Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Особняк Демидовых в Гороховском переулке и лекция А. Иванова о горнозаводской цивилизации Урала

На прошлой неделе в среду довольно спонтанно попала на интереснейшее (и совершенно бесплатное - нужно было только зарегистрироваться заранее) мероприятие, проводившееся архнадзоровской Школой наследия в Институте геодезии и картографии - по совместительству, бывшем особняке Демидовых в Гороховском переулке.
Началось все с экскурсии по нескольким помещениям, где частично сохранились, а частично восстановлены интерьеры кон. XVIIIв, когда, собственно, особняк и был возведен по проекту Матвея Казакова. Нам показали несколько комнат, самая интересная из которых - маленькая дамская уборная, где в оригинале без поновлений дошел до нас прелестнейший расписной потолок работы французского художника. Реставрационные работы, кстати, проводились здесь, в основном, на средства Института геодезии и картографии, за что ему честь и хвала.
Тем не менее, фотографий не будет - я как-то не была готова к такому повороту событий, потому фотоаппарат с собой не взяла. Более того, к несчастью, в этот день даже забыла дома айфон (что случается со мной раз в пятилетку от силы).


Ограничусь фотографией самого особняка (взято отсюда: http://www.mgugik.ru/?aid=21&pid=6#!Повышенная-стипендия-в-2016-году/c1w47/56aa2f140cf2167a2a95f33c).

А дальше о том, ради чего я, собственно, и пришла на данное мероприятие. После экскурсии состоялась лекция выдающегося современного русского писателя Алексея Иванова, посвященная выходу его новой книги об уральской горнозаводской цивилизации (ведущим был небезызвестный Рустам Рахматуллин). Так случилось, что с книгой этой я знакома, хоть и поверхностно. Собственно, как я понимаю, создана она по следам прекрасного документального фильма Леонида Парфенова "Хребет России" (сценарий фильма, понятное дело, написан А. Ивановым). По книге или по фильму, кстати, вполне можно сделать интереснейший туристический маршрут по Уралу - кто бы мог подумать, что там осталось столько всего интересного.
Началась лекция с рассказа о Строгановых - первых промышленниках Урала. Дальше речь зашла о Демидовых, один из потомков которых - Николай Никитич Демидов - долгое время проживал в довольно нереспектабельном районе Флоренции в Ольтрарно. В связи с чем вспомнила забавный эпизод, произошедший со мной в этом самом месте неполных три года назад (я о нем уже рассказывала, но здесь можно и напомнить):

У ворот [Сан-Миниато] находится т.н. палаццо Демидофф (в котором жил русский посланник Анатолий Николаевич Демидов [один из сыновей Николая Никитича], запомнившийся флорентийцам невиданно щедрым меценатством) и церковь Сан-Никколо. В церкви после потопа 1966 года обнаружили фрески XVв. Я спросила разрешения у смотрительницы зайти в ризницу (где находятся эти росписи), она сказала, что это можно сделать за оферту. Положив пару евро, смогла осмотреть интересную фреску "Мадонна с подвязкой" работы Бальдовинетти и несколько неплохих ренессансных картин.
"Здесь недалеко Демидов жил,- сказала вдруг смотрительница. - На нашу церковь жертвовал. У вас в книге, наверное, это написано?" И указала на мой путеводитель. Я удивилась и как-то замешкалась с ответом. "Неужели не написано?" - удивилась она. "Написано, конечно. - отвечаю - Демидов? Просто я русская." "Вижу,- говорит смотрительница. - Потому и спросила." Наверное, по путеводителю догадалась.

К сожалению, саму пьяцца Демидофф я тогда не сфотографировала, а на ней установлен вот такой вот памятник Николаю Никитичу, заказанный его сыновьями Анатолием и Петром скульптору Романелли.


(фото отсюда: http://www.cult-turist.ru/country-topics/390/?it=390&q=524&tdp=fshk - по ссылке также см. краткий но весьма толковый рассказ о жизни Демидовых во Флоренции).

Согласитесь, отрадна столь долгая память о наших соотечественниках, сохранившаяся в далекой Тоскане. В этой связи, кстати, я никогда не понимала разговоров о том, что, мол, стыдно признаваться за границей, что ты русский. Мне вот ни разу стыдно не было. Да, собственно, чего стыдиться? Демидовых, которым до сих пор благодарны флорентийцы? Стравинского, чья музыка в той же Италии и в наши дни собирает полные залы? Русского балета, равного которому нет в мире? Русских оперных певцов, которым сами итальянцы устраивают овации? Ну да, в турецком олл-инклюзиве всего этого, наверное, не почувствуешь. Но стоит выйти за его пределы - и сразу станет понятно, что стыдиться нечего совершенно. Даже, я бы сказала, наоборот - нам очень даже есть чем гордиться :)

А у меня после вышеописанного мероприятия появился еще один маленький повод для гордости - отличный роман "Сердце Пармы" (который я давно и с удовольствием прочитала) с автографом автора :)

Tags: Италия, Москва, Россия, выставки
Subscribe

Posts from This Journal “Москва” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments