790-1793гг).

Поскольку поход в Нероново занял практически весь день, нам оставалось лишь заехать в деревню Коровье, где стоит впечатляющая церковь Собора Пресвятой Богородицы (1797г), примечательная хорошо сохранившимися росписями рубежа XVIII-XIXвв, а после этого добраться до отреставрированного совсем недавно силами москвича Андрея Павличенкова деревянного терема зажиточного крестьянина в деревне Асташево (нач.ХХв). Теперь сюда ведет грейдер весьма пристойного качества, а в тереме организован гостевой дом, в котором можно переночевать.
Но наша логистика требовала переезда в райцентр Антропово, где мы остановились в отеле Арарат, который содержат московские армяне, влюбленные в Россию и ее природу страстной, но странною любовью - они оказались заядлыми охотниками :)



Церковь Собора Богородицы в селе Коровье (1797г).


У которой оригинальное не только посвящение, но и крыльцо.






Его иконостас...

И росписи:



Святой князь Владимир.


Святая Екатерина (?).


Евангелист Матфей.


Евангелист Марк.


Схождение Святого Духа на апостолов.


Сей сюжет идентифицировать не могу.


Классицистическая церковь Ильи Пророка в Фалилеево (1815г)


Терем в Асташово (нач.ХХв).




И его очень живописные детали.


А так терем выглядел до реставрации. Как видите, оставалось ему недолго.



Отреставрированный деревянный терем в Асташово (нач. ХХв).

Последний день поездки решено было посвятить походу к погосту в нежилой деревне Ефремий Ширь, где сохранилась чуть ли не единственная (как это ни удивительно) старая деревянная церковь Костромской области, стоящая на своем первоначальном месте. Скажу сразу, что ефремиевский погост стал одним из самых сильных наших впечатлений за всю поездку. Добраться сюда оказалось непросто, хотя пешком пройти там нужно немного (около 2 км в одну сторону): первую часть пути - через болото по гати – преодолели достаточно легко, но потом в лесу пришлось буквально пробиваться через буреломы, завалившие тропу. К тому же следует остерегаться клещей, которых здесь немало, а в это время года они особенно опасны. Но наши усилия были вознаграждены сполна: церковь Ефрема Сирина (1737г) хороша и снаружи, и внутри. Здесь сохранились остатки иконостаса и росписей на холстах (честно говоря, никогда раньше подобных не видела, хоть представила, как это выглядело в реальности). Рядом стоит каменный храм Рождества Богородицы (1836г) где также можно увидеть следы настенной живописи. Уходили мы отсюда неохотно, но нужно было спешить – нам предстояла долгая дорога в Москву, куда неплохо было бы вернуться не слишком поздно.


Церковь Ефрема Сирина (1737г, перестроена в 1872г) - единственный старый деревянный храм области, сохранившийся на своем месте.





Церковь Рождества Богородицы (1836г).


Интерьер церкви Рождества Богородицы.


А это все, что осталось от деревни Ефремье.


Церковь Ефрема Сирина со стороны апсиды.


Барабан и купол.


У церкви две апсиды - основного объема и придела Св.Георгия


Конструкция церкви довольно сложная.


Интерьер церкви Ефрема Сирина.


Небо в церкви тоже было нарисовано на холстах.


А холсты на стенах расписаны под мрамор.


Лестница в церкви Ефремия.



Этот фрагмент холста с росписью, изображающей, видимо, небесный град Иерусалим, прикреплен над входом в алтарную часть.
Tags: Костромская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Костромская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Posts from This Journal “Костромская область” Tag