Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Сицилия: Палермо (день второй: за пределами исторического центра)

Вернувшись в Палермо из Чефалу, обнаружила, что хмурившиеся весь день небо разразилось дождем. Не ливень, конечно, но пешком идти и мокнуть не хотелось, потому до Ла Кубы добралась на такси.
Сейчас бывший загородный дворец Вильгельма II Доброго - это полуруина, от былой роскоши остались лишь внешние стены да частично внутренние перекрытия. Тем не менее, дворец музеефицирован, потому осмотреть его можно в определенное время, купив билет.
Ла Куба была выстроена арабскими мастерами в 1180г, о чем говорит не только ее кубовидный объем, но и куфические надписи, опоясывающие стены поверху. Вероятно, ранее дворец стоял посреди огромного пруда, но сейчас его окружают малоприглядные военные казармы. Внутри еще можно рассмотреть остатки большого зала с бассейном в форме звезды посередине – это все, конечно, восточное влияние. Интерьер, понятное дело, под открытым небом не сохранился, так что судить о чем-то большем нельзя.
В 10 минутах ходьбы от Ла Кубы в обычном жилом квартале, сильно напоминающем обычный московский спальник, среди больших панельных домов можно обнаружить настоящее маленькое чудо – крохотный аккуратный павильон Ла Кубола, увенчанный типичным полусферическим куполом, построенный также для Вильгельма II посреди бывшего королевского охотничьего парка.

Еще 15-20 минут пешком займет дорога до катакомб капуцинов – одной из основных достопримечательностей Палермо. Монахи-капуцины занимались мумификацией трупов еще с XVIв, так что коллекция мумий за прошедшие века собралась приличная – в несколько тысяч. Насколько я поняла, мумифицировали либо своих умерших собратьев по ордену, либо обычных горожан за приличную мзду. Сицилийцы шли на этот шаг, исходя, полагаю, из каких-то собственных представлений о жизни после смерти и в ожидании Страшного суда. Но у меня после посещения катакомб возникла прямо противоположная крамольная мысль о пользе кремации – слишком неприглядным оказалось это зрелище.
Трупы в катакомбах аккуратно разделены по половому и профессиональному признакам: отдельно лежат женщины замужние и незамужние, отдельно дети и целые семьи, есть также коридор монахов-капуцинов, профессионалов разного рода и т.п. Мумифицированных тел немного, в основном попадаются скелеты, одетые в запылившиеся и посеревшие одежды разных эпох. Но никакого запаха тления среди стольких трупов, как ни странно, нет - наверное, здесь хорошая вентиляция.
Недостатка в туристах катакомбы не испытывают даже зимой. Сидящий на входе молодой человек, ехидно хихикнул и пожелал мне buon visito. Честно говоря, положенные для прохождения маршрута 20 минут я не выдержала: пробежала по всем коридорам в темпе мольто аллегро и пулей выскочила на улицу, где потом еще минут 20 приходила в себя на ближайшей лавочке. С одной стороны, игнорировать катакомбы будучи в Палермо как-то странно, но с другой, не мое это место. А ведь многие посетители ведут себя совершенно иначе: весело смеются и фотографируются рядом с мертвецами, как будто им самим не умирать. На меня лично смерть вообще производит сильное впечатление, а в таком неприкрытом виде, как оказалось, и подавно.


Павильон Ла Кубола - одно из самых симпатичных сохранившихся зданий норманнской эпохи (IIпол. XIIв).



Дворец Ла Куба снаружи выглядит довольно презентабельно.


Но внутри это руина.


Остатки декора в стиле мукарнас.


Куфическая надпись под крышей здания.


Это единственное фото из катакомб капуцинов.


Испытывая сильнейшую потребность немного прогуляться, отправилась в палаццо Дзиса (Ziza - еще одну резиденцию Вильгельма II, хотя строительство начал еще его отец Вильгельм I), что находится в пешей доступности от катакомб (но лучше иметь при себе карту – путь не прямой и не очевидный). Кроме того, идти нужно по неширокой проездной дороге без тротуара, так что приходится быть все время начеку. Кварталы здесь бедные: дома небольшие и сильно обветшавшие, кругом какие-то подозрительные подворотни, ходят мужики в трениках, заляпанных штукатуркой, и мрачноватого вида молодежь в спортивных костюмах. В Палермо, кстати, вообще часто встречаются молодые люди в спортивных штанах, прямо как в Кимрах каких-нибудь – это тем более странно выглядит в Италии, где вообще-то любят и умеют хорошо одеваться (хотя к Югу это утверждение применимо в гораздо меньшей степени).
Впрочем, выглядит все хуже, чем есть на самом деле, – та же непрезентабельного вида молодежь обычно с готовностью отвечает на вопросы заплутавшего туриста и подробно объясняет дорогу до нужного объекта.

Отыскав палаццо Дзиса и купив билет в кассе, отправилась осматривать расположенный здесь музей исламского искусства. Музей, впрочем, не был моей главной целью – есть в нем, конечно, и пара неплохих предметов утвари, и картинки с изображениями с потолка Палатинской капеллы, и плетеные экраны мушарабийя, защищавшие окна от летнего жара. Но интересней всего в Дзисе остатки интерьеров (сохранившиеся кое-где, несмотря на частичное обрушение дворца в 1971г): оконные ниши, оформленные в стиле мукарнас, на которых кое-где видны остатки росписи, дворцовая капелла, отверстия в полу и стенах, обеспечивавшие вентиляцию помещений, и, в первую очередь, замечательный зал с бассейном в полу, фонтаном, норманнской мозаикой, мозаичным декоративным восточным фризом вдоль стен и фресками XVIIвв, оставшимися от того времени, когда Дзисой владело семейство ди Сандоваль и Платамоне. Такое смешение эпох и стилей производит довольно сильное впечатление. Тем более удивительным показалось мне отсутствие здесь туристов. Я пришла на исходе дня, но в кассе мне не нашли сдачи, извинились и сказали, что до меня в тот день билеты там никто не покупал. Я понимаю, что несезон и что Дзиса не самое интересное место города, даже не из топ-10, но все-таки один человек в день – это уже слишком. Впрочем, тема посещаемости и доступности музеев непростая - похоже, придется написать об этом отдельно.


Палаццо Дзиса, зал с фонтаном.



Дзиса с бокового фасада (1166-1175гг).


Пирамидальный купол покрыт майоликой.


А это главный фасад Дзисы, над аркой - герб графа ди Сандоваля и Платамоне.


Ниша в стиле мукарнас с остатками росписи.


Еще одна ниша в стиле мукарнас.




Оконные экраны мушарабийя (XIV-XVвв).

А это изображения с потолка Палатинской капеллы (как жаль, что их практически невозможно рассмотреть в оригинале):




Игра в шахматы.




Удивительная надгробная плита Анны, матери священника Грисанто, которая умеерла в 1148г - надпись выполнена на 4 языках: латинском, греческом, иврите и арабском.


Небольшая кладовка в стене осталась от норманнского времени, а росписи относятся, предположительно, к XIV-XVIвв.


Египетский сосуд эпохи мамелюков XIVв - один из экспонатов музея исламкого искусства.


Дворцовая капелла. На заднем плане - экраны мушарабийя.


Мозаики и ниши мукарнас зала с фонтаном (это все XIIв).


Замечательный мозаичный фриз также сохранился со времени постройки здания.


А вот смешение эпох и стилей: норманнские мозаики и ниши, фрески XVIIв.


Капелла Санта-Тринита норманнского времени у дворца Дзиса (а может, и более ранняя, преобразованная в христианский храм из арабской мечети Вильгельмом I в сер. XIIв).


Капелла пристроена к церкви ди Джезу, Мария и Санто-Стефано (Iпол. XVIIIв).
Tags: Ит. Сицилия, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • В Мордовские земли: Сканово и Наровчат

    Расселение мокшан, как и многих других коренных народов Поволжья, никогда не было компактным. Они чересполосно занимали огромную территорию, далеко…

  • В Мордовские земли: Мокшень

    Хорошо это или плохо, но в Саранске мордовской речи мы не слышали ни разу (а вот видели много раз - почти все вывески дублированы на трех языках).…

  • В Мордовские земли: Саранск и Макаровка

    Прежде чем начать рассказ о Мордовии, хотелось бы отметить один интересный момент: достопримечательностей на ее территории сохранилось на удивление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments