Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия: Пиза (часть 2).

Знакомство с Кампо деи Мираколи начала с посещения мемориального кладбища Кампосанто, чудные фрески которого описывал еще Муратов. В начале XIIIв пизанские корбали привезли землю с Голгофы - на ней и было основано кладбище в 1277г, на котором стремились быть похоронены многие знатные пизанцы. За многие века его украшали лучшие художники Тосканы. Но мы, к сожалению, видим лишь бледную тень былого великолепия - во время американских бомбежек 1944г кладбище сильно пострадало: загорелась крыша, расплавившийся в пожаре свинец сильно повредил росписи. Их отреставрировали по мере возможноти, но это дает лишь слабое представление о том, как выглядели фрески до бомбежки. В музее Опера-дель-Дуомо есть гравюры с этих фресок, по которым можно представить, какими их видел Муратов.
Самая известная из фресок кладбища - это "Триумф смерти" потрясающего мастера Буонамико Буффалмакко - роскошная аллегорическая композиция, полная в то же время красноречивых бытовых подробностей XIVв. Представлена она наряду со "Страшным судом" и "Анахоретами Фиваиды" того же автора в отдельном зале, где также постоянно демонстрируется фильм о постигших этот памятник несчастьях.

Во время восстановительных работ на Кампосанто, реставраторы сняли копии с предварительных рисунков, обычно скрытых под росписью. Эти так называемые синопии нынче размещены в отдельном одноименном музее на противоположной стороне Кампо-деи-Мираколи. Зрелище крайне любопытное: можно своими глазами увидеть синопии XIII, XIV и XVвв и понять различия стилей и художественной манеры живописцев разных эпох. Ценность их еще и в том, что предварительный рисунок выполнялся обычно самим мастером, в то время как краски часто накладывали ученики и подмастерья.


Фрагмент фрески "Триумф смерти".



Этот же фрагмент с гравюры в Опера-дель-Дуомо позволяет понять как выглядели фрески до июля 1944г.


И он же из Музея синопий.


И еще фрагмент оттуда же - прожигатели жизни.


Они же до бомбежек.


И снова прожигатели - из музея синопий.


"Триумф смерти" целиком - тоже с гравюры.


Еще фрагмент "Триумфа смерти".


Фрагмент "Анахоретов Фиваиды" с гравюры.




"Анахореты" на синопиях.


Еще один птрясающий фрагмент "Триумфа смерти".


Этот же фрагмент до бомбежки.


"Страшный суд" Буонамико - тоже с гравюры.


Еще фрески Кампосанто - но уже Беноццо Гоццоли.


И снова Гоццоли.




Синопии Беноццо Гоццоли.


Синопия "Распятия" Франческо Траини.


Так выглядели фрески Гоццоли до июля 1944г.


Потрясающие галереи Кампосанто.


На Кампосанто были похоренны многие известные пизанцы - в том числе математик Леонардо Фибоначчи.


Саркофаги Кампосанто тоже потрясают воображение.


Средневековый саркофаг кладбища.


Классицистический саркофаг XIXв.


Глухая стена кладбища выходит на площадь Кампо.


Удивительный двор Кампосанто.


Еще один музей на Кампо (все три музея, а также Баптистерий и собор включены в единый билет, который можно купить в кассе) - упомянутый уже Опера-дель-Дуомо, полный настоящих сокровищ: все ценное (скульптура, каменная резьба, бронзовые рельефы дверей и т.п.), что в соборе и баптистерии представлено в копиях, здесь присутствует в оригинале. Плюс набор великолепных интарсий (инкрустаций из разных видов дерева), некоторые экземпляры из сокровищницы собора, роскошные рукописные книги и экзультеты (свитки с церковными гимнами), украшенные красочными миниатюрами XI-XIVвв, и многое другое. Удивительно, но по этому роскошному музею я расхаживала чуть ли не в полном одиночестве, в то время, как бессмысленную падающую башню штурмовали толпы народу.
Справедливости ради, стоит сказать, что пизанский Дуомо все-таки не пустовал - он заслуживает посещения уже ради одной замечательной кафедры работы Джованни Пизано, украшенной умопомрачительными рельефами. А здесь еще и пара хороших мозаик (одна - сиенской школы, к другой - что в апсиде - приложил руку великий Чимабуэ), надгробие Генриха Данте работы Тино ди Камаино, старый византийской школы образ Богоматери, бронзовая лампа Галилея, с помощью которой ученый изучал колебания света, и многое другое.

Быстрее всего удалось осмотреть Баптистерий, интерьер которого помимо античных колонн, увенчанных интересными резными капителями, состоит еще из одной кафедры работы Николо Пизано и крестильной чаши, украшенной хорошими геометрическими мозаиками.


Кампо-деи-Мираколи со стороны Баптистерия - у меня на фото падающим получился почему-то он, а не башня )



Мозаики апсиды Дуомо (нач. XIVв). Фигура Иоанна Богослова справа присывается Чимабуэ.


Отличная кафедра Джованни Пизано (1302-1310гг).

И ее фрагменты:





А это кафедра Николо Пизано из Баптистерия (1260г).


И ее фрагмент.


Крестильная чаша, украшенная рельефами из инкрустированного мрамора.


Митраитский рельеф из Баптистерия.


Бронзовые двери Св. Раньери (1180г) - оригинал в музее.


Фрагмент ворот св. Раньери - "Избиение младенцев".


"Распятие" II пол. XIIв.


Капитель колонны.


Мадонна дель Коллоквио работы Джованни Пизано (1280г).


Еще одна Мадонна Джованни Пизано.


Сатуи с гробницы Ариго VII работы Тино ди Камаино (1313-1315гг).

Интарсии из разных пород дерева кон. XVв:







Миниатюры из пизанского Экзультета I пол. XIVв.


Палаццо-деи-Кавальери - одно из самых красивых зданий Пизы, перестроенное Джорджо Вазари в 1562г.


Палаццо-делл-Оролоджо XVIIв.


Закончила прогулку по Пизе на площади деи Кавальери, окруженной несколькими дивными палаццо XVI-XVIIвв. Время было довольно позднее, на улице темнело, потому сделав несколько фото и выпив бокал шприц-апероля, отправилась на вокзал на поезд до Флоренции.

Итого только на осмотр всех красот Кампо-деи-Мираколи у меня ушло около 4 (!) часов, притом что подъем на башню я проигнорировала. А ведь организованные группы привозят в Пизу на 2 часа, за которые они лишь успевают слазить на башню и забежать в собор минут на 10. Вот поэтому я и перестала ездить с групповыми турами. По крайней мере, в случае с Италией это чистой воды профанация.
Tags: Ит. Тоскана, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments