Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Тверская область: Бежецкий верх (часть 2).

Следующий день начался поездкой в село Алабузино, где сохранился ансамбль из двух храмов: условно барочной Троицкой церкви (1765-81гг) и внушительной Смоленской, выстроенной в 1806-1816гг в формах классицизма. Во второй, говорят, есть росписи XIXвека, но это был чуть ли не единственный случай, куда мы не смогли увидеть интерьеры.

В соседние Градницы большинство туристов едет не за Троицкой церковью (1782-1804гг), которая мало чем примечательна, а в расположенный здесь литературный музей Н.С.Гумилева и А.Ахматовой. Музей разместился в небольшом деревянном доме, перенесенном из села Слепнево в 1930-е годы. Дом этот некогда принадлежал матери Н.С. Гумилева, сюда в 1911г Николай Степанович привез свою молодую жену. В Слепнево семейство прожило до 1917 года, после чего переселилось в Бежецк, где, в основном, и прошли детские годы знаменитого сына двух поэтов – Льва Гумилева.

Непродолжительную остановку совершили в селе Сулега, чтобы осмотреть заброшенный большой классицистический Воскресенский храм (1820-1835гг, арх. Н.Легран), где уже провалились полы, но на стенах местами еще можно рассмотреть довольно качественно выполненные росписи в стиле академизма.



Алабузино. Троицкая церковь (1765-81гг, колокольня 1800г) вполне типична для этих мест - мы еще не раз повстречаем подобную архитектуру на своем пути.


Ее купола покрыты металлическими пластинами со звездами, которые когда-то, наверное, были золотыми.


Большая классицистическая церковь Смоленской иконы Божией Матери (1806-1816гг).


Троицкая церковь из Градниц (1782-1804гг).


Литературный музей Н.С.Гумилева и А.Ахматовой в доме матери Н.С.Гумилева, перевезенном в Градницы из села Слепнево в 1930-е гг.


Сулега. Церковь Воскресения Христова (1820-1835гг).


И немного ее росписей.


Евангелист.


Святой (не разберу, какой именно).


Росписи трапезной Воскресенской церкви закоптились и потемнели.


Только Спас нерукотворный и можно разобрать.

Следующие пара объектов показались мне, пожалуй, самыми интересными из всей программы. Во-первых, порадовал город Красный Холм, где помимо нескольких довольно любопытных деревянных особняков в стиле модерн и не слишком интересной колокольни Троицкого собора (1883) мы увидели хорошо сохранившееся деревянное здание ж/д станции (1899г, тоже модерн), куда можно спокойно зайти внутрь и посмотреть вполне аутентичный по виду интерьер.
Но главная достопримечательность города – Краснохолмская Антониева пустынь – находится в соседнем поселке Слобода. Это был древнейший объект на нашем маршруте, а значит, заслуживающий внимания по определению. Самая старая из сохранившихся (условно сохранившихся, конечно – состояние всех объектов здесь очень плохое) построек монастыря – три стены Троицкого собора (то ли 1494г, то ли все-таки II пол. XVIв), на внутренних сторонах которых еще можно различить остатки росписей нач. XVIIIв, выполненных в традициях ярославской школы (это насколько я смогла разглядеть). Стоящая рядом Покровская церковь (1590-1592г) тоже руинирована. Чуть в лучшем состоянии находится надвратный Вознесенский храм (1690г), выполненный в формах нарышкинского барокко, и пара башен ограды кон.XVIIв.


Здание ж/д станции Красный Холм.


И ее декор поближе.


Станция внутри - небольшой зал ожидания.


Его потолок также красиво оформлен.


Красный Холм. Дом Баруздиных-Хильтовых (нач.ХХв) - самый красивый в городе.


О чем нам не преминул сообщить один из его жильцов :) Заодно можно рассмотреть декор балкона.


Рядом также стоит интересное здание, но в гораздо худшем состоянии.


Балясины полуобвалившегося балкона некогда были украшены резьбой.


Краснохолмская Антониева пустынь. Братский корпус (XVIIв) и надвратная Вознесенская церковь (1690г) с примыкающей к ней башней кон.XVIIв.


Декор Воскресенской церкви в стиле русского узорочья.


Резьба по кирпичу в филенках братского корпуса XVIIв.


Слева Покровская церковь (1590-1592г), справа руина Троицкого собора (1494г или II пол. XVIв).


Троицкий собор с другого ракурса.


Портал XVIв.


А вот в таком состоянии его росписи нач. XVIIIв, что неудивительно - Бог знает, сколько времени они уже находятся под открытым небом.


Специалист бы без труда разобрал эти сюжеты, но я вижу только то, что росписи сложные многофигурные.


Здесь фигуры вполне различимы, но сюжет не разберу.


А это, похоже, Благовещение.


Троица ветхозаветная (?)


Тоже не разберу сюжет, но у сидящего (слева) персонажа удивительно интересный головной убор. А вот то, как написана правая фигура, по-моему, ясно указывает на ярославскую школу - впрочем, а какой здесь еще быть? :)


От этой процессии святых остались, в основном, насечки на штукатурке - зато сразу видно технологию фресковой живописи: сначала процарапывали рисунок, а потом наносили краски. В Пизе, кстати, такие рисунки (их там называют синопиями), открывшиеся после гибели фресок кладбища Кампо Санто после американских бомбардировок, сейчас висят в специальном Музее синопий. Считается, что они имеют большую ценность, поскольку точно выполнены рукой мастера, в то время, как расписывать могли и подмастерья.


А это изображение какой-то битвы, видимо, - могу только разобрать голову в шлеме в левой верхней части фрагмента.


Тайная вечеря (?)


Руины Краснохолмской Антониевой пустыни. Слева направо: братский корпус (кон.XVIIв), надвратная Вознесенская церковь (1690г), еще один братский корпус (1748г), башня кон.XVIIв.

Если бы на этом поездка закончилась, я уже могла бы быть ею довольна, но нас ожидало еще несколько интерсных мест. Во-первых, Крестовоздвиженская церковь в Поводнево (1827-1836гг), довольно типичная классицистическая постройка, интересная только тем, что церковь никогда не закрывалась, а значит, сохранила богато украшенный интерьер. Здесь замечательно все – и клеевые росписи XIXв, дошедшие до нас в хорошем состоянии, и деревянное распятие с предстоящими, и золоченая резьба киотов, и даже псевдо-византийские масляные росписи в трапезной, выполненные, как нам рассказал настоятель храма, в 1950-е годы (!), что, согласитесь, нетривиально само по себе.


Но сначала райцентр Сонково - водонапорная башня у ж/д станции с деревянным верхом.


Вот он поближе (нач.ХХв, похоже).


Крестовоздвиженская церковь в Поводнево (1827-1836гг) не заслуживала бы внимания, если бы не ее интерьер (напомню, церковь не закрывалась - чуть ли не единственная на весь район). Сюда специально приезжал священник, чтобы нам ее открыть, так что самостоятельно попасть внутрь можно только во время службы.


Евангелист Иоанн - росписи трапезной.


Оттуда же "Изгнание торговцев из храма".


Очень интересное Распятие с предстоящими (XIXв).


Иоанн Богослов.


Венчание одного из алтарей в трапезной.


Росписи свода трапезной (1950-е гг - !).


Апостолы - фрагмент этой росписи.


То же самое - Андрей Боголюбский.




Ангелы и резьба, украшающая алтари.


Коронование Богородицы в куполе основного объема церкви.


Так выглядит купол целиком.


Центральный алтарь. Сверху роспись на сюжет "Христос во славе" (?) - ничего иного в голову не приходит, не припомню, чтобы раньше мне подобный сюжет где-то попадался.


Вот роспись поближе.


А вот цари земные - фрагмент этого сюжета.


А вот это точно Страшный суд.


Евангелисты в парусах купола - Лука.


Умножение хлебов (?).


Крещение расположено высоковато, сняла, как получилось.

Грандиозная Троицкая церковь (1717-1731гг), что в селе Кой, упомянутая во многих путеводителях по Тверской области, производит странное впечатление – с одной стороны, постройка выдержана в традициях ярославского зодчества (да, этот район исторически тяготел к Ярославщине, хотя по факту это Тверская область), с другой – размах и масштабы у нее совсем не традиционные, свойственные уже, скорее, новому времени. Тем более, что в начале XIXв храм был частично перестроен, рядом сооружена классицистическая колокольня и ограда с башенками-часовнями, а интерьер расписан в стиле академизма. В общем, некий легкий когнитивный диссонанс я здесь поимела, хотя объект, безусловно, рекомендован к осмотру.


Гигантская Троицкая церковь (1717-1731гг) в селе Кой, колокольня нач.XIXв.


Эти барельефы - также добавление XIXв.


Кесарю кесарево - росписи нижнего храма (нач.XIXв).


Христос и грешница - оттуда же.


В верхний храм ведет широкая лестница (тоже нач.XIXв). Как пояснил уважаемый uchazdneg, металлические пластины, прикрепленные в верхней части здания, ранее были расписаны - удивительное дело, никогда о таком декоре ничего раньше не слышала.


Как это выглядело, можно увидеть, например, на старой фотографии.


Ну или попытаться различить остатки фигур на этой пластине.


Росписи покрывали и металлическую обшивку этой часовенки в углу ограды.


Лестница на колокольню.


Остатки иконостаса верхнего храма.


Росписей здесь сохранилось довольно много, пусть и не в идеальном состоянии.

Вот несколько сюжетов:

Лепта вдовицы.


Брак в Кане.


Благословение святого князя Михаила Тверского на поездку в Орду.


И убийство князя Михаила в Орде.

Тихвинская церковь (1775-1784гг) в селе Синево-Дуброво куда более традиционна – это типичное барокко, с не менее типичной классицистической колокольней и красивой аркой ворот, сохранившихся от прежней каменной ограды. Внутри почти целиком сохранился иконостас (без икон, конечно, - церковь заброшена) и росписи – в небольшом количестве, но очень хорошего качества.

Последний объект, который успели посмотреть, - Благовещенская церковь в селе Княжево. В основе ее – барочный храм 1784г, но в 1880-е годы его сильно перестроили в формах эклектики, были добавлены трапезная и колокольня. Внутри сохранились росписи: в четверике основного объема и в трапезной – кон.XIX-нач.ХХвв. Живопись довольно высокого качества, но, к сожалению, рассмотреть ее подробно я смогла только на фотографиях, сделанных со вспышкой, – наступающие сумерки помешали сделать это на месте.


Барочная Тихвинская церковь (1775-1784гг) в селе Синево-Дуброво.


Ее иконостас сохранился очень хорошо.


И росписи здесь очень пристойного качества.


Уж не князь ли это Михаил Тверской снова?


Обращение Савла, похоже.


Благовещенская церковь в Княжево (1784г - правая часть, трапезная и колокольня 1880гг).

И ее росписи:

Свод трапезной Благовещенской церкви.


Благовещение.


Нагорная проповедь - тоже из трапезной.


Как и эти ангелы апокалипсиса.


Бог Саваоф в куполе основного объема церкви.


Оттуда же: Распятие.


Очень романтичного вида евангелист Лука.


Евангелист Матфей несколько постарше.
Tags: Россия, Твер. Бежецкий район, Твер. Краснохолмский район, Твер. Сонковский район, Тверская область, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Тверская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Posts from This Journal “Тверская область” Tag