Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Суздаль (избранное).

Вернувшись в Суздаль, успели лишь основательно посмотреть Богородице-Рождественский собор (у меня от прошлых приездов в памяти мало что осталось), а также быстренько пробежать экспозицию иконописи.
Рождественский собор был построен в XIIв, но в 1445г рухнул после набега татарского хана и был заново отстроен в XVIв. Тем не менее, кое-какие белокаменные резные детали XIIв сохранились и сейчас украшают стены собора.
Внутри росписи в основном неинтересные и новодельные, но есть несколько фрагментов XIII, XV и XVIIвв.
Хорош иконостас собора с древними иконами. Но самое интересное здесь – двое великолепных медных врат XIIIв, украшенных декоративными пластинами с изображение библейских сюжетов, выполненных в технике огневого золочения, крайне вредной для здоровья и потому редко использовавшейся.


Западные врата Рождественского собора (XIIIв). Сошествие во ад и Схождение святого духа на апостолов. Да и ручка в виде львиной пасти тоже колоритная.



Распятие и Жены-мироносицы у гроба Господня.


Ворота целиком.


Фрески XIV-XVIвв.


А это орнамент XIIIв.


Пророчество о гибели Содома - это уже Южные врата, тоже XIIIв.


А здесь архангел извещает Лота о гибели Содома.


Пророки или святые на стойках Южных врат.


Три отрока в печи огненной и Силоамская купель.


Фрески XVIIв.


Царские врата - по виду не позже XVIв.


Ветхозаветная Троица на фоне города - XVIIв.


Шествие праведников в рай (1635-1636гг).


А это Рождественский собор снаружи (XIII-XVIвв).


портал собора (похоже на XIIIв).




И это тоже, вероятно, резьба домонгольского времени.

Аналогично:







Иоанн Богослов (XVIв, вероятно)- из музея икон.


Когда музеи закрылись, мы, перекусив в близлежащем кафе, отправились в обратный путь. Но твердо решили вернуться в Суздаль снова в следующем месяце, когда откроют собор в Спасо-Преображенском монастыре.

Вернулись, как и задумывали, спустя месяц с небольшим. Этот наш поход по Суздалю посвятили монастырям города. Начали с Александровского, известного собором Вознесения Христова (1695г) и колокольней того же времени. Два эти сооружения окружает ограда нач. XVIIIв - это и есть весь современный монастырь, других построек до нас не дошло.

Следующим пунктом был расположенный за рекой Каменкой Покровский монастырь, очень внушительно смотревшийся издалека, но оказавшийся не столь уж интересным при ближайшем рассмотрении, несмотря на богатую историю (сюда ссылались неугодные царские жены, от Соломонии Сабуровой в XVIв до Евдокии Лопухиной в нач. XVIIIв). Музей истории Покровского монастыря в приказной избе оказался малоинформативным, главным монастырский собор - Покрова Богородицы (1510-1518гг) - неплох внешне, но совершенно пуст внутри (он, собственно, никогда и не был расписан). Крайне интересна по архитектуре церковь Зачатия св. Анны (построена в 1551г на месте одноименной деревянной церкви, возведенной и освященной в связи с бесплодием Соломонии Сабуровой), но она вообще оказалась закрыта. Мы даже, набравшись смелости, попросили монашек показать нам склеп (где, собственно, и похоронены все высокопоставленные насельницы монастыря) - но и там вместо старых надгробий увидели почти сплошь новодельные гипсовые плиты.



Храм Вознесения Христова (1695г) - почти все, что осталось от Александровского монастыря.


Река Каменка. Александровский монастырь с оградой XVIIIв справа и Спасо-Ефимиев монастырь слева.


Типичная суздальская храмовая "пара" - летняя Богоявленская церковь (1781г) и зимняя Рождественская (1739г).


Панорама покровского монастыря.


Покровский монастырь - Покровский собор (1510-1518гг).


Святые ворота и Благовещенская церковь (1518г).


Замечательная по архитектуре Зачатьевская церковь (1551г)


Без сожаления покинув это место, направились в Спасо-Ефимиев монастырь - нынче большой музейный комплекс с впечатляющей архитектурой и множеством экспозиций, среди которых мне интересными показались три. Первая посвящена истории монастыря и связи с ним рода князей Пожарских и располагается внутри бывшей Благовещенской церкви (1628г). Здесь помимо экспозиции (в меру познавательной) можно посмотреть также росписи XVIIIв.
Далее - интерьер Спасо-Преображенского собора (XVIв). Росписи 1689г выполнены артелью Гурия Никитина и Силы Савина - известнейших русских живописцев того времени. В целом, сохранность росписей хорошая, можно вполне адекватно оценить высокое качество живописи, не считая фрагментов, где еще остались следы работы горе-реставраторов XIXв (их кричащие краски спутать с древней живописью, очищенной современными реставраторами, довольно сложно).

Закончили знакомство с монастырем в одном их братских корпусов, где сейчас размещается неожиданно интересная и очень трогательная выставка, посвященная пребыванию на территории монастыря итальянских военнопленных в 1943-1945гг. Потом сюда приезжал Тонино Гуэрра, о творчестве которого (а также его работе с Андреем Тарковским) повествует вторая часть экспозиции. Не совру, если скажу, что эта выставка эта стала одним из самых ярких впечатлений нашей поездки.


Фрески артели Гурия Никитина из Преображенского монастыря: похоже на обращение Савла (будущего св. Павла)



Неплохой вид на Спасо-Ефимиев монастырь.


Благовещенская надвратная церковь (1628г), в которой сейчас располагается музей истории монастыря и рода Пожарских.


И ее роспись XIXв (Бегство в Египет).


Резные Царские врата XVIIв за стеклом.


Проездная башня (XVIIв).


Собор Преображения Господня (XVIв) и большая звонница (XVIв).


Роспись собора выполнена в 1689г артелью Гурия Никтина. Фреска "О тебе радуется всякая тварь".


Русские цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович - основатели династии Романовых. Нимбы для пущей важности - цари к лику святых не причислены.


Ветхозаветная Троица в куполе собора.


Не помню, что за сюжет, но написано толково.


Сюжет из жития Петра и Павла - точно не распознала, какой.


Успенская церковь (1525г).


Церкви Крестовоздвиженская (1696г, справа) и Козьмы и Дамиана (XVIIIв, слева).


Собственно, на этом и второй день был окончен, и, как ни странно, ощущения исчерпывающего знакомства с городом у нас не возникло. Наверное, при ближайшей возможности снова нужно будет вернуться в Суздаль и посмотреть его многочисленные церкви и исторические гражданские постройки.
Tags: Влад. Суздальский район, Владимирская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments