Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Великий Новгород: окрестности

Второй день посвятили окрестностям Новгорода. Мои попытки взять машину напрокат оказались безуспешными - все прокатные конторы теперь стали очень цивилизованными и страхуют свои машины, а одно из требований страховки - стаж вождения не менее 3-х лет. Мне немного не хватило стажа, пришлось остановиться на варианте аренды машины с водителем, что дороже, зато головной боли значительно меньше.

Начали день с посещения двух окрестных монастырей. Варлаамо-Хутынская обитель, несмотря на наличие здесь аж двух храмов XVIв, произвела впечатление, главным образом, тем, что здесь находится могила поэта Гавриила Державина и его супруги. Зато Николо-Вяжищенский, в котором все храмы оказались почему-то закрыты, поражает удивительно богатым изразцовым декором церкви Иоанна Богослова и его трапезной (1698г) и заросшим лилиями прудом. Кстати, сюжеты изразцов тоже оказались весьма любопытными - у нас была возможность внимательно их изучить.



Собор Преображения (1515г) и трапезная церковь Варлаама (1552г) Хутынского монастрыря.


Николо-Вяжищенский монастырь. Церковь Иоанна Богослова с трапезной и колокольней (1698г). Слева - собор Николая-Чудотворца (1685г).


Изразцовый наличник церкви Иоанна Богослова.

Забавные изразцы Вяжищенского монастыря:






Собор Николая-Чудотворца и пруд с лилиями.


Наступила очередь церквей-музеев. Первым делом отправились к церкви Успения на Волотовом поле. Предварительно договорились со смотрительницей по телефону, так что храм нам открыли, и даже немного о нем рассказали. История совершенно поразительная: церковь Успения разделила печальную судьбу многих древних храмов, стоявших на правом берегу Волхова, - с 1941 по 1943 гг в течение 2,5 лет здесь проходила линия фронта - и по ним все это время работала артиллерия. Так что к моменту освобождения Новгородской области от фашистов от церкви осталась груда камней, которую законсервировали в 1960-х гг. В таком состоянии церковь пребывала до 1990-х годов, когда на средства одного немецкого фонда ее восстановили (по возможности используя оригинальные материалы).
Но реставраторы пошли еще дальше: сейчас из собранных за время воссоздания храма почти 2 млн (!) фрагментов расписанной штукатурки в реставрационных мастерских Новгорода пытаются собрать отдельные фресковые композиции. Нам посчастливилось посетить эти мастерские на следующий день (люди там работают крайне приветливые, они с удовольствием показывают результаты своей работы) и проникнуться всей грандиозностью замысла. Дело в том, что фрагменты фресок в Волотове крайне малы (средний размер 2 х 2 см!): строители XIVв сэкономили на штукатурке и нанесли тонкий слой левкаса (основа под живопись) прямо на каменные стены. Не прошло и 600 лет :) как экономия обернулась большой головной болью для реставраторов: при разрушении стен храма тонкий слой левкаса рассыпался на очень мелкие фрагменты. И тем не менее, кое-что уже собрано (несколько композиций нанесено на стены, несколько других ждут своего часа в мастерских (сейчас у реставраторов традиционные проблемы с финансированием - у нашего государства есть более "срочные" дела, чем восстановление древних памятников). Когда же в музее мы увидели довоенные копии некоторых фрагментов волотовских росписей, поняли, что восстановить их нужно непременно, - это удивительная совершенно для XIV века (и не только для него) живопись, в чем можно убедиться ниже.


Дева Иерусалимская, Адам и Пророчица Анна - копии с потрясающих фресок церкви Успения из Новгородского музея-заповедника (1363г), увидев которые я почти потеряла дар речи. Согласитесь, для XIV века это какой-то совершенно невероятный прорыв - неизвестный греческий мастер преодолел пропасть в несколько веков - от византийской традиции вплоть до Пикассо.



Еще одна копия с фресок волотовской церкви - это уже почти Гоген. Здесь неизвестный гениальный художник ради динамики и экспрессии жертвует мелкими деталями, создавая при этом какой-то совершенно уникальный для своего времени стиль живописи, - хотелось бы мне посмотреть, как выглядели росписи Успенской церкви целиком.


Церковь Успения на Волотовом поле (1352г).




А вот что осталось от потрясающих фресок сейчас (в алтароной части - собранная композиция).


Иоанн Лествичник - собранная фреска, нанесенная на стену.


Фото из реставрационных мастерских - по сохранившимся дореволюционным картонам (без них собрать композиции было бы невозможно) фрески собирают как гигантский пазл. В верхней части фото - планшетки с рассортированными фрагментами штукатурки.


Неподалеку от Волотова стоят еще 2 восстановленные древние церкви. Церковь Спаса на Нередице (1198г) тоже была разрушена, но, похоже, частично - здесь все-таки сохранились относительно большие фрагменты живописи 1199г. Росписи также отличаются высоким качеством, но, по понятным причинам, более традиционны, чем волотовские.
А вот в красивой красного камня церкви Спаса на Ковалеве (1345г) в интерьере смотреть практически нечего, притом что фрески этой разрушенной церкви собрали одними из первых (тоже вполне себе героическое деяние, хотя здесь фрагменты были значительно крупнее - строители на предварительной штукатурке не экономили). Только вот экспонируются они в Великом Новгороде в церкви Георгия-на-Торгу, что на Ярославовом дворище. И слава Богу, что собрали, - росписи замечательные (специалисты отмечают в них сильное балканское влияние, возможно, в работе принимали участие живописцы с Балкан, бежавших от турецкого нашествия).


Церковь Спаса-на-Нередице (1198г).


И ее росписи:


Святой Петр Александрийский.


Ктиторская фреска (князь Ярослав Всеволодович преподносит модель храма Христу) после реставрации 2011г.


Изображение св. Жен в диаконнике.


Служба св. отцов в алтаре.


Апсида церкви Спаса на Нередице - общий вид.


Адам.


Церковь Спаса на Ковалеве (1345г)


В церкви остались лишь небольшие фрагменты росписей.


А на одной из наружных стен есть такое Распятие.

Фрески церкви Спаса на Ковалеве, выставленные ныне на Ярославовом дворище:


"Не рыдай мене, мати".


Святые мученицы.


Святая Елена.


Святой столпник.


Святой воин.


Федор Студит.


Преображение - копия фрески 1380 г из Новгородского музея-заповедника.


До Юрьева монастыря добирались через Новгород, так что по пути смогли зайти на 10 минут в церковь Петра и Павла в Кожевниках, которая также снаружи значительно интереснее, чем внутри.
Сам Юрьев монастырь не производит столь сильного впечатления, даже несмотря на наличие здесь древнего Георгиевского собора (1119г). Собор передан церкви, поэтому осмотреть остатки древних фресок (тех, что уцелели после варварской "реставрации", проведенной патриархом Фотием в XIXв), скрытых за полиэтиленовой пленкой, не представляется возможным (да и неизвестно, что с ними будет в дальнейшем). Зато от монастыря хорошо видно древнее Рюриково городище (которое просто холм, где проводятся раскопки) и руины церкви Благовещения (1342-1343 гг).
Музей деревянного зодчества Витославлицы мы проигнорировали (нет у меня больше сил на такие музеи), а вот стоящий в паре км отсюда небольшой Перынский скит (1230-е гг) отыскали. Храм стоит на небольшой поляне на берегу Ильменского озера (нам даже удалось с берега разглядеть вдалеке церковь Николы на Липне - единственный древний храм в окрестностях Новгорода, куда мы в этот день не добрались, и то лишь потому, что туда только на лодке доплыть можно).



Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406г).


Церковь Благовещения в Аркажах (1179г), к сожалению, закрыта - а там тоже замечательные фрески.


Руины церкви Благовещения на Городище Рюрика (1342-1343гг) - разрушена в 1941г. В таком виде после войны пребывало большинство храмов в окрестностях Великого Новгорода.


Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119г) - один из древнейших храмов России.


Перынский скит (30-е гг XIIIв).


Перынский скит: интерьер (росписи поздние, но архитектура интересная).


На этом основная программа была выполнена, но время было ранее, потому решили съездить еще в деревню Коростынь, где сохранились два интереснейших памятника: барочная церковь Успения Богородицы 1726г (возведенная итальянским архитектором Киавери по приказу Екатерины I - крайне редкий для того периода образец каменного строительства в провинции) и замечательный Путевой дворец 1826-1828гг (если правильно поняла, то царский, которым монархи пользовались по пути из Санкт-Петербурга на воды курорта Старая Русса. Построен по инициативе Александра I, но уже после его смерти, по проекту В.П. Стасова). Церковь, кстати, можно посмотреть и внутри, если позвонить по телефону, указанному на двери (что мы и сделали). Минут через 10 приехал смотритель, открыл нам церковь, рассказал немного о ее истории, иконах и живописи (которая оказалась довольно интересной, хоть и поздней - не ранее II половины XIXв), а также о нелегких нынешних временах (приход почти не приносит дохода по причине малочисленности паствы, к тому же храм несколько раз грабили и унесли несколько старых ценных икон).



Чудесный путевой дворец В.П. Стасова (1828г).


Церковь Успения Богородицы (1726г) построена в стиле петровского барокко.






И ее живопись - XIXв, но весьма приличного качества, надо признать.


Иконостас церкви Успения.


Когда возвращались в Новгород, начался сильный дождь. Но нам он помешать уже не мог, беспокоились разве что о завтрашнем дне, и то, как потом выяснилось, напрасно.
Tags: Новгородская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Новгородская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments