Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия: Бергамо.

В Бергамо (итальянцы делают ударение на первый слог) приехала не слишком рано - поезд Трениталии почему-то отправился из Милана с 40-минутным опозданием (это при 50-минутной дороге!). Купив на вокзале небольшой путеводитель на русском языке с картой, поспешила к порта Нуова, рядом с которыми располагается театр Гаэтано Доницетти (один из моих любимых композиторов - уроженец Бергамо), а также церковь Бартоломео, в которой в алтаре можно увидеть "Мадонну Мартиненго" работы Лоренцо Лотто. Рассматривать ее мне, правда, пришлось в бинокль - в церкви шла служба, и подойти к алтарю не было возможности.
Живопись замечательного, хоть и своеобразного, венецианского мастера Лоренцо Лотто в местных церквях встречается довольно часто - не имея возможности получать заказы на родине (Тициан, пишут, плохо терпел рядом с собой конкурентов), Лотто много работал в небольших городах севера Италии, в т.ч. и в Бергамо, который тогда принадлежал Венеции. Следующую работу Лотто "Мадонна с младенцем и святые" можно увидеть неподалеку - в церкви Санто-Спирито, где, на мое счастье, службы не было, потому удалось все неплохо разглядеть и сфотографировать.
Дальше по пути в старый Верхний город (до сих пор я гуляла по Нижнему Бергамо, появившемуся только в XIXв на месте нескольких небольших поселений - от них остались древние храмы, гражданская застройка вся XIXв) попыталась осмотреть еще 2 церкви с работами Лотто. Но первая (Сан-Бернардино) открыта лишь пару часов в день, и я не успела до закрытия (спасибо Трениталии), а во второй (Сант-Алессандро-ин-Кроче) меня не пустили в сакристию, где, собственно, и находится работа Лотто (такое случилось со мной в Италии чуть ли не впервые, потому сделала для себя вывод о недружелюбии нового Бергамо к туристам).


Уличный арт-проект властей Бергамо - такие стенды установлены по всему городу. На одной стороне - портрет кого-нибудь из известных бергамасков (в данном случае - архитектор XVIIIв Джакомо Кваренги, много чего построивший в Санкт-Петербурге, да и в Москве кое-что тоже - за что и был сфотографирован). Надпись гласит: "Я - такой-то и Бергамо - мой город". Ниже приведена краткая биография персонажа. С другой стороны стенда - фотография кого-то из современных бергамасков с той же надписью и кратким рассказом.



Театр Гаэтано Доницетти строился долго - с 1786 (еще до рождения Доницетти), а фасад закончили лишь в 1897г.


Памятник Доницетти (1897г).


Церковь Сан-Бартоломео (1613-1642гг, фасад XIХв).


"Мадонна со святыми" Лоренцо Лотто из церкви Санто-Спирито.


Фасад церкви Санто-Спирито (XVIв, бронзовая скульптура "Сошествие Святого духа" установлена на нем в 1971г).


Такие вагончики возят пассажиров по фуникулеру из нижнего города в верхний и обратно.


Купить билеты на фуникулер можно в этом симпатичном кафе, оформленном в стиле модерн, где я отогревалась кофе и ликером в ожидании вагончика.



От Порта Нуова и главного городского променада Сентерионе открывается чудесный вид на верхний Бергамо.

Верхний Бергамо в отношении к туристам - прямая противоположность нижнему: здесь открыто если не все, то очень многое - причем часто внутри церквей и музеев вообще нет никаких смотрителей.
Войдя в старый город через ворота Сан-Агостино, дошла до чудесной маленькой церкви Сан-Микеле-аль-Поццо-Бьянко (XIIIв), где помимо забавных фресок XIIIв и древней крипты (тоже с фресками), есть капелла Девы Марии, расписанная все тем же Лоренцо Лотто в 1525г.

Отсюда мимо пьяцца Меркато-делле-Скарпе (площади Обувого рынка), где находится станция Бергамского фуникулера, который просто необходим в столь "многоэтажном" городе, добрела до внушительной и очень интересной церкви Санта-Мария-Маджоре, украшенной с двух сторон дивными Львиными порталами XIVв. На осмотр интерьера понадобится какое-то время: во-первых, здесь много фресок разных периодов (XIV-XVIIвв), во-вторых - фламандские гобелены XVIIв, а также могила Доницетти, барочная резная исповедальня 1705г и главное - алтарные панели-интарсии (мозаики из разных пород дерева) по рисункам (кого бы вы думали?) Лоренцо Лотто. Все они, правда, в мой первый приход были закрыты другими панелями с изображениями соответствующих аллегорий (тоже выполненными по рисункам Лотто, но не таким эффектными). Зайдя в церковь после обеда, смогла увидеть открытой одну из оригинальных интарсий - "Всемирный потоп".

Рядом с Санта-Мария-Маджоре находится очень древний храм Темпьето Санта-Кроче (который оказался закрыт), а также дворец Епископской курии с дивным залом Аула Пикта, чудесные росписи которого (XIII-XIVвв) производят сильное впечатление.

Отсюда можно выйти к красивейшей площади пьяцца Веккья - средоточию основных бергамских достопримечательностей (кафедральный собор, бибиотека Анджело Маи, палаццо делла Раджоне, палаццо-дель-Подеста, фонтан Контарини (1780г) и всемирно известная капелла Коллеони).

Местный Дуомо впечатлили разве что хорошей алтарной живописью (одна из картин "Мученичество св. Иоанна" принадлежит кисти Джамбастисты Тьеполо). Зато под ним находятся крипта с остатками древнего собора (с фрагментами пола, фресок и мозаик XIVв и небольшой художественно-археологической экспозицией), превращенная нынче в музей.
В палаццо делла Раджоне сейчас экспонируется малая, но очень значимая часть коллекции Академии Каррара - одного из лучших в Европе собраний живописи. Сама Академия нынче на реконструкции - причем, уже давно, и неизвестно, когда вновь откроется.
Красивый бело-розовый Баптистерий обычно закрыт, внутрь попасть можно лишь по запросу, но описания интерьера из путеводителей не слишком меня впечатлили, потому решила пока этим не заморачиваться.

В капеллу Коллеони пускают бесплатно, но фотографировать внутри нельзя. Я-то, конечно, купила книжку, но все равно жаль: место совершенно потрясающее. Удивляет и работа по камню (три надгробия: самого кондотьера,его жены и дочери выполнены мастером Джованни Амадео, автором фасада Павийской чертозы), и скульптура (конная статуя Коллеони над его могилой), но более того - сияющие росписи купола капеллы кисти Джамбатисты Тьеполо.

Закончив с главным, отправилась в быв. монастырь св. Франциска, где сейчас организован музей Истории Бергамо. Но не ради музея пришла я туда (да простят меня патриоты Италии), а ради двориков и залов с росписями XIII-XVIIвв, а также дивного вида на окрестные холмы, открывающегося с террасы XVв.



Ворота Сант-Агостино (1575г) были построены при венецианцах.

Фрески XIVв из церкви Сан-Микеле:


Церковь Сан-Микеле-аль-Поццо-Бьянко (XIIIв).


Мадонна с младенцем.


Пьета.


Страшный суд.


Св. Христофор (XIIIв).

Фрески капеллы Девы Марии из церкви Сан-Микеле (Лоренцо Лотто, 1525г):








Главный неф церкви Сан-Микеле.


Монастырь Сант-Агостино (XIIIв).


Темпьетто Санта-Кроче (XI-XIIвв).


Церковь Санта-Мария-Маджоре (XIIв).


Белый львиный портал церкви Санта-Мария-Маджоре (1360г).


Фрагмент красного львиного портала церкви Санта-Мария-Маджоре (1351-1353гг).


Интарсия "Всемирный потоп" по рисунку Лоренцо Лотто (1522-1555гг).


А это интарсия по аллегорическому рисунку Лотто (Юдифь и Олоферн).


Фрески XIVв на тему из жизни св. Франциска из церкви Санта-Мария-Маджоре.


Гробница Гаэтано Доницетти (1855г).

Фрески XIIIв зала Аула Пикта Епископской курии:




Тайная вечеря.


Омовение ног апостолов.


Святые епископы Нарно и Виаторе.


Святой Александр на коне.




А вот фреска XIVв поверх фрески XIIIв.


Баптистерий (1340г).


Потрясающая капелла Коллеони 1473-1476гг (внутри которой снимать нельзя) и красный львиный портал базилики Санта-Мария-Маджоре.


Пьяцца Веккья и библиотека Маи (XVIIв).


Еще один бергамский арт-проект - вся пьяцца Веккья была уставлена обувью красного цвета - большинство пар были выкрашены красной краской, но попадалась и изначально красные туфли.


Фонтан Контарини (1780г) и городская башня Кампаноне (XII-XVвв).


Палаццо делла Раджоне - бывшая ратуша (XIIв).


Барочный интерьер Дуомо (XVIIв).




Фрески монастыря Сан-Франческо (XVв).


Вид на холмы Ломбардии с портика Сан-Франческо (XVв).


Фасад палаццо Терци (XVIIIв).


В этот момент хмурившееся уже несколько часов небо разразилось наконец небольшим, но не слишком приятным дождем. Потому, зайдя в пару магазинов и купив легкий кардиган (на улице похолодало), отправилась к фуникулеру. Пока я коротала время до прихода вагончика в кафе с хорошим (хоть и подпорченным погодой) видом на нижний Бергамо, дождь прекратился. Спустившись вниз, хотела поглядеть еще пару церквей (хоть и не было надежды, что застану их открытыми), но неожиданно заблудилась. Описав весьма приличный круг, вновь вышла к станции фуникулера, и не стала больше испытывать судьбу - отправилась прямиком к ж/д вокзалу.
Tags: Ит. Ломбардия, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments