Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Нерехта

По приезде в Нерехту, первым делом взяли такси и отправились в село Тетеринское, где находится монастырь Успенская Тетринская пустынь, состоящий из единственного храма – собора Успения Богородицы 1724г постройки. Собор красив снаружи, но главное там – это все-таки интерьер, где сохранились дивные фрески 1799г работы мастеров из села Большие Соли, что под Ярославлем. Здесь нам повезло: собор был открыт, так что ехали мы сюда по местным колдобинам не зря.
Основной объем храма расписан целиком, особенно впечатляют великолепные своды купола, покрытые яркими фресками на ветхозаветные сюжеты. Стиль росписей своеобразный – похоже, переходный от древнерусской живописи к барокко: манера изображения фигур, пейзажа, движений еще традиционная, а вот организация пространства и композиция уже вполне европейские.
Здесь же великолепный резной иконостас конца XVIIIвв, увенчанный деревянным Распятием – но подробно рассматривать еще и иконы нам не позволяло время.
К собору пристроены трапезная и колокольня. В трапезной росписи масляной краской 1906г – тоже неплохие, но с XVIIIв не сравнить ни по качеству исполнения, ни по производимому впечатлению.

Следующим пунктом программы был Троице-Сыпанов Пахомиев монастырь с храмом 1675-76гг. Это главное в Нерехте место паломничества, но каких-то особенных красот или исторических артефактов ни один путеводитель здесь не обещал, потому мы не сильно расстроились, когда увидели, что собор закрыт.


Распятие, Сотворение жизни (сверху), Сотворение Евы (слева), Первородный грех и Изгнание из рая (справа).



Троица новозаветная в куполе Успенской церкви.


Ветхозаветные сюжеты на одном из сводов церкви.


Иконостас собора.


Иконостас в трапезной.


Сюжеты из жития св. Николая.


а вот икона целиком


Успенская Тетеринская пустынь (1724г, колокольня нач.XIXв, архитектор - итальянец Г.Маричелли)


Троицкий собор Троице-Сыпанова монастыря (1675-1676гг).


Троицкий собор и св. ворота XVIIIв.


Город Нерехта известен с 1214 года, то есть в прошлом году отметил свое 800-летие. Памятников тех времен здесь, к сожалению, не осталось. Древнейшая сохранившаяся постройка – Владимирский собор 1678-1686гг. Он, как и многие местные церкви, содержит фрески ярославской школы 1775г, но, к сожалению, нам их увидеть не удалось – собор был наглухо закрыт к нашему приходу. Как и когда попасть внутрь, выяснить так и не удалось – видимо, по большим церковным праздникам есть шанс.

Мы же свою прогулку по городу начали с улицы Красноармейской у восстанавливающейся сейчас церкви Благовещения (1713г), некогда превращенной в макаронную фабрику. Потом зашли в Преображенскую церковь (1787-1792гг) – красивый барочный храм с сохранившимися масляными росписями XIXв.
Отсюда рукой подать до центральной площади – площади Свободы (бывшая Базарная), где стоит колокольня Казанской церкви (1837г) – самая высокая в городе. Сама церковь, обезображенная в советское время, когда ее превратили в хлебозавод, сейчас закрыта и медленно восстанавливается – читала, что даже здесь после всех пертурбаций сохранились росписи ярославской школы XVIIIв. Правда, не уверена, что их сохранят в процессе восстановления – очень бы хотелось на это надеяться.
Сама по себе площадь Свободы довольно красива – с кинешемской Базарной, конечно, не сравнить, но историческая застройка сохранилась почти целиком. Очень украшают ее длинные белоснежные Торговые ряды (1836г), тянущиеся почти через всю площадь.



Здание Присутственных мест (Iпол. XIXв).


Церковь Благовещения (1713г) в советское время была макаронной фабрикой.


Преображенская церковь (1787-1792гг).


Масляные росписи Преображенской церкви: похоже на Введение во храм.


оттуда же: Рождество Богородицы.


старейшую в Нерехте Владимирскую церковь (1678-1686гг, классицистическая трапезная 1833г) мне удалось запечатлеть из-под ворот только в таком виде.


Колокольня Казанской церкви (1837г) и так называемый Дом-носок (особняк Хворинова - кон. XVIIIв).

Площадь Свободы (бывшая Базарная) с Гостинными торговыми рядами 1836г и колокольней Казанской церкви.


Это неприметное здание - квасоварня кон. XVIIIв.


Так оформлены ее окна.


Речушка Нерехта.


Здание быв. уездного училища - нач.ХХв.


Перейдя мост через небольшую речку Нерехту, выходишь сразу к великолепному Богоявленской (Никольской) церкви (1710-1725гг), который, слава Богу, музеефицирован. Это еще одно вместилище замечательных ярославских росписей XVIIIв, которые здесь предстают очищенными от более поздних поновлений, нормально освещены и снабжены всякими пояснительными материалами. И снова привлекает внимание свод с Коронованием Богородицы, выстроенными вокруг нее согласно иерархии ангелами и архангелами, а также расписанный сюжетами на тему Символа веры (крайне интересный момент – ранее подобного в росписях не встречала).
В трапезной церкви находится небольшая, но интересная экспозиция русского церковного искусства – с иконами, Распятиями и даже барочной деревянной скульптурой.
Здесь же хороший выбор путеводителей и прочей краеведческой литературы, а также магнитов и прочей сувенирной мелочи. Лучше воспользоваться шансом – больше в Нерехте он нигде не представится.

До недавнего времени в городе была еще одна музеефицированная церковь – Святой Варвары (1770-1787гг), но это уже чистое барокко и снаружи, и внутри. К сожалению, музей сейчас закрыт, а церковь передана верующим, потому попасть внутрь можно только во время служб. Мы, например, не попали.
Краеведческий музей Нерехты занимает модерновое здание бывшей городской аптеки нач.ХХв. Экспозиция посвящена, в основном, дочери одного из богатейших местных купцов и по совместительству писательнице Елизавете Дьяконовой. Елизавета интересовалась женским движением, посещала первые женские курсы в Петербурге, а потом и вовсе уехала учиться в Сорбонну. К сожалению, в 28 лет девушка погибла в Тирольских Альпах при невыясненных обстоятельствах. После гибели были изданы ее дневниковые записи под нехитрым названием «Дневник русской женщины», которые очень ценил, например, Розанов. Сейчас, впрочем, эта книга – библиографическая редкость: последние тиражи были крайне невелики и быстро разошлись.

Дома Дьяконовых до сих пор можно увидеть на центральных улицах Нерехты, как и здание женской гимназии, где училась Елизавета. Старая гражданская застройка здесь не столь великолепна и сохранна, как в Кинешме, но есть на что посмотреть и в этом плане. Особенно хороши деревянные наличники характерной формы (как бы увенчанные короной).


Коронование Богородицы и сонмы ангелов и архангелов - росписи купола Богоявленской (Никольской) церкви.




Вот такие интересные своды у Богоявленской церкви: вокруг ангельских сонмов росписи на тему Символа веры.


Богоявленская церковь (1710-1725гг).


Ее внешние росписи.


Деревянные скульптуры и иконы кон.XVIIIв.


Распятие XVIIIв.


Иконостас Богоявленской церкви (1776г).


Новозаветные сюжеты на сводах храма.




Новозаветные сюжеты на стенах храма.


Сюжеты из жития св. Николая.


Это житие какого-то святого - каюсь, не помню какого.


Сюжеты из Песни песней царя Соломона.


Деревянный особняк Дьяконовых (1880-1890-е гг).


Каменный дом Дьяконовых (сер. XIXв).


Замечательная станция скорой помощи (похоже, рубежа XIX-ХХвв).


Здание аптеки нач.ХХв - сейчас краеведческий музей.


Варваринская (Воскресенская) церковь (1770-1787гг).


Быв. женская гимназия, где училась Елизавета Дьяконова (1840-е гг).

И немного деревянного зодчества Нерехты:


Дом Говорова (кон. XIXв).






Tags: Костромская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Костромская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments