Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Черниговская область: Остер и Козелец.

Город Чернигов встретил меня, мягко говоря, неприветливо. Только сойдя с поезда, обнаружила, что на ж/д вокзале отсутствует камера хранения, все обменные пункты еще закрыты, а на дверях соседней автостанции висит инструкция «Как распознать российского диверсанта». Решила не искушать судьбу и, пока меня не распознали, взяла такси и за 30 гривен, оставшихся еще с прошлого приезда, доехала до гостиницы. Здесь я намеревалась хотя бы оставить сумку, но удалось еще и обменять деньги на посту охраны – таким образом, жизнь, наконец, начала поворачиваться ко мне своей светлой стороной. Ненужная уже камера хранения обнаружилась вдруг все на той же неприветливой автостанции, куда я вынуждена была вернуться, так как первую половину этого дня планировала провести в разъездах.

Сначала отправилась в поселок Остер Козелецкого района (8 тыс. жителей), который известен с XIв. В 1098г Владимир Мономах построил здесь Михайловскую церковь, от которой сейчас осталась лишь апсида. Называется это сооружение нынче Юрьева божница (в честь сына Владимира Юрия Долгорукого, владевшего Остером в I пол. XIIв) и стоит на невысоком холме на окраине села. Построен храм был из плинфы, но здесь типично византийская кладка «разбавлена» вмурованными в стену обтесанными большими камнями – так же, как, например, в церкви Бориса и Глеба в Гродно. Церковь долго стояла открытой и полузаброшенной, сейчас на дверь навесили замок, но темные личности, видимо, по привычке тусуются там до сих пор (я, например, встретила какую-то подозрительную цыганку). Так что, к сожалению для редких туристов и к счастью для самой церкви, внутрь сейчас просто так не попадешь, но щели в деревянной двери и выбитые стекла позволяют худо-бедно рассмотреть интерьер, в котором сохранились, ни много - ни мало, фрески XIIвека! Верхнюю часть апсиды занимает сцена Евхаристии, но ее-то как раз видно плохо, поскольку окна находятся именно с этой стороны. Значительно лучше удалось рассмотреть архангелов на сводах, а также несколько неясных фигур и фрагменты орнамента на боковых стенах. Ну хоть так – в любом случае, место уникальное, тем более, для Украины, где домонгольских построек сохранилось очень немного (даже меньше, чем на территории России!), несмотря на то, что именно здесь был центр Древнерусского государства.


Фрески Юрьевой божницы (XIIв): архангел.



Другой архангел.


Фрагмент орнамента.


Процессия святых (фрагмент).


Фрагмент Евхаристии, снятый через щель в двери.


Интерьер храма.


Юрьева божница (1098г).


Божница стоит на холме на окраине поселка - именно здесь раньше был центр древнего Остера.


С этой стороны выстроили деревянную стену.


Районный центр Козелец располагается от Остера всего в получасе езды на раздолбанной маршрутке (по не менее раздолбанной дороге). Главная достопримечательность здесь – весьма помпезный для столь скромного поселения собор Рождества Богородицы, построенный в 1752-1763гг на средства Натальи Разумовской – матери Кирилла и Алексея Разумовских – в благодарность за счастливую долю своих детей.
История сына обедневшего казака - церковного певчего Алешки Розума, ставшего волею случая (а точнее, благодаря своим выдающимся внешним данным и мягкому незлобивому малороссийскому нраву) фаворитом и, по некоторым данным, морганатическим супругом императрицы Елизаветы Петровны, и вошедшего в историю как граф Алексей Григорьевич Разумовский, довольно хорошо известна, потому пересказывать ее не буду. Скажу лишь, что если быть совсем уж точным, то родом Розумы из деревни Лемеши Козелецкого района (там тоже, кстати, Наталья Демьяновна построила Терхсвятительский храм в 1755г - набожная, видать, была женщина). Церковь Рождества Богородицы проектировали ученики и последователи Растрелли Григорович-Барский и Квасов, что само по себе уже примечательно. Но больше знаменита она своим иконостасом, привезенным в Козелец из Петербурга - там он не подошел для Смольного собора и по просьбе Алексея был отправлен на его родину. Иконостас, и правда, хорош – богато украшен позолоченной резьбой, и деревянной скульптурой, на синем фоне яркими пятнами выделяются многочисленные иконы, замененные нынче, впрочем, копиями (оригиналы я наблюдала на следующий день в нескольких музеях Чернигова).
Времени в Козельце у меня было мало – хватило лишь на осмотр собора и небольшую пробежку по центру города – мимо Вознесенской церкви (1866-1874гг). Пришлось пожертвовать усадьбой XVIIIв Покорщина, принадлежавшей сестре Разумовских Вере Дараган, где сохранились парк, господский дом и несколько хозяйственных построек. А я поспешила вернуться в Чернигов, где у меня была запланирована весьма обширная программа.


Собор Рождества Богородицы (1752-1763гг).



Собор Рождества Богородицы (1752-1763гг), колокольня (1776-1780гг).


Лепной декор церкви Рождества Богородицы.


Интерьер церкви, деревянная кафедра.


Часть иконостаса Рождественской церкви (сер. XVIIIв).


Часть иконостаса с иконой Вознесения.


Эта резная композиция венчает центральный иконостас.


Иконы центрального иконостаса.


Центральная часть иконостаса.

А вот оригиналы икон Рождественского собора из черниговских музеев:

Св. Иаков Заведеев.


Успения Богородицы.


Христос перед Пилатом и Покров Богородицы.


Царь Давид.


Трехсвятительская церковь (1755г) в селе Лемеши - на родине Разумовских, снятая из окна автобуса.


Еще один храм Козельца - Вознесенская церковь (1866-74гг).
Tags: Укр. Черниговская область, Украина, охота к перемене мест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments