Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Великий Новгород: день первый.

Проведя начало лета во всякого рода неотложных заботах, к началу июля осознала, что после майской поездки в Италию не сподобилась ни на одну даже однодневную вылазку из Москвы. Правда, помимо дел было много театров (по большей части, балетов), но лето имеет свойство заканчиваться (а в наших широтах - еще и быстро), потому, дабы не было потом больно и обидно, на середину месяца запланировала трехдневную поездку в Великий Новгород в компании ОВ.

В Новогород я как-то ездила в турпоездку, но дело было зимой, так что многое из того, что стоило бы увидеть, тогда увидеть не удалось. Три дня показались мне вполне достаточным сроком, чтобы подробно осмотреть сам город и окрестности - правда, режим осмотра пришлось выбрать довольно интенсивный. Скажу сразу, что тщательное планирование, хорошая погода, длинный световой день и немного удачи способствовал тому, что планы свои мы выполнили на все 120%.
А еще, очень удобно, что самые значимые из Новгородских храмов музеефицированы - и попасть внутрь можно в понятное время, и с фотографированием проблем не возникает (этим Новгород неожиданно порадовал - фотографировать разрешено практически везде - говорят, только с этого года такое новшество во всех городских музеях).

Первый и последний день отведены были на осмотр города, причем последний день приходился на понедельник, когда многие музейные объекты закрыты. С учетом этого и был построен наш субботний маршрут по Новгороду.
Закинув вещи в гостиницу, отправились на Славну, где находятся 2 древние церкви: Ильи Пророка (1198-1202) и Петра и Павла (1367г). Причем первая широко известна в узких кругах тем, что это, наверное, древнейшее на территории России здание, в котором вполне официально живут люди (церковь переоборудована под жилой дом).

По пути быстро осмотрели еще 2 церкви: Михаила Архангела и Благовещения на Торгу (обе XIVв, перестроены в XVв), соединенные переходом со звонницей, а также зашли в действующий храм Апостола Филиппа (1383-1384гг). Поймав такси на Большой улице (самой, наверное, красивой в городе, сохранившей дореволюционную застройку), доехали до Антониева монастыря, где к этому моменту как раз открылся музей в церкви Рождества Богородицы. Фрески 1125г по большей части были варварски сбиты в XIX веке (который вообще нанес немалый урон древней живописи Новогорода). Живопись XIXв здесь не выдерживает никакой критики, зато в апсиде открыты фрагменты уцелевших фресок XIIв - и они, действительно, оказались очень интересными. Выполненные в византийской манере, росписи эти, тем не менее, несут и вполне различимые романские черты. Монастырь, кстати, по легенде основан Антонием Римлянином, приплывшем в Новогород на камне из самой Италии, так что участие итальянских мастеров в росписи церкви было бы вполне объяснимо (хотя точных данных об этом, конечно, нет).

От Антониева пешком вдвинулись к центру города. По пути зашли в церковь Бориса и Глеба в Плотниках (1536г), посмотрели на дивных пропорций церковь Иоанна Богослова на Витке (1383-1384гг), прошлись по набережной Волхова. Отсюда свернули к Рождественскому кладбищу, где находился еще один музейный объект - церковь Рождества Христова на Красном поле, построенную в 1381-1382гг в память о новгородцах, погибших в Куликовской битве. Фрески церкви Рождества относятся к концу XIVв в и выполнены в традиционной для того времени византийской манере. Качество живописи хорошее, а вот фотографии не очень получились - света маловато и фрески высоко расположены.



Церковь Петра и Павла (1367г) - типичный новгородский храм XIVв. Оштукатурен, но построен из красного камня, что видно в апсиде.


Церковь Ильи Пророка на Славне (1198-1202гг) - думаю, самое старое жилое здание в России.


Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря очень древний (1117г), но сильно искажен позднейшими перестройками.

И его фрески (1125г):


"Поднесение главы Иоанна Предтечи Иродиаде".


"Третье обретение главы Иоанна Предтечи" (фрагмент).


Неизвестный святой.


Неизвестный преподобный.


"Благовещение" (деталь) и святые Флор и Лавр.


"Волхвы" совсем плохо получились, но фреска уж очень хорошая.


Дивная церковь Иоанна Богослова на Витке (1383-1384гг) своими пропорциями напоминает псковский стиль. Но в Новгороде такие храмы тоже встречаются.


А это "чудо" архитектуры 1980-х гг - здание Новгородского драмтеатра.


Церковь Рождества Христова на Красном поле стоит посреди Рождественского кладбищаю Фотографировать ее трудно- кругом деревья.


Росписи церкви Рождества Христова (кон.XIVв).


"Первосвященник Захария" также из церкви Рождества Христова.


У смотрительницы выяснили телефон такси (с этим в Новгороде проблем никаких - такси приезжает минут за 5 в любую точку города), вызвали машину и отправились к одной из основных достопримечательностей города - церкви Спаса Преображения на Ильине улице, известной тем, что здесь находятся единственные дошедшие до нас достоверные росписи Феофана Грека. Их не так много, в основном объеме церкви осталось лишь несколько небольших фрагментов.
Впрочем, есть и пара больших композиций: Пантократор в куполе и фрески справа от апсиды. Плюс, конечно, потрясающая живопись Троицкого придела, которая никого не оставляет равнодушным. Темперамент, похоже, у Феофана был тот еще, да и религиозное чувство сильное - не говоря уже о мастерстве и художественном таланте (все-таки один из лучших живописцев в истории русского искусства).
Рядом стоит величественный Знаменский собор - тоже музей, поскольку здесь сохранились росписи XVII века. Но, честно говоря, XVII век -это не то, что нужно смотреть в Новгороде, в Ярославле и Костроме он гораздо интересней (хотя Знаменский собор также расписывали ярославцы, но уровень живописи весьма средний).

От церкви Спаса двинулись в сторону гостиницы (хотелось сумки освободить от купленных книг). По дороге осмотрели церкви св. Дмитрия Солунского (1381-1382гг) и св. Клемента (1512г), а также зашли в еще одну музейную церковь - Федора Стратилата на Ручью. И здесь тоже были фрески, причем тоже совершенно замечательные (не зря Новгород называют северной Флоренцией - если не ошибаюсь, за пределами Италии такая концентрация древних памятников архитектуры, наполненных произведениями искусства столь высокого уровня, практически нигде больше не встречается).
Сюжет росписей Федоровской церкви отличается уклоном в мистицизм - здесь, похоже, работали греческие мастера (предполагают даже, что это ранний Феофан). Местами на фресках можно разглядеть древние граффити.



Потрясающие "Столпники" - фреска Феофана Грека из Троицкого предела церкви Спаса на Ильине.


"Св. Троица" оттуда же.


Святитель - тоже оттуда.


И еще Святой руки Феофана Грека.


Пантократор в куполе Спаса на Ильине.


Церковь Спаса Преображения на Ильине улице и снаружи хороша.


Знаменский собор (1682-1688гг).


Фрагмент Страшного суда - фреска ярославской школы XVIIв из Знаменского собора.


И еще фреска из Знаменского.


Церковь Федора Стратилата на ручью (1360-1361гг).

И ее пастельные фрески:

"Снятие с креста" и "Отречение и раскаяние св. Петра"


"Сорок мучеников Севастийских".


Самоубийство Иуды (слева, если не ошибаюсь).


Передохнув немного, продолжили программу, поскольку планов было еще много.

Проходя по Ярославовому дворищу, зашли в Никольский собор - второй по древности храм города. Его внешний облик вполне аутентичен XII веку, интерьер же в XVIII веке был сильно переделан в стиле барокко. Впрочем, сейчас можно рассмотреть фрагменты древних фресок в алтаре (несколько фигур святых) и в нижней части храма (в т.ч. потрясающе выразительный лик жены Иова - уже ради него одного стоит посетить собор). А ведь здесь еще проходят выставки - мы, например, посмотрели хорошую экспозицию икон, посвященных Св. Николаю.

Перейдя Волхов по пешеходному мосту, через Кремль (где ненадолго заскочили во Владычную палату XVв постройки, в которой сейчас экспонируется сокровищница Софийского собора) дошли до Десятинного монастыря, главный храм которого (Собор Рождества Богородицы 1397г постройки) разрушен в годы войны, а вот красивая колокольня (1811-1813гг) присутствует почти на всех фотоотчетах из Новгорода. Здесь же есть небольшой музей, с предназначением которого мы так до конца и не разобрались, потому и не стали тратить время на осмотр (возможно зря, но времени было в обрез). Взяли только у работниц музея телефон смотрительницы церкви Успения на Волотовом поле, куда собирались на следующий день.

После чего поспешили в Художественный музей, ибо оставалось у нас на осмотр его немаленькой коллекции менее часа. Смотреть, конечно, пришлось выборочно, и хотелось бы повнимательней, но, думаю, основное мы все-таки увидели (XVIII и XIX века оказались вполне стандартными, а вот залы искусства ХХ века приятно удивили наличием в том числе и довольно редких работ. Плюс заглянули на интересную выставку русского провинциального портрета XVIII-XIXвв).

На этом обязательная программа первого дня была закончена. Поужинав, успели еще до наступления темноты вернуться в Кремль и внимательно изучить знаменитый памятник "ТысячелетиЕ России" (1862г, скульптор М.Микешин), рассмотрев со схемой в руках более сотни фигур выдающихся деятелей русской истории, размещенных на нем (среди которых нет разве что Иван IV Грозного - по вполне понятным причинам).


"Жена Иова" - один из самых выразительных ликов древнерусской живописи (фреска 1118-1120гг из Никольского собора).


Я чуть слезу умиления не пустила, разглядывая такие вот клеймы креста, выставленного в Никольском соборе.



А это сам крест XVв целиком.

И еще пара изображений с него:


Христос


Св. Флор.


Никольский собор (1117-1118гг) на Ярославовом дворище строился как княжеский храм.


"Сатана, восседающий на звере" - еще одна фреска XIIв из Никольского собора.


Неизвестный святой из алтарной части собора.


Церковь Параскевы Пятницы (1207г, перстроена в 1650-х гг) напоминает смоленские храмы того же времени.


Своды Грановитой (Владычной) палаты кремля - одного из древнейших административных зданий России (1443г, построена немецкими мастерами).


Образ Спаса в нише Грановитой палаты (стены принято было оставлять неоштукатуренными).


Колокольня Десятинного монастыря (1811-1813гг).


Памятник "Тысячелетие России" (1862г): Минин, Пожарский и царь Михаил Федорович.

Еще памятник:


Князь Владимир, крестящий русь и Рюрик (справа со щитом).


Древнерусские князья.


Памятник "Тысячелетие России" целиком.
Tags: Новгород Великий, Новгородская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments