Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Владимирская область: по Киржачскому и Кольчугинскому районам.

В прошедшую субботу присоединились к НП в поездке по Киржачскому и Кольчугинскому районам Владимирской области – местности, заселенной и освоенной достаточно давно. Крупное землевладение здесь возникло веке в XV-XVI, потому среди владельцев этих земель было много старых еще боярских фамилий. Неудивительно, что почти все посещенные в тот день церкви так или иначе были связаны с существовавшими рядом усадьбами и их владельцами. Но обо всем по порядку.

В плане хронологии начали, как говорится, с конца – а именно, с церкви св. Пантелеймона (1910г), что в деревне Кашино. Храм выстроен в псевдорусском стиле с использованием приемов древней псковской и новгородской архитектуры. По горькой иронии судьбы, эта самая новая из всей нашей программы по дате постройки церковь пребывает в самом сложном состоянии – сейчас это фактически руина, хотя, несомненно, поддающаяся восстановлению. Какие-то консервационные работы здесь, впрочем, ведутся, но исключительно силами местных дачников, так что процесс рискует сильно затянуться надолго.

Следующую остановку сделали в городе Киржач, где зашли в основанный еще Сергием Радонежским в 1358г Благовещенский монастырь, сохранивший Благовещенский собор (1520-1530-е гг) и примечательную шатровую Спасскую церковь-колокольню, сооруженную в 1652-1656гг над усыпальницей бояр Милославских. В принципе, Киржач – город довольно известный среди туристов, имеющий какую-то старую застройку и несколько приходских храмов. Мне тоже приходилось бывать здесь раньше, в том числе, и в монастыре. Но в этот раз удалось проникнуть не только в новодельный нижний, но и в верхний храм Благовещенского собора, что, насколько я понимаю, мало кому удается. Интерьер его относится к XIXв – довольно неплохо сохранились масляные настенные росписи, хотя древних икон в иконостасе практически нет. Мощи первого настоятеля монастыря - ученика и последователя прп. Сергия Романа Киржачского выставлены в нижней церкви.

Преображенская церковь в деревне Смольнево строилась помещиками Салтыковыми - причем, начал строительство отставной офицер Преображенского полка (отсюда и посвящение) В.С.Салтыков в 1730-х гг, а заканчивал уже его сын С.В.Салтыков в 1780-х гг. Архитектура храма весьма необычна: основной объем выстроен в виде двусветной башни, которая соединяется с подобной ей колокольней при помощи классицистической трапезной. Обращают на себя внимание и купола очень необычной формы, напоминающей, скорее, завершения немецких церквей, – вероятно, это связано с тем, что С.В. Салтыков, достраивавший церковь, был женат на немке.
Преображенская церковь неплохо восстановлена – усилиями нынешней смотрительницы и хранительницы храма. Собственно, она же открыла нам церковь и провела довольно подробную экскурсию. К сожалению, от старых интерьеров здесь почти ничего не осталось – фрагменты росписей, которые видны на фото 7-8-летней давности, забелены, зато есть несколько интересных старых икон.



Пантелеймоновская церковь в Кашино (1910г).


С этого ракурса лучше понятно, что в ней от новгородской архитектуры.


Ее трапезная внутри.


остатки орнамента под куполом


А в алтарной апсиде можно различить изображение Серафима.


Киржач. Благовещенский монастырь. Слева направо: Спасская церковь-колокольня (1656-1652гг), колокольня церкви Всех Святых (1865-66гг), Благовещенский собор (1520-1530-е гг). Галереи были некогда разобраны, теперь снова восстановлены.


Благовещенский монастырь, церковь Всех Святых (1865-66гг).


Благовещенский собор, нижний храм. Распятие современной работы.


Благовещенский собор. Своды верхней церкви.


Росписи верхней церкви (XIXв): Успение Богородицы.


Также росписи верхней церкви: интересно написанное Сошествие святого духа на апостолов.


Святой дух обозначен как огонек свечи над нимбом каждого из апостолов.


Купол купальни и река Киржач.


Преображенская церковь в Смольнево красиво расположена на возвышенности (1730-е, 1788гг).


Такое впечатление, что двусветная башня (справа) сооружена для симметрии. Боковые галереи изначально были открытыми, заложили их в нач. XIXв.




Из всех росписей сохранилось только это всевидящее око в куполе.


Явление Богородицы прп. Сергию.


Еще одна старая икона в церкви.


Святые Петр и Павел.


Чудо Георгия о змие.



Преображенская церковь в Смольнево. Часы на колокольне появились в 1799г (тоже, видимо, немецкое влияние, как и необычная форма куполов. Нынешние часы, конечно, уже нашего времени).

Из-за неожиданной задержки в Смольнево наши организаторы решили несколько изменить маршрут – и вместо пары запланированных очередных усадебных храмов мы отправились на Благовещенский погост, который по причине своей относительной труднодоступности (2 км пешком от ближайшей деревни, в которую проехать – тоже задача нетривиальная) стоял в программке факультативно. Скажу сразу, что в итоге никто из нас о таком повороте событий не пожалел, настолько всем понравился этот объект, включающий в себя сразу две уникальные для Владимирской области постройки. Во-первых, каменную Благовещенскую церковь (1501г) необычной архитектуры, выстроенную на средства тогдашних владельцев окрестных земель бояр Нагих, судя по всему, итальянскими мастерами, которых в то время в Россию приглашали довольно активно (имея, так сказать, положительный опыт строительства соборов московского кремля). Во-вторых, деревянную Знаменскую церковь (1751г), утратившую завершение, но сохранившую фрагменты интерьера, современного постройке храма: барочный иконостас с остатками золоченой резьбы, различные столярные элементы, шкаф для церковной утвари и даже остатки росписей на одном из сохранившихся парусов. Погост окружен кирпичной оградой с башенками и воротами (XIХв) и, несмотря на не самое парадное состояние, производит цельное и сильное впечатление.

В соседней деревне Скоморохово находится руина Никольского храма (1830-е гг), сохранившегося намного хуже гораздо более древнего Благовещенского погоста.

На этом программу можно было заканчивать, поскольку надвигались ранние осенние сумерки, но нас все-таки еще завезли в деревню Новофетинино, где стоит большой Всехсвятский храм, построенный в 1822-42гг на средства дочери А.Суворова графини Н.А. Зубовой. Впрочем, оценить его впечатляющий экстерьер в полной мере в наступившей темноте мы не смогли (по этой же причине не будет и фотографий - в сумерках моя мыльница фотографирует отвратительно), а вот интерьер был освещен, наверное, в виду проводимого здесь нынче ремонта.


Благовещенский погост. Благовещенская церковь (1501г) с трапезной и колокольней 1833г. Итальянское влияние видно как в пропорциях церкви, так и в вытянутых арочных нишах - прием, который русские мастера в то время не использовали. Каким было завершение, заложенное сейчас деревянными досками, тоже можно попытаться представить.



Таким предстает Благовещенский погост перед идущими со стороны Скоморохово - среди деревьев лучше всего видна высокая и мощная колокольня 1833г.


А здесь за оградой XIXв слева можно увидеть деревянную Знаменскую церковь (1751г) и справа - Благовещенский храм (1501г).


С обратной стороны Северные ворота ограды украшены росписью на тему явления Богородицы прп. Сергию Радонежскому.


Внутрь Благовещенской церкви попасть не удалось. Смогла лишь сфотографировать эту впечатляющую деревянную лестницу, ведущую на колокольню.


А также через окно иконостас и киоты (по виду XVIII или XIXвв).


А это алтарная перегородка Благовещенской церкви с Царскими вратами с обратной стороны (от алтаря).


Знаменская церковь (1751г). По меркам Русского Севера, не слишком впечатляющее зрелище, но для Владимирской области деревянная церковь XVIIIв, не перебиравшаяся и не переносившаяся, - явление почти уникальное.


Апсида Знаменской церкви с главкой.


Вход в храм через небольшой прируб.


Вход из прируба-трапезной в основной объем церкви.


Остатки иконостаса в трапезной.


А в этом шкафу, видимо, хранили какую-то церковную утварь.


Похоже, это "родной" крест церкви.


А вот крыша восстановлена - своя обвалилась.


Иконостас в основном объеме Знаменской церкви.


Никольская церковь в Скоморохово (1830-е гг) с остатками колоннады слева.



Благовещенский погост. Деревянная Знаменская церковь, роспись уцелевшей части потолка (сер.XVIIIв): евангелист Марк (?).
Tags: Влад. Киржачский район, Влад. Кольчугинский район, Владимирская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Владимирская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments