Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Великий Новгород: окончание

Надо все-таки закончить про Великий Новгород, а то с тех пор уже несколько вылазок совершила, да и новая поездка на носу, а с этой остановилась на полуслове.

Последний день поездки начали в Кремле с осмотра св. Софии - самого старого храма на территории России (1045г). В отличие от Софии Киевской и Полоцкой, новгородский храм неплохо сохранил внешние древние формы, но интерьер его оказался безнадежно испорчен все в том же XIXв: старые фрески сбиты, а поверх написано Бог знает что. Только в Мартирьевской паперти и в барабане купола нынче открыты чудом сохранившиеся фрагменты росписей XIв. Но и кроме этого в соборе есть что посмотреть: царское молельное место 1572г, паникадило XVIв, иконостас XV-XVI вв и замечательный каменный Алексеевский крест XIVв. Внутри сохранились древние Корсунские (XIв), а снаружи - интереснейшие Магдебурские врата работы немецких мастеров 1153г (нечто подобное только в Италии встречала).


Фрагмент Магдебургских врат Софии (1153г).



Еще один фрагмент врат (Кентавр).


И еще фрагмент (Распятие).


Софийский собор (1045г).


Фреску Мартирьевской паперти собора "Константин и Елена" фотографировала тайком - собор чуть ли не единственное место в Новгороде, где фото возбраняется.


Замечательный Алексеевский крест (XIVв).


Из Кремля отправились в Зверин монастырь, где есть два древних храма, один из которых (Покровский 1339г) нынче закрыт, а второй - церковь Симеона Богоприимца является музейным объектом. Храм Симеона построен в XVв в память о новгородцах, умерших от чумы. Роспись его (1467г)- множество погрудных изображений святых - фактически представляет собой календарь XVв. Если честно, то из всех увиденных в Новгороде фресок эти впечатлили меньше всего: качество живописи невысокое плюс сильно портят картину поновления XVII и более поздних веков. Но тематика росписей довольно редкая, так что ознакомиться стоило в любом случае.

Неподалеку от Зверина монастрыря стоит еще одна древняя церковь - Никиты Белого (1312-1313гг), в которой нынче располагается областной дом народного творчества.

Еще один шедевр новгородской архитектуры XIVв - церковь Петра и Павла в Кожевниках, которая сохранила первоначальный вид и формы (большинство новгородских храмов того времени, действительно, было построено из розового камня и не оштукатурено). Церковь работает как музей, но внутри там смотреть особо нечего (храм никогда расписан не был).



Ктиторская фреска церкви Симеона Богоприимца (видимо, XVIIв)

А вот росписи XVв:






Святая Анастасия


Образец древних графитти XVIIв.


"Константин и Елена".


Церковь Симеона Богоприимца.


После визита в реставрационные мастерские (о чем рассказывала в прошлый раз) вызвали такси и отправились на другой конец Софийской стороны - к древней церкви Петра и Павла на Синичьей горке (1185-1192 гг). Эта типично византийских форм церковь, стоящая посреди Петровского кладбища, нынче вся скрыта за строительными лесами, что несколько мешает осмотру, зато внушает надежду, что памятник, как минимум, не рухнет, и, возможно, даже будет восстановлен.
Хотели увидеть еще пару церквей в этой части города (Уверения Фомы и Иоанна Милостивого на Мячине), но подъезд к ним закрыли, нужно было идти пешком, а время уже поджимало. Поэтому попросили таксиста отвезти нас к Троицкой церкви в Ямской слободе (нижняя часть относится к 1356г, а барабан купола украшен изразцами в XVIIв), а оттуда продолжили пешую прогулку по Софийской стороне.
Осмотрев два типичных кончанских (построенных "на концах" - в отличие от уличанских, относившихся к тем или иным улицам) храма Св. Власия (1407г) и Двенадцати Апостолов на Пропастех (1454г) и немного отдохнув, вернулись в Кремль, где зашли в крошечную церковь Андрея Стратилата (XIVв, перестроена в XVIIв), расписанную в XV-XVI вв.



Церковь Петра и Павла на Синичьей горке (1185-1192гг).

Церковь Св. Власия (1407г).


Церковь 12 апостолов "на пропастех" - еще один замечательный образец новгородской архитектуры.


Миниатюрная церковь Андрея Стратилата XIVв была сильно перестроена в XVII-XVIIIвв.


И остатки фресок XVIв в ней: процессии апостолов (вверху) и святых (внизу).


Следующим пунктом программы был Историко-художественный музей, обширная экспозиция которого занимает здание Присутственных мест в кремле. Коллекции новгородского музея разнообразны, богаты и интересны, поэтому на осмотр их требуется минимум 3 часа. Занятие, кстати, утомительное еще и потому, что летом помещения не кондиционированы, влажность здесь поддерживается высокая (большинство экспонатов требует именно таких условий, а на закрытые витрины с микроклиматом у музея денег, видимо, не хватает - таких витрин здесь очень мало). Вот и приходится терпеть посетителям.
Исторический раздел содержит массу уникальных артефактов , найденных в ходе раскопок и дошедших до наших дней благодаря высокой влажности новгородской почвы (в почву не проникал кислород, разрушающий дерево, кожу, ткани и пр.). Среди них многочисленные берестяные грамоты (увлекательнейшее, кстати, занятие - разбирать их незамысловатые тексты; грамотность в Новгороде была, похоже, действительно, была уделом многих - писали и богатые, и бедные, и купцы, и ремесленники, и мужчины, и женщины, и дети). А также ткани, кожаные изделия X-XVвв и даже древние лыжи XIVв. Отдельная часть коллекции - фрагменты резьбы по камню и фресок из древних новгородских храмов (здесь мы и увидели изображения тех самых поразительных росписей из Волотова).
В сокровищнице самые ценные экспонаты - это византийские и местные предметы церковного обихода XII-XVвв. Рядом находится небольшой зал с деревянными распятиями XIV-XVIвв (роскошными совершенно - сделали бы честь любому итальянскому музею). И здесь же - огромная экспозиция икон: 14 немаленьких залов - и все интересные, проходных практически нет (даже относительно поздние иконы XVII-XVIIIвв, которые в иных музеях я обычно пропускаю, здесь оказались неожиданно хороши). В залах тоже было душно, но уйти не досмотрев мы не могли, потому к концу осмотра устали изрядно.
Впрочем, на этом программа наша была исчерпана, осталось лишь купить сувениров (самые оригинальные из которых - копии берестяных грамот), быстро поужинать, забрать вещи из гостиницы и отправиться на вокзал к московскому поезду.



Работа по камню XI-XVвв.


Берестяная грамота XIIIв с рисунками мальчика Онфима - одна из самых известных в музее.


А это грамота XIVв.


Кожаные мячи.


Каменное распятие XIVв.


А вот фрагмент росписи XIIв с Мартирьевской паперти Софийского собора.


Позолоченная панагия (1438г) из сокровищницы.


Потрясающий деревянный Людогощенский крест (1359г).




И его фрагменты.


Еще крест первой половины XVIв.


Крест XVв.


Клеймо одного из распятий.


Потрясающая икона "Петр и Павел" XIIв.


Битва суздальцев с новгородцами (II половина XVв).


"Святой Даниил в львином рву (сер. XVIв).


Святой Симеон Столпник из Устюжны (XVIв).


Праотеческий чин (кон. XVIIв) из Антониева монастыря.
Tags: Новгород Великий, Новгородская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments