Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия: Брешия.

После чтения путеводителей по Ломбардии обозначила для себя приоритетом №1 после Милана Брешию. Не то чтобы конкретное что-то зацепило, но по совокупности достопримечательностей различных эпох этот город показался мне крайне интересным. Тем более, что в Мантую пока ехать смысла нет - палаццо Дукале до сих пор не открылся после прошлогоднего землетрясения.

Потому в первое же утро по возвращении в Милан отправилась в Брешию. Начало выдалось удачным - церковь Сан-Франческо-ди-Ассизи с картинами Моретто и Романино (которых довольно много в Брешии) и отличными фресками XIV и XVIвв. Следующий объект - церковь Санти-Надзаро-э-Чельсо - оказался еще интереснее: там есть отличный алтарный полиптих работы молодого Тициана, который удалось рассмотреть вблизи (смотритель сам пригласил меня зайти в алтарь и подняться по специальной лесенке, как будто специально предназначенной для осмотра картины). Кроме Тициана здесь есть еще работы Превитали и Франчи. Дальше на пути попалась церковь Санта-Мария-деи-Мираколи, чей филигранной работы дивный мраморный фасад XVIв заслуживает отдельного упоминания.

Мимо башни Паллата (XIIIв), интересной церкви Сан-Джованни-Эванджелиста (здесь тоже много хорошей живописи) вышла к самой красивой площади города - пьяцца делла Лоджия, совершенно венецианской по виду (что неудивительно, поскольку большинство зданий здесь относится как раз к эпохе венецианского господства).

Неподалеку отсюда расположена еще одна интересная площадь - пьяцца Виттория, относящаяся, правда, к совсем иным временам - эпохе Муссолини. А в двух шагах от нее - центральная площадь, на которой стоят рядом два кафедральных собора - новый и старый. Барочный Новый собор мне не очень понравился, а вот старый оказался на удивление интересным архитектурно - необычная для этих мест ротонда кон. XIв! К сожалению, в этот день он был закрыт для посещения, так что интерьера я не увидела.


Потрясающий мраморный фасад церкви Санта-Мария-деи-Мираколи (XVIв).



Церковь Санта-Мария-деи-Мираколи с другого ракурса.


Полиптих Тициана из церкви Санти-Надзаро-э-Чельсо (1522г).


Сложные объемы церкви Сан-Франческо-ди-Ассизи (XIIIв).


Пьета XVIв из церкви Сан-Франческо.


Фрески XIVв из церкви Сан-Франческо.


Башня Паллата (XIIIв).


Под башней Паллата сооружен фонтан Баньядоре (1596г).


"Св. Маргарита Антиохийская и святые" А. Моретто (1530г).


Фасад церкви Сан-Джованни-Эванжелиста (XVв).


"Св. Троица и святые" Франческо Франча из церкви Сан-Джованни-Эванжелиста.


И еще одна алтарная работа из капеллы церкви Сан-Джованни.


Весьма фотогеничная улица, ведущая к церкви Санта-Мария-дель-Кармине.


Церковь Санта-Мария-дель-Кармине (XVВ).


Палаццо-делла-Лоджиа (XVIв) на одноименной площади - очень венецианской по виду, да и по духу.


Пьяцца-делла-Лоджиа: колоннада и башня Оролоджо (XVIв).


А это совсем другая архитектура - пьяцца Виттория и башня Торрионе (1932г).


Еще пьяцца Виттория - палаццо-дель-Посте.


И еще одна площадь - пьяцца Дуомо со старым (ротонда XIв) и новым (XVIIв) соборами.


Пьяцца Дуомо - палаццо-дель-Бролетто (XIIIв).


Брешия оказалась самым туристически неразвитым из всех городов, что я посетила в этот приезд, - и купить здесь путеводитель даже на английском не удалось. Зато на площади Дуомо находится туристический офис - очень дружественный и полезный: где меня снабдили большой картой и кучкой брошюр о местных достопримечательностях. Если бы я еще получше знала итальянский (или, что логичней, не выпендривалась и говорила по-английски), то правильно бы поняла объяснения работницы турофиса и не стала бы сразу взбираться на холм к замку, а дождалась бы времени открытия тамошнего музея (а так, перепутала предлоги во фразах "до трех часов" и "с трех часов").
Осознав свою ошибку, решила не терять времени (и так его было потеряно достаточно) и спустилась с холма к главному музею города - огромному художественно-археологическому комплексу, расположенному на территории бывшего монастыря Санта-Джулия. Брешианцы решили не разбрасываться - и объедини все ценное, что можно предложить туристам, в одном месте: начиная с обширной археологической зоны, состоящей из раскопок нескольких кварталов античного города Бриксия (не Помпеи, конечно, но для северной Италии явление неординарное) и заканчивая небольшой экспозицией живописи, содержащей самые значительные работы главного городского художественного музея Матиненго, нынче закрытого на реконструкцию.
Основную же часть музея занимают богатые археологические и художественные коллекции: артефакты эпохи палеолита сменяются
античной скульптурой и пластикой, дальше идут многочисленные залы лангобардского, готического и ренессансного искусства, "разбавленные" несколькими монастырскими церквями, обильно украшенными фресковой росписью XI-XVIвв. Для подробного (без фанатизма, правда, - совсем уж сногсшибательных открытий в музее оказалось не так уж и много) осмотра всего комплекса мне понадобилось около двух часов, впрочем, я на это время и рассчитывала.
В кассе музея уточнила, есть ли билеты на экскурсию в близлежащий форум (да, в Брешии неплохо сохранился римский форум) - оказалось, есть. И я поспешила присоединиться к группе итальянцев, ожидавших у ворот форума. Вообще, как мне показалось, не будучи раскрученной среди иностранцев, у итальянцев Брешия пользуется большой популярностью как туристический объект - столько местных тургрупп я не видела ни в одном городе Италии.
Честно признаюсь, форум вполне достаточно осмотреть снаружи. Внутри проводят довольно продолжительные интерактивные экскурсии с подробным рассказом об истории античной Бриксии, из которого я практически ничего не поняла :) То ли дело в местном диалекте, то ли молодой человек говорил слишком быстро и сложно, но мне минут через 15 стало скучно рассматривать фрагменты статуй и вмурованные в стену погребальные таблички под непрерывный поток непонятной речи - пришлось уйти досрочно.


"Крадущаяся пантера" - античная фреска из музея Санта-Джулия.



Форум Бриксии не сравнить с римским, но, согласитесь, сохранность неплохая. Капитолийский храм (73г).


Стена быв. монастыря Санта-Джулия с церковью Санта-Мария-ин-Соларио (XIIв).


"Крылатая победа" римского периода.


Дивные мозаики пола одного из раскопанных античных домов.


Остатки мозаик и фресок римского города.


Т.н. диптих Боэция (487г).


Св. Фаустино на коне (XIIIв).


Еще одна каменная фигура XIII-XIVвв (св. Даниил, может быть).


Замечательная Мадонна (1320-1330гг).


Фрески церкви Сан-Сальваторе, входящей в музейный комплекс.


Церковь Сан-Сальваторе.


Фрески еще одной музейной церкви (Санта-Мария-ин-Соларио, 1513-1524гг).


"Св. Елизавета Венгерская утешает больного" (сер. XVв).


Потрясающие терракотовые бюсты (кон.XVв).




Дивные капители лангобардского периода (VIII-IXвв).


Крест Дезидерия (кон. VIIIв).

Немного работ из пинакотеки:


Винченцо Фоппа "Св. Иоанн Креститель" (1490-1495гг).


Рафаэль "Воскресший Христос" (1505-1506гг).


Лоренцо Лотто "Рождение Христа" (1530г).


А это брешианец Моретто "Страдающий Христос и ангел".


Подумав немного, решила снова подняться по крутой дорожке к местной Цитадели. Крепостные стены и башни относятся к периоду венецианского правления, но самое интересное здесь - это музей оружия, размещенный в залах башни Мастио-Висконтео (XIVв), построенной еще при миланских герцогах Висконти. Здесь даже сохранились (как обещал мой путеводитель) остатки фресок XIVв. Собственно, на них я и хотела посмотреть, поскольку в оружии не смыслю ровным счетом ничего (хотя коллекцию эту хвалят и причисляют к одной из лучших в Италии). Но фрески несколько разочаровали - остались, в основном, фрагменты с декоративным орнаментом (впрочем, хорошо выполненным, что нельзя не признать) - ради них вряд ли стоило снова проделывать утомительный путь наверх.

Спускалась с холма длинной дорогой мимо двух других интересным церквей: Сан-Пьетро-ин-Оливетто и Санти-Корпо-ди-Кристо. И если первая не слишком впечатлила своей живописью, то вторая очень порадовала. Никаких шедевров в церкви Св. тела Христова нет, но обилие и хорошая сохранность фресок XVI-XVIIвв создают незабываемое впечатление. Да и месторасположение необычное - почти деревенская тишина и заброшенность посреди большого промышленного города.



Ворота, ведущие в Циднейский замок, относятся к венецианскому периоду (XVIв).


Щит XVIв из Музея оружия.




Фрески башни Мастио-Висконтео (XIVв).


Церковь Сан-Пьетро-ин-Оливето (XVIв).


Росписи церкви Св. Тела Христова (XVIв, Бенедетто да Мароне).


А это сама церковь (1467-1501гг).


Последнее, что посмотрела в Брешии - несколько удаленная от центра церковь Сант-Алессандро, где есть замечательное сияющее "Благовещение" (1444г) Якопо Беллини (отца Джованни Беллини).
По дороге к центру попала на какую-то торговую улицу. Поэтому церковь Санта-Агата, в которой путеводитель также обещал хорошую живопись, пала жертвой внезапно проснувшейся во мне страсти к шопингу. Если честно, то был предпоследний мой день в Италии - а я ни подарков, ни для себя ничего еще не купила, что срочно нужно было исправлять.
Tags: Ит. Ломбардия, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments