Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Италия: Ареццо.

Ареццо не так давно вошел в число топовых туристических городов Тосканы - и честно говоря, это чувствуется. Несколько лет назад здесь был снят фильм Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна", что сильно поспособствовало славе города. Правда, о нем (о городе, не о фильме) писал еще Муратов - но только в связи с одним объектом: капеллой Животворящего креста в церкви Сан-Франческо.

Мне же с Ареццо не повезло как-то сразу: главная городская достопримечательность - фрески Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо, о которых написано столько восторженных отзывов, и ради которых многие едут в Ареццо, мне не понравились. Конечно, крупные планы росписей на фотографиях хороши - с этим не поспоришь. Но ведь на месте видишь не крупные планы. Первым делом бросаются в глаза не детали, а композиция и колор - а с этим, на мой взгляд, у делла Франческа большие проблемы: композиция зачастую перегруженная, фон неинтересныый, а цвета какие-то мертвенные (здесь, правда, могли сыграть свою роль многочисленные повреждения и/или неудачные реставрации росписей). В любом случае, несмотря на наличие здесь некоторого количества неплохой доренессансной живописи, из церкви Сан-Франческо я вышла разочарованной.

С другой стороны, архитектурно Ареццо, безусловно, интересен - здесь осталось много сооружений романо-готической эпохи. Особенно хороша церковь Пьеве-ди-Санта-Мария, где помимо живописного фасада и терракотового скульптурного декора портала стоит обратить внимание на полиптих XIVв работы Пьетро Лоренцетти в алтарной части и неплохую фреску с изображением святых Франциска и Доминика.
Апсидой церковь выходит на красивую площадь Гранде, расположенную под уклоном (в гайд-буках пишут, что перепад высот здесь до 10 метров, но визуально кажется, что все-таки поменьше). Здесь также сохранился колодец XVв, палаццо делле Лодже, спроектированной Джорджо Вазари (Вазари в Ареццо вообще много - он местный уроженец и довольно часто бывал в родном городе), жилые дома XII-XIVвв, а также замечательное палаццо Фратернита дей Лаичи, увенчанное башней с часами.

Еще одно архитектурное чудо Ареццо - палаццо Преторио (XIV-XVвв), украшенное множеством терракотовых гербов городских подест. Здесь, пишут, и росписи интерьеров сохранились, но я как-то не решилась ломиться с визитом в библиотеку, которая сейчас размещается в здании.


Пьяцца Гранде, на которую выходит апсидой церковь Пьеве-ди-Санта-Мария, и палаццо Фратернита дей Лаичи.



А так выглядит "средневековая" часть пьяццы Гранде.


Палаццо-делле-Лодже начал строить Вазари в 1573 году, а закончил Альфонсо Париджи в 1595.


Незаконченный фасад церкви Сан-Франческо (XIII-XIVвв). Фотографировать внутри нельзя, так что с росписями можно ознакомиться, например, здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E7%E8%EB%E8%EA%E0_%D1%E0%ED-%D4%F0%E0%ED%F7%E5%F1%EA%EE_%E2_%C0%F0%E5%F6%F6%EE


Вид с Корсо Италия на колокольню и фасад церкви Пьеве (XII-XIVвв).


Фреска XIVв из церкви Пьеве с изображение св.Франциска и св. Доминика.


Люнет портала церкви Пьеве (рельеф "Вознесение Марии" 1216г и фигурки 12 месяцев тоже XIIIв).


Терракотовые гербы, украшающие фасад палаццо Преторио.


Корсо Италия уходит вниз от палаццо Преторио (справа).


Памятник Петрарке возведен в XXв.


Дальше по хорошо сохранившейся улице Корсо Италия расположен т.н. дом Петрарки - там сейчас какое-то культурное учреждение. Внутрь я не слишком стремилась попасть по той причине, что дом этот все-таки не подлинный, а воссозданный в 1948г.

В двух шагах отсюда расположен городской собор Дуомо. В соборе сохранилось несколько интересных готических надгробий, неоклассическая капелла Мадонны Утешения с рельефами делла Робиа, а также (у входа в ризницу) хорошая фреска Пьеро делла Франческа, которая понравилась мне гораздо больше его росписей из церкви Сан-Франческо. Кстати, работы делла Франческа из Уффици и Бреры мне тоже очень нравятся, но монументальный жанр, похоже, не его сильная сторона.

На площади Дуомо можно посетить сразу два музея сакрального искусства - один (с несколькими Распятиями XII-XIIIвв, другой (побольше) - в палаццо дей Приори. Музеи, кстати, неплохие и сами по себе, а тем более, по меркам Ареццо.


"Мария Магдалина" Пьеро делла Франческа из Дуомо.



Т.н. "дом Петрарки" выглядит многообещающе, но это 1948 год.


Главный собор Ареццо (Дуомо) строиля с 1277г по нач. XVIв.


Готический мраморный саркофаг св. Донато (XIVв) и витражи Гийома де Марсилла (1516-1524гг) из Дуомо.


Фрагмент алтаря Валадьер работы делла Робиа из капеллы Мадонны Утешения.


Палаццо дей Приори (XIVв) и башня 1337г с часами XVв.


"Распятие" работы Пьетро Лоренцетти из музея Епархиального искусства.


Следующим пунктом было посещение церкви Сан-Доменико, где хранится пркрасное "Распятие" работы учителя Джотто - Чимабуэ. Здесь также можно увидеть остатки интресных росписей XIV-XVIвв.

В церкви Санта-Мария-ин-Гради помимо надалтарного рельефа работы Андреа делла Роббиа можно увидеть два роскошный орган XVIIв. А в церкви Сантиссима-Аннунциата 1490гг постройки представляют интерес полотна Вазари и да Кортона. Один из люнетов фасада церкви украшен хорошей фреской "Благовещение" Спинелло Аретино.

В музей средневекового и современного искусства Ареццо, что в палаццо Бруни-Чокки, пускают бесплатно - я сначала удивилась, но потом поняла, что за такое деньги брать грех. В первых залах есть несколько неплохих работ Пьетро Лоренцетти, Спинелло Аретино и пр., но дальше идет, в основном, такая неинтересная живопись, на фоне которой Вазари выглядит просто гением.

Выйдя из музея, я поняла, что у меня есть еще пара часов, а делать в Ареццо уже практически нечего (пара-тройка церквей, которые хотелось бы еще посетить, закрыты на сиесту). Честно говоря, после Пизы, которая была за день до того, и от которой у меня голова пошла кругом, Ареццо, безусловно, обескуражил. Все-таки от города, подарившего миру стольких выдающихся людей, априори ожидаешь чего-то большего.

Решила сходить в дом Вазари, превращенный нынче в музей. В отличие от дома Петрарки, дом Вазари подлинный, здесь отлично сохранились росписи самого хозяина, а также мастеров его круга. Зрелище оказалось весьма познавательное: по общему мнению, наверное, так и должно выглядеть жилище художника - Вазари оказался предскаказуем не только в живописи, но и в дизайне собственного жилища )

Напоследок от нечего делать я даже добралась до археологического музея, разместившегося в залах бывшего монастыря св. Бернардо рядом с остатками амфитеатра римского времени. Рассчитывала на этрусские древности, но ничего поражающего воображение в залах музея не обнаружила. Впрочем, допускаю, что для интересующихся археологией более глубоко музей может представлять интерес: здесь много интересных кратеров из красной глины, украшенных штампованными узорами, есть пара обширных коллекций античных и этрусских бронзовых изделий, а также несколько этрусских погребальных урн.



Небольшая уютная церковь Сан-Доменико (1275-нач. XIVв).


Фрески XIVв базилики Сан-Доменико.


"Распятие" Чимабуэ (1265-1270гг).


Еще одно "Распятие" - в виде настенной росписи XIVв.


И "Святой Себастьян" оттуда же.


Глазурованный рельеф Андреа делла Роббиа из церкви Санта-Мария-ин-Гради.


Орган XVIIв оттуда же.


Барочный фасад церкви Санта-Мария-ин-Гради.


"Благовещение" Спинелло Аретино (XVIв) с фасада церкви Сантиссима-Аннунциата.


И ее фасад XVIв.


Мадонна работы Микеле да Фиренце (ок.1430г).


"Мадонна со св. Рохом и св. Франциском" Аньоло ди Поло - ученика Андреа Вероккьо (1526г).


Церковь Бадия (XIII-XVIвв), куда внутрь мне попасть не удалось.


Церквоь Сант-Агостино.


Золотые серьги этрусской работы из Музея археологии.


Чаши из красной глины оттуда же.


Этрусская погребальная урна сер. IIв до н.э.


Этрусские бронзовые статуэтки IV-IIвв до н.э.


Мозаика пола терм (I-II вв н.э.).


На этом прогулка по Ареццо была закончена, и я поспешила на вокзал, поскольку на этот день у меня еще было запланировано посещение одного из концертов фестиваля Флорентийский музыкальный май, который как раз в это время проходит во Форенции. Но о концерте расскажу в другой раз.
Tags: Ит. Тоскана, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments