Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Сицилия: Сиракуза (ч.1 - Ортиджа)

Путь из Катании в Сиракузу живописным не назовешь. Хотя он и идет по побережью, но справа пейзаж все больше индустриальный, есть даже огромный нефтезавод (судя по запаху), мне потом говорили, что он принадлежит какой-то русской компании (Лукойлу, видимо).
Окрестности вокзала Сиракузы тоже малопримечательны, разве что у автобусной станции есть развалины римского периода (гимнасий), но долго рассматривать там нечего.
В основном, все местные красоты сосредоточены в двух кластерах: на острове Ортиджа и в археологическом парке с примкнувшими к нему (на некотором отдалении, впрочем) катакомбами и археологическим музеем.

Я начала с Ортиджи, причем с прогулки по тем улицам, где меня ожидали барочные дворцы. Миновав фотогеничные руины храма Аполлона (VIв до н.э.) и поплутав немного по адскому лабиринту где-то в бывшем еврейском районе Джудекка, вышла наконец на набережную. Улица Витторио Венето (т.н. Мастра-Ру) поскромнее, а вот улица Маэстранца порадовала: дворцов здесь значительно больше, и, главное, они все отмечены пояснительными табличками, что сильно облегчает жизнь туриста. Понятно, что специально за сицилийским барокко не в Сиракузу надо ехать, но если уж оказался здесь, можно потратить на изучение вопроса пару часов. Тем более, приехала я довольно рано, а церкви на Сицилии, как выяснилось уже на месте, в отличие от материковой Италии, обычно открываются довольно поздно (часам к 10, а то и к 11), так что время у меня было.



Сначала немного Мастра-Ру. Палаццо Руссо.


А это элемент неизвестного мне палаццо.


Далее Маэстранца. Церковь Сан-Франческо-алл'Иммаколата (XVIIIв).


Палаццо Имелицьери-Вьянизи (XVIIIв).


Палаццо Диниэле-Ритца (XV-XVIIIв).


Внутренний двор палаццо Цапатта-Гаргалло (XV-XVIIIв).


Герб на палаццо Бонанно.


Пройдя неизбежную площадь Архимеда (все, наверное, с детства знают, что он был сиракузцем, и погиб, когда город захватили римляне), вышла на площадь Дуомо, где и началось все самое интересное.
Во-первых, сам собор, который удивил ясно различимой дорической колоннадой, встроенной в боковую стену. Изнутри ее, кстати, тоже видно, причем в обеих боковых стенах. В интерьере Дуомо также есть на что посмотреть: барочные капеллы св. Лючии и Таинства (со сводом, расписанным в XVIIв и чудесным мраморным антапедиумом в алтаре), мраморная купель, переделанная из античной чаши (а за ней - остатки норманнских мозаик), Мадонна снегов Антонелло Гаджини в капелле слева от алтаря, замечательно интересная капелла Распятия справа от алтаря, где есть картины Антонелло да Мессины и его школы ("Св. Зосима" и "Св. Маркиан").
На той же площади помимо нескольких барочных дворцов есть также церковь Св. Лючии с нарядным мраморным барочным фасадом и картиной Караваджо «Мученичество св. Лючии» в алтаре. Это единственная работа Караваджо в городе (да и на Сицилии он мне больше не попадался* - украденное полотно из оратория Сан-Лоренцо в Палермо не считается), и ее периодически перемещают из музея в разные церкви – куда, надо узнавать на месте.


Стена кафедрального собора (возведена в византийское время (VIв), когда просто заложили промежутки между колоннами храма Афины) - сильное зрелище, даже по меркам Италии.



Тогда же сделаны 8 открытых арок в продольных стенах наоса греческого храма (на фото справа - здесь были организованы капеллы, но в 1924г капеллами по левой стороне пожертвовали, чтобы раскрыть антично-византийскую стену - спасибо реставраторам, получилось очень наглядно).


Прежний норманнский фасад Дуомо рухнул в результате эпического землетрясения 1693г (разрушившего множество памятников в городах Валь-ди-Ното и почти стершего с лица земли город Катания). Этот датирован XVIIIв - типичное сицилийское барокко.


Главный неф собора - арки большего размера в конце образуют подобие трансепта.


"Святой Зосима" Антонелло да Мессина (сер. XVв).


"Мадонна снегов" Антонелло Гаджини (XVIв).


Святая Лючия - покровительница Сиракузы.


Пояснительная табличка без обиняков утверждала, что это платье святой Лючии (которая жила в IIIв н.э.! Хотите верьте, хотите - нет).


Остатки храма Аполлона (VIв до н.э.).


Площадь Дуомо.


Парадный двор палаццо Беневентано-дель-Боско (XVIIIв). Мощение дивное, на мой взгляд.


Церковь св. Лючии (фасад XVIIIв).


И ее интересный портал.


Площадь Архимеда - не самое замечательное место Сиракузы, помещаю ее здесь за название.


Неподалеку от площади на набережной туристы толпятся у источника Аретузы (даже в феврале их здесь немало) – красивого маленького водоема, поросшего папирусом, с которым связана легенда о нимфе Аретузе. Но редко кто из этой толпы доходит до палаццо Белломо, что буквально в двух шагах отсюда. А ведь там находится один из лучших художественных музеев восточной части Сицилии - с прекрасной коллекций живописи (в основном, сицилийской) XIII-XVIIIвв. Гвоздь программы - «Благовещение» Антонелло да Мессина – самого, наверное, известного сицилийского художника всех времен. Но, поверьте, залы с до- и просто ренессансной живописью не менее интересны.

После музея мне осталось лишь добраться до замка Маниаче (XIIIв, внутрь заходить не стала), сфотографировать пару примечательных, но закрытых безнадежно церквей с барочными фасадами и по ул. Рома вернуться к мосту, ведущему на остров, поскольку только там карта обещала ближайшую стоянку такси, на котором планировала добраться до археопарка.


"Сусанна и старцы" (рельеф XV-XVIвв неизвестного испанского мастера).



Мадонна (XVв).


Мадонна Доментко Гаджини (XVв).


Гвоздь программы - "Благовещение" Антонелло да Мессина (1474г).


"Диспут св. Фомы Аквинского" (неизвестный художник XVIв).


А этот рельеф с ликом Христа создан задолго до импрессионистов - в XVIв.


"Избиение младенцев" неизвестного художника XVI-XVIIвв (маньериста, суда по всему).


"Поклонение волхвов" Бернардино Нигро - художника XVIв, о котором я ранее не слыхала. В изображении волхвов (людей восточных) сицилийские художники не знали себе равных - но об этом позже, когда дойдет очередь до Палермо.


Источник Аретузы, заросший папирусом, нужно снимать сверху, но летать я не умею.


Создание замка Маниаче (1232-1240гг) приписывается византийскому генералу Маниаку ошибочно.


Палаццо Греко-Фонтанина построена в 1934-1936гг.


И скульптуры его украшают весьма суровые (но интересные, нельзя не признать).


*Не попадался, потому что я до Мессины не доехала - там в городской галерее есть еще Караваджо.
Tags: Ит. Сицилия, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments