Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

КМВ: Пятигорск (часть 1 - в основном, литературная)

Пятигорск - самый большой город агломерации КМВ, столица Северокавказского федерального округа, относительно крупный транспортный узел, да, к тому же, курортный город. Здесь мы жили, но в связи с недостатком времени, выкроить на осмотр города полный день не смогли. Потому смотрели Пятигорск урывками: в дни прилета и вылета, вечерами или по утрам до отъезда куда-нибудь еще. Как ни странно, в итоге оказалось, что город (по крайней мере, его курортную часть) мы изучили достаточно неплохо. Кроме того, сходили в краеведческий и лермонтовский музеи и даже дошли до отдаленных объектов - Провала и места дуэли Лермонтова.
К последнему ведет терренкур, проложенный в Лечебном парке. Но мы начали с осмотра пятигорского некрополя – мемориального кладбища с массой старых захоронений, склепов и т.д. Здесь также находится место первого погребения М.Ю. Лермонтова (пока его бабушка Е.А.Арсеньева не перевезла прах внука в свое имение Тарханы) – сейчас на этом месте стоит памятный знак. Здесь же – Лазаревская церковь 1902г, построенная на месте той, в которой отпевали поэта.
В итоге, на терренкур мы не попали и вышли к нему окольными путями, поднявшись изрядно по склону горы Машук. Отсюда до места дуэли Лермонтова, которое также отмечено памятным знаком, рукой подать. У памятника толпится народ, сюда привозят группы детей и взрослых экскурсантов, приходят отдыхающие из пятигорских санаториев. Многие местные краеведы и ученые выражают сомнения в том, что это то самое место, где оборвалась жизнь поэта, – настоящее место дуэли находилось, скорее всего, в нескольких десятках метров отсюда, но это мало кого смущает: Лермонтов – настоящий пятигорский бренд, и место его гибели, конечно, должно быть отмечено.



Лазаревская церковь (1902г).


Росписи Лазаревской церкви (нач.ХХв).


И еще интерьер Лазаревской церкви.


Иконы Лазаревской церкви тоже, в основном, аутентичные.


Да и росписи интересные - даже если новодел, то неплохой.


А эту икону вроде как передала в Лазаревскую церковь бабушка Лермонтова Е.Арсеньева.


Пятигорский некрополь с видом на Лазаревскую церковь.

И несколько старых надгробий:






Подобные памятники часто стоят именно на армянских могилах.


Старый склеп


И ограда в стиле модерн





Место первого погребения М.Ю. Лермонтова. Тогда здесь стоял камень с лаконичной надписью "Михаил", поскольку дуэлянты приравнивались к самоубийцам, и хоронить их внутри кладбищенской ограды было нельзя.


А это монумент из белого машукского камня (1915г) на месте дуэли М.Ю.Лермонтова,


Рядом стенд с описанием монумента.


украшенный барельефом с изображением поэта.


А неподалеку - очень интересная остановка общественного транспорта - на Кавказе такие еще попадаются.


Еще одна «окраинная» достопримечательность Пятигорска – знаменитый благодаря Ильфу и Петрову Провал – естественное отверстие в скале, которое образовалось благодаря наличию внутреннего сероводородного озера. Раньше сюда любопытствующих спускали в специальных корзинах (кстати, бывали и летальные случаи), но потом пробили тоннель сбоку. Сюда мы добрались как-то вечером уже по темноте, хотя внутрь еще можно было попасть. Рассмотреть что там внутри в этих условиях мы смогли лишь с фонариком, так как подсветка уже не работала (как и аудиогид, который, как нам говорили местные, обычно включен). Наверное, поэтому впечатления наши от Провала оказались не столь яркими.
Компенсацией за этот неудачный опыт, впрочем, нам стала ведущий отсюда в центр города замечательный бульвар Гагарина на котором сохранилось довольно много т.н. «провальских» дач – роскошных особняков, построенных в кон.XIX-нач.ХХвв, когда благодаря проложенной сюда железной дороге, начался расцвет курортов КМВ. К сожалению, некоторые дачи сейчас заброшены, некоторые же используются под санатории и прочую курортную инфраструктуру.



Воронка в Провале постоянно увеличивается.


Озеро в Провале.


Перед облагороженным входом в Провал стоит скульптура Остапа Бендера, продающего те самые билеты.


Многие "провальские" дачи облицованы белым машукским камнем.


Быв. дача Эльза (1910г) построена купцом Гукасовым, сейчас корпус санатория им. Лермонтова.


Еще одна "провальская" дача в виде венецианского палаццо.


Замечательные Пироговские ванны (1914г, арх. А.Кузнецов).


А здесь их купол видно от колоннады.








Ванны украшены майоликами мастерской Н.Калмыкова.



Майолики Н.Калмыкова нач.ХХв украшают Пироговские ванны.

Курортный Пятигорск находится у подножия горы Машук и горы Горячей, которые славятся своими питьевыми источниками, естественными и рукотворными родоновыми ваннами, у которых со временем построили лечебницы, санатории и т.д.
А самое первое русское поселение на этом месте возникло немного поодаль - под горой Бештау в 1774г как казачий форпост при продвижении Российской империи на Кавказ, когда по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с Османской империей России отошли Кабарда и Пятигорье. К сожалению, от той первоначальной Константиногорской крепости ничего не осталось. Курортная же часть, которая сейчас наиболее интересна для туриста, начала осваиваться несколько позже, хотя уже к 1830-е гг, когда здесь снимал дом М.Ю.Лермонтов, определенная «водная» культура уже сложилась, о чем можно прочитать в «Герое нашего времени». Вообще, в Пятигорске много мест, связанных с событиями романа, а также с самим Лермонтовым.
К счастью, сохранился дом, который он арендовал в последние пару месяцев своей жизни. Дом был довольно рано (в 1912 году) музеефицирован, пережил последнюю войну - и сейчас является центром соответствующего музея-заповедника. Кроме того, уже в советское время музею были переданы сохранившиеся окрестные дома, в которых квартировали друзья и знакомые поэта, так что, с большой долей вероятности, он здесь также бывал. В этих помещениях сейчас разместились многочисленные экспозиции, посвященные литературному творчеству Лермонтова, иллюстрациям к его книгам, лермонтовской теме в кино и т.д. А вообще, музей достаточно велик – нам на его осмотр потребовалось более часа. Ежедневно в дни работы музея в 15.00 там проводится бесплатная экскурсия, но мы на нее никак не успевали – пришлось воспользоваться путеводителем.


Памятник Лермонтову (ск. А.М.Опекушин, 1889г.), по свидетельству современников поэта, имеет точное портретное сходство. Вопреки распространенному мнению, М.Ю.Лермонтов не был тем красавцем-гусаром из учебника литературы, наоборот, он был довольно неказист и некрасив (возможно, этим частично и объяснялось его злоязычие).


Н.С.Мартынов выглядел в 1841 году примерно так. Незадолго перед этим он приобрел странную привычку одеваться под черкеса и носить на поясе огромный кинжал, чем вызывал постоянные насмешки злоязыкого молодого поэта. Мартынов, судя по всему, был мужчиной не самого большого ума, Лермонтов же отличался повышенной язвительностью - к сожалению, очень часто такие мелочи плюс дурацкое стечение обстоятельств имеют роковые последствия. По свидетельству современников, ссора в гостиной дома Верзилиных произошла из-за каламбура "Montagnard au grand poignard" (по-французски звучит в рифму: Монтаньяр а гран пуаньяр - Горец с большим кинжалом), брошенного Лермонтовым в адрес Мартынова и случайно услышанного последним. Самого вызова на дуэль никто не слышал, но все вспоминают фразу Мартынова: Сколько раз я просил вас оставить ваши шутки при дамах.



Вот портрет поэта поближе.


А его энергичная бабушка, наоборот, оказалась дамой весьма приятной наружности.


Литературный отдел музея в доме Верзилина. Где-то здесь произошла ссора Лермонтова с Мартыновым.


Дом Верзилина.


Картину "Вид Крестовой горы" (1837-38гг) приписывают Лермонтову.


Лев Сергеевич Пушкин также находился в то время на Кавказе и общался с Лермонтовым. Был он очень похож на своего знаменитого брата, но только блондин (Пушкин же был голубоглазый шатен).


Этот дом снимал Лермонтов вместе со своим дядей и ровесником А.Столыпиным в последние 2 месяца своей жизни.


Прихожая. Металлический поднос, фаянсовый молочник, вышитое полотенце - это личные вещи поэта.


Спальня А.Столыпина воссоздана по описаниям офицерских жилищ того времени.


Кабинет и спальня Лермонтова. Обстановка не сохранилась. Стол и кресло привезены из петербургской квартиры поэта.


А этот столик Лермонтов выносил на террасу, где часто работал.


А вот и терраса.


В доме Чилаева находится художественный отдел музея, где собрана масса портретов и иллюстраций к произведениям Лермонтова.


Посмертный портрет поэта, выполненный художников Р.Шведе.


М.А.Врубель. Поверженный демон.


Б.М.Кустодиев. Песня про купца Калашникова.


И.Я.Билибин. Песня про купца Калашникова.


Музыкальный отдел музея размещается в доме, где в 1831-32гг жил композитор А.А.Алябьев.


Портрет Алябьева.




Музыкальные инструменты народов Кавказа (Алябьев много изучал местную народную музыкальную традицию).


Ковер, кстати, тоже интересный.


Еще один отдел музея посвящен звездам советского театра и кино. Это Татьяна Шмыга.


Лермонтовский грот обустроен братьями Бернардации в 1830-е гг. Его очень Любил Лермонтов: например, здесь произошла встреча Печорина с Верой.


Грот Дианы - еще одно лермонтовское место Пятигорска - по воспоминаниям современников, поэт где-то за неделю до роковой дуэли устроил здесь бал.
Tags: Кавказские Минеральные Воды, Россия, Северный Кавказ, Ставропольский край, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Северный Кавказ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “Северный Кавказ” Tag