Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Ивангород (Парусинка) и Нарва (Кренгольмская мануфактура): немного промышленной истории.

Еще до похода в Ивангородскую крепость я зашла в Художественный музей, посвященный Ивану Билибину. Здесь неплохое собрание его работ (иллюстрации к сказкам, эскизы костюмов и декораций к операм, и т.д.), есть также мебель из его последней квартиры в Ленинграде, личные вещи, а также работы его второй жены – тоже художницы. Причем создан такой музей именно в Ивангороде по воле самого художника его приемным сыном – и, наверное, правильно, поскольку останься работы Билибина в Питере, они, скорее всего, затерялись бы в многочисленных музеях северной столицы (а скорее, в их запасниках). А здесь, в маленьком городе, у Билибина получился практически свой персональный музей.



Особняк нач.ХХв - сейчас художественный музей Ивана Билибина.


Рабочий стол художника.


Мебель из квартиры художника.


Эскиз костюма Кончаковны из оперы "Князь Игорь".


Еще один эскиз Билибина - половецкий воин.


"Портрет мальчика" Иван Билибин.


Портрет египтянки.


И.Билибин "Сосна" (1897г).


На этом я закончила программу первого дня, поскольку насквозь вымокшие еще в Нарве ноги (ну не чистят там тротуары, как, впрочем, и в Ивангороде) требовали отдыха и тепла. Потому еще один примечательный район Ивангорода – т.н. Парусинку – посетила уже на следующий день. Барон Александр Штиглиц построил льнопрядильную, суконную и парусиновую мануфактуры у порогов реки Нарвы с расчетом использовать энергию реки для своего производства. Пороги эти сейчас называют Нарвскими водопадами, и особенно хорошо они выглядят весной, когда в реку сбрасывают воду из близлежащего водохранилища.
А вокруг, по обеим сторонам реки возвышаются в меру запущенные корпуса бывших текстильных предприятий Штиглица и Кноппа. Причем, эстонская часть (хлопкопрядидьная мануфактура Кноппа) сейчас заброшена, а на российской что-то производят до сих пор (хотя выглядит она очень запущенно), так что погулять среди фабричных корпусов у меня не получилось.
Зато получилось дойти до недавно отреставрированной Троицкой церкви, построенной тем же Штиглицем в стиле русского узорочья XVIIв. Храм был закрыт, но чуть позже мне его открыли и даже показали усыпальницу баронов. К сожалению, из прежнего внутреннего убранства сохранилась лишь фреска на алтарной стене, и та сейчас скрыта за строительными лесами. Остальное все новодел.



Нарвская электростанция.


Нарвский канал.


Аллея в парке барона Штиглица.


Деревья в парке, видимо, старые, местами замшелые.


Троицкая церковь построена в стиле русского узорочья XVIIв, но в 1875г.


Хлопкопрядильная Кренгольмская мануфактура (сейчас на эстонской стороне) была основана бароном Кноппом в 1857 году и на момент основания была самой большой в мире. Работала до 2010г, потом обанкротилась. Сейчас заброшена.




И снова Кренгольмская мануфактура у порогов на реке Нарве. Колючая проволока на переднем плане - граница.


Сухое русло Нарвы.


Нарвские берега из слоистого камня.


Сточные воды. А вот до нарвских водопадов я, похоже, не добралась :(


А это бывшая льнопрядильная фабрика барона Штиглица, которая отличалась гораздо лучшими условиями труда, чем предприятии Кноппа.


И еще полузаброшенные корпуса мануфактуры Штиглица. Тем не менее, как я уже говорила, сейчас здесь есть какое-то производство - а выглядит все это сильно хуже, чем не работающая нынче фабрика Кноппа.


Вокруг мануфактур барон Штигрлиц построил для рабочих больницу и множество жилых домов, которые и сейчас, несмотря на обшарпанность, смотрятся достаточно добротно. Это и есть район Парусинка – нынче несколько трущобный, но довольно интересный. От проходной фабрики, где стоит впечатляющая ротонда бывшей рабочей столовой, лучами расходятся улицы, застроенные высотными домами (представьте, какое впечатление они производили на крестьян, составлявших в то время основной контингент работников текстильных предприятий). Спуски к реке оборудованы лестницами и красиво оформлены арками. В целом, место атмосферное и удачное для любителей фотографирования. Хоть я себя к ним и не причисляю, но гуляла здесь достаточно долго – ракурсы иногда открывались совершенно неожиданные.

Тем не менее, кому-то это зрелище покажется достаточно тягостным. Я, если честно, при всей любви к исторической застройке и нелюбви к современной российской реставрации, тоже не очень понимаю, почему проводя олимпиады и присоединяя территории, мы позволяем некоторым собственным гражданам жить в таких условиях. Я уже молчу о сохранности памятников - тут уж не до грибов, как говорится.


Площадь перед фабрикой А.Штиглица с заброшенной ротондой без окон и дверей - бывшей столовой для рабочих.



Ротонда-столовая и одна из улиц Парусинки.

Больница 1913 г. постройки:




В Районе Парусинка лестницы, спускающиеся к берегу Нарвы, красиво оформлены арками:




Сохранились целые улицы с жилыми домами для рабочих:







Тоже, похоже, жилые дома.


Заметный шпиль одной из башен.


Сохранились даже такие симпатичные детали.



Жилые дома для рабочих в районе Парусинка (II пол. XIXв).
Tags: Балтия, Лен. Кингисеппский район, Ленинградская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments