Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия: Сан-Джиминьяно.

Сан-Джминьяно и Сиену изначально планировала посетить в один день. Тем более, что в Сиене была пару лет назад, но по неопытности пропустила важный момент - Палаццо Публико. Плюс совершенно мимо нас прошли тогда церкви города - в любом случае, на полдня занятие нашла бы.

Но начинать нужно было с Сан-Джиминьяно, куда добиралась автобусом с пересадкой в Поджибонси. Доехав до места и купив билет в Сиену, отправилась осматривать город.
Сан-Джиминьяно существует с античных времен, но известность ему принесли дома-башни XIV-XVвв. Из 70 башен до нас дошли только 14, но и это для столь крошечной территории немало. В башнях в то время предпочитали жить аристократы и других городов Италии (в т.ч. Флоренции и Болоньи), но в силу неоднократно менявшихся вкусов и моды (уже в XV веке представители высших классов в основном переселились в палаццо), там большинство этих строений были разрушены.
А вот Сан-Джиминьяно, находившийся под властью Флоренции, пережив несколько эпидемий и завоеваний, с середины XVIв превращается в бедную глухомань. Это, конечно, привело к обнищанию и упадку города (башни сносить и палаццо строить было некому и не на что), но в перспективе способствовало его нынешней громкой туристической славе.
Сейчас жилых домов в Сан-Джиминьяно немного, в основном, магазинчики, сувенирные лавки, кафе и музеи. Но назвать город пустым туристским аттракционом язык не поворачивается, поскольку здесь есть несколько настоящих шедевров средневекового и ренессансного искусства и архитектуры.

Начнем с живописнейшей площади Цистерны, окруженной по периметру зданиями XIV-XV вв. Колодец, давший название площади, построен в 1237г. Отсюда рукой подать до площади Дуомо, где помимо самого городского собора, есть также новый Палаццо Подеста, ныне превращенный в городской музей, а также старый Палаццо Подеста. В Дуомо вход по билетам - впрочем, здесь есть что посмотреть. Помимо указанных во всех путеводителях фресок Гирландайо в капелле Санта-Фина (фрески и вправду хороши) и Беноццо Гоццоли (а вот Гоццоли в церкви Сан-Агостино куда лучше) здесь есть отличные средневековые росписи XIVв (Таддео ди Бартоло, Меммо ди Филиппучио, Барна да Сиенаа и др.), посвященные сюжетам Ветхого и Нового Заветов, - причем, в хорошем состоянии и в большом количестве.

Городской музей, соседствующий с Дуомо, дает возможность увидеть отличную фреску Липпо Мемми в в зале Данте, к которой помимо приложили руку и иные мастера, работавшие в Сан-Джиминяно (тот же Гоццоли, например). Здесь же есть росписи со сценами рыцарской охоты и на прочие светские сюжеты. Небольшая комната подесты, что на втором этаже, содержит занятные фрески эротического характера, смысл и назначение которых до конца так и не выяснены. В соседних трех залах разместилась небольшая, но довольно интересная художественная галерея города с работами Беноццо Гоццоли (его здесь вообще много), Тадео ди Бартоло, Филиппино Липпи и пр, и даже деревянной скульптурой Пьетро Торриджани.
Выйдя во дворик палаццо Подеста, кроме красивой лоджии 1347г и фрагментов росписей можно увидеть отличную монохромную фреску "Святой Ивон отправляет правосудие" сиенца Антонио Бацци (он же Содома) - вот так просто чуть ли не под открытым небом (на самом деле, все-таки в глубокой нише).



Площадь Цистерны, в центре - колодец из травертина (1237г, перестроена в 1346г). Окружена зданиями XIV-XVвв.


Арка деи Беччи ведет на площадь Цистерны. Рядом - башня Куньярези.


Башни Сан-Джиминьяно на площади Дуомо.


Скромный фасад Кафедрального собора Сан-Джиминьяно (1239г).


Зал Данте назван так потому, что здесь приехавший из Флоренции поэт призывал сан-джиминьянцев присоединиться к лиге гвельфов.


Липпо Меммои"Маэста" (1317г) в зале Данте нового Дворца Подесты.


И ее фрагмент.


Св. Григорий работы Пьетро Торриджиани, известного больше тем, что во время драки сломал нос молодому Микеланджело. Путеводитель почему-то называл его "соперником" Микеланджело - уж какой он соперник, можете судить сами.


Таддео ди Бартоло "Св. Джиминьяно на троне" (1401г).




А это странные фрески неясно-эротического содержания из комнаты подесты (нач. XIVв).


Чудесный внутренний двор Дворца Подесты - лоджия 1347г.


Дивные фрески Антонио Содомы и его помощника (1507г) во дворе Дворца Подесты.


А это Дворец Подесты (он же Дворец Коммуны) снаружи (кон. XIII - сер.XIVвв).


Времени на осмотр объектов пьяцца Дуомо я потратила немало, так что к церкви Сан-Агостино пришла аккурат к началу сиесты. И здесь планы на
день пришлось изменить - причем по моей же собственной вине: легко можно было начать день с Сан-Агостино, все другие интересные объекты города работают без дневного перерыва. Покидать город не увидев Сан-Агостино не хотелось, потому решила остаться здесь еще на несколько часов, а Сиену посетить в следующий приезд.

Следующие пару-тройку часов провела в режиме неспешной прогулки по городу, прерываемой распитием коктейлей и поеданием блюд местной кухни :) Впрочем, Сан-Джиминяно столь невелик, что все равно успела за это время посмотреть два небольших музея (археологический - в здании XVIв, где некогда располагалась аптека святой Фины, и церковного искусства), дойти до источников XII-XIIIвв, сфотографировать город со стороны, немного прогуляться вдоль стен XIIIв, а также купить сувениров и дивного местного сыра пекорино.






В археологический музей стоило зайти уже ради этого потрясающего этруска, смотрящего из своей эллинистической эпохи в вечность с улыбкой человека, получившего от жизни все.


Майоликовая посуда из аптеки святой Фины.


Церковь Сан-Якопо дей Темплари (нач. XIIIв) и одноименные городские ворота.


Источники Сан-Джиминьяно относятся к XII-XIIIвв.


Могильная плита монаха Бернардо д'Ареццо (1342г) из Музея религиозного искусства.


Оттуда же прекрасный рельеф школы Донателло "Христос, поддерживаемый ангелами" (XVв).


Вкуснейший тосканский сыр пекорино лучше всего есть с грушей.



Башни Сан-Джиминьяно - вид из-за городских стен.

Когда наконец открылась церковь Сан-Агостино, я ни на минуту не пожалела о принятом решении. Фрески Беноццо Гоццоли в ее апсиде, посвященные житию св. Августина (1464-1465гг), - лучшее из того, что есть в городе. И увидеть их стоило непременно. Гоццоли принято относить к т.н. художникам-примитивам и "бытописателям", грешащим отсутствием глубины. Но это не отменяет его высочайшего мастерства: композиция и колор фресок Сан-Агостино просто превосходны, прорисовка фона, деталей, изображение перспективы выше всяких похвал. Строго говоря, фотографировать это нельзя, но как это часто бывает в Италии, кроме запрещающей таблички ничто этому не препятствует - поэтому фотографируют абсолютно все, правда, никто вспышку все-таки не использует.

А ведь кроме росписей апсиды в Сан-Агостино есть саркофаг св. Бартоло работы Себастьяно Майнарди, живопись Бартоло ди Фреди, Винченцо Таманьи, "Молитва св. Себастьяна" Гоццоли и учеников, а также красивый клуатр, где можно немного отдохнуть от искусства.


Беноццо Гоццоли "Святой Августин преподает риторику в римском университете"



И ее фрагмент.


Беноццо Гоццоли "Св. Августин вверяется учителю грамматики".


Фрагмент с изображением школьников - дети всегда дети.


Беноццо Гоццоли "Св. Августин отправляется в Милан.


Скромный фасад Сант-Агостино (1298г).


Клуатр Сант-Агостино.


Бартоло ди Фреди "Пьета" (кон. XIVв).


Бартоло ди Фреди "Рождество Богородицы" (1374-1375гг).


Себастьяно Майнарди "Св. Джиминьяно благословляет жителей города".


Беноццо Гоццоли и ученики "Молитва св. Себастьяна".


Окончательно разделавшись с достопримечательностями Сан-Джиминьяно, отправилась на автостанцию. По пути поменяла сиенский билет на билет до Флоренции.
Во Флоренции успела сходить на выставку "Весна Ренессанса" в палаццо Строцци, где увидела много Донателло и (в меньшем количестве) работы других скульпторов флорентийского Возрождения. В основном, конечно, работы из музеев Тосканы, но кое-что даже из США привезли. Жаль, фотографировать не разрешали - хорошая выставка.

А поздно вечером отправилась обратно в Милан. Ехала поездом. О "пунктуальности" Трениталии писала уже неоднократно, так что не буду больше о грустном. Хотя и в Ломбардии мне с этим также пришлось столкнуться, так что продолжение следует.
Tags: Ит. Тоскана, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments