Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Астрахань: день второй (махалля).

К югу от Белого города за каналом 1-го Мая (бывшим Варвациевым, названным так по имени грека Иоанна Варвация, на чьи средства канал был расширен) находятся районы старой Астрахани, которые издавна назывались на восточный манер – махалля (от тат. «район»). И это неспроста – здесь еще с кон.XVIII-нач.XIXвв селились мусульмане - в основном, конечно, татары, но не только. Среди жителей попадались и казахи (которые и сейчас составляют до 15% населения области), ногайцы, персы (например, тут есть улица Гилянская – от названия прикаспийской провинции Ирана Гилян) и т.д.
Впрочем, районы эти, видимо, вообще были отведены для проживания иноверцев – здесь, например, можно встретить и католический костел (один из старейших в России – 1762-69 гг, выстроенный для местной итальянской общины), и небольшой немецкий квартал вокруг кирхи, перестроенной в жилой дом, но все еще узнаваемой, где хорошо сохранилось красивое деревянное здание пастората в стиле модерн.
Восточная часть махалли вокруг рынка Большие Исады – это и сегодня район с сильнейшим восточным колоритом: обитают в нем сейчас, в основном, выходцы из Дагестана, на каждом шагу чем-то торгуют, почти все женщины соблюдают хиджаб, кафе предлагают халяльную пищу, в магазинах продают мусульманскую одежду, на второстепенных улицах, зачастую лишенных твердого покрытия, грязь и лужи, а посреди всего этого хаоса стоит т.н. Кавказская мечеть (быв. Татарская, 1894г).

Где-то неподалеку располагается бывшее русское торговое подворье, называемое Демидовским (очень старое, по местным меркам - аж XVIIв), но я, к сожалению, не обратила на него внимания (хотя видела наверняка - оно большое).
Есть в этой части города неподалеку от моста Победы еще один редкий памятник – деревянное здание бывшей усадьбы Яковлева, которое в XIXв занимало Персидское консульство. Сейчас в здании детский сад, но по случаю воскресенья мы смогли легко попасть на территорию через деревянную калитку, чтобы осмотреть аутентичные детали - крыльцо, балконы, застекленные лоджии и открытые и галереи на деревянных колоннах.





Рынок Большие Исады (здание пассажа 1882г). Исады - типично астраханское слово, обозначающее торговую пристань.


Пассаж изнутри.


Бывшая Татарская, а нынче Кавказская мечеть (1894-1904 гг).


Окрестности мечети не слишком благоустроены даже по меркам Астрахани. Рядом с воротами мечети - какой-то позднесоветский ДК.


Жилые кварталы здесь также весьма колоритны. Лужи в Астрахани - не редкость, к сожалению (глинистые почвы, близко к поверхности находятся грунтовые воды, плюс мы попали в дождливую погоду), но здесь они особенно эпичны (собака в кадр случайно попала, честное слово :). Впрочем, все вышесказанное ответственности с местных коммунальных служб не снимает.


Прямо у рынка - один из старейших в России костелов (1762-69гг). Причем, в костеле шла служба - какая-никакая католическая община в Астрахани еще существует.


А неподалеку - Иоанно-Предтеченский монастырь (1899-1906гг, восстановлен в 1990-е гг), которому раньше принадлежал рынок Большие Исады.


Но сейчас здесь другие хозяева - и об этом говорят даже местные афиши.


Характерная особенность района - повсеместная торговля.


Дом попечительства вдов и сирот армянского народа (кон.XIXв) находится на противоположной стороне канала.


Так же, как и этот деревянный особняк с обвалившимся балконом.


Немецкий квартал - быв. кирха (1888г), переделанная в жилой дом.


Даже апсида сохранилась.


Также домик из Немецкого квартала - очень красивый.


Здание немецкого пастората (нач. ХХв), выстроенное в стиле модерн,




отличается характерными для модерна яркими деталями.


Бывшая немецкая церковно-приходская школа (кон. XIXв).


В 1930-е гг она использовалась как детприемник НКВД, где жили, в том числе, дети расстрелянных командиров Красной армии.


Думаю, что по справедливости следовало бы растиражировать изображение этого бывшего детприемника наряду вот с такими плакатами, которые местная ячейка КПРФ перед выборами развешала по всему городу.


Старое Персидское консульство - быв. усадьба Яковлева (нач.XIXв) и нынешний детский сад - на Варвациев канал выходит не лучшим своим фасадом.


А вот застекленная терраса здесь на загляденье.


Деревянная колоннада Персидского консульства.


А рядим - типичный астраханский деревянный дом с наружной лестницей, ведущей на второй этаж.



Старое Персидское консульство (нач. XIXв).

Через всю махаллю протянулась т.н. Улица мечетей (на самом деле, ул. Зои Космодемьянской), названная так потому, что здесь размещается целых 4 исторических мечети: Белая, Красная и Черная (все XIXв), плюс чуть поодаль - заброшенное здание Персидской мечети (1860г). Строго говоря, ими список астраханских мечетей не исчерпывается. Есть еще деревянная, но довольно старая (1830-е гг) Ногайская мечеть, которую я не видела (о чем сильно сожалею), а также шиитская Криушинская мечеть нач.ХХв, которую сейчас, в основном, посещают азербайджанцы.
По ходу движения в западном направлении, восточный колорит постепенно уходит - хотя самая западная часть махалли имеет название Татар-Базар (здесь, действительно, раньше располагался татарский базар). Тем более удивительно, что в 1824-26гг в этой части города возвели Иоанно-Златоустинский храм, который сохранился до наших дней. Впрочем, если знать, что здесь посреди инородческих кварталов располагалась некогда т.н. Безродная слобода, где селился, прямо говоря, всякий полумаргинальный сброд, в основном, все-таки, видимо, православного вероисповедания, то ничего удивительного в появлении здесь православной церкви нет.


Кара-мечеть (Черная мечеть, 1816г), принадлежавшая некогда среднеазиатским татарам.



Вагап-мечеть (Красная мечеть, 1898г) - резиденция астраханского муфтия,


отличается надстроенным минаретом.


Ак-мечеть (Белая мечеть, 1810г) - старейшая в Астрахани.


Заброшенная, но некогда очень красивая Персидская мечеть (1860г).




Деревянный классицизм с ул. Казанской.


Старая пожарная каланча в районе Татар-Базара. Как это ни прискорбно, в этом здании и сейчас живут люди.


Иоанно-Залоустинская церковь (1824-26гг) в бывшей Безродной слободе, что у Татар-Базара.


Храм отличается рельефами на фасаде.


И снова Астрахань патриархальная. Умом я, конечно, понимаю, что жить в таких условиях тяжело, но все-таки жаль будет, когда все это безвозвратно канет в Лету.


Такой увидели мы Астрахань многонациональную, после чего поспешили в историческую русскую часть города - т.н. Селение, которое также интересно. Но о нем речь пойдет в следующий раз.
Tags: Астраханская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments