Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия (день десятый): Рим (вокруг Термини).

Дабы завершить тему февральской поездки в Италию, расскажу кратко о последнем ее дне, утро которого мы провели в Риме в окрестеностях вокзала Термини. Времени до отъезда в аэропорт у нас было часа 3, так что сильно отдаляться от вокзала не стали - вокруг там тоже много интересного.

Прибыв из Неаполя довольно рано, закинули вещи камеру хранения и отправились на поиски древней церкви Санта-Пуденциана (IVв), в апсиде которой хотели посмотреть мозаику того же времени. Мозаика меня, честно говоря, удивила - по виду она совершенно не соответствовала моему представлению о раннехристианском искусстве. Я уже было подумала о позднейших реставрациях, но, поискав потом информацию, узнала, что на самом деле, мозаика практически оригинальная, просто выполнена в несколько необычном стиле, сочетающем элементы раннехристианской иконографии и античной живописи.
В довершение картины, в связи с воскресным утром в церкви шла служба, но непростая. Церковь, видимо, отдана землячеству выходцев из ЮВА, так что к мессе сюда стеклось приличное количество католиков-азиатов. Они исполняли под гитару песнопения на каком-то из своих языков (индонезийском, что ли - я их почти не различаю), на нем же звучала проповедь.



Мозаика апсиды Санта-Пуденцианы (IVв). (Фото отсюда: http://www.rim-kvartiry.ru)


Романский фасад церкви Санта-Пуденциана выглядит вполне древним, но значительно перестроен в XIXв (тогда это называлось реставрацией).


Дабы не мешать своим праздным любопытством молящимся, не стали прорываться в пресбитерий, где купол расписан в XVIв Помаранчо, а покинули Санта-Пуденциану и отправились к церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (очень древней, кроме всего прочего - Vв, правда, перестраивалась в XV-XVIвв), которую в первый свой приезд в Рим умудрились обойти стороной. Делать этого не стоило по той причине, что в Сан-Пьетро находится один из шедевров скульптуры Возрождения - "Моисей" работы самого Микеланджело Буонаротти. Это часть гробницы папы Юлия II - той самой, которую Микеланджело изначально задумал как грандиознейшее скульптурное сооружение в истории (мраморных статуй там должно было быть 40 штук!), а в итоге так и не нашел времени и сил претворить свой замысел в жизнь (причем, по общему признанию, вина самого Микеланджело здесь минимальна, менявшиеся папы постоянно отвлекали его на другие проекты). Тем не менее, по этому поводу скульптор почти полжизни подвергался судебному преследованию со стороны родственников папы Юлия - могущественного семейства делла Ровере, пока стороны не пришли к окончательному соглашению о новом виде гробницы. В итоге от грандиозного замысла остались жалкие крохи: 6 статуй, расположенных в 2 яруса. Центром композиции выступает гневный Моисей, изображенный со свитком заповедей в руках в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай, обнаруживает своих соплеменников поклоняющимися золотому тельцу. Статуи Лии и Рахили по бокам тоже, как пишут в гайд-буке, были начаты самим Микеланджело, но закончены учениками. Остальные скульптуры гробницы - тоже работа других мастеров. Кстати, в галерее Академии во Флоренции можно видеть несколько неоконченных статуй рабов и пророков, предназначавшихся для гробницы Юлия II. Для нее же были изваяны несколько скульптур, находящихся теперь в Лувре.

Впрочем, и в таком усеченном виде гробница папы ЮлияII привлекает толпы туристов, благодаря чему церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи, судя по всему, не бедствует (по крайней мере, выбор литературы и сувениров в церковной лавке весьма богат). Помимо Моисея в Сан-Пьетро можно увидеть ларец с оковами святого Петра (vincoli по-итальянски и значит "оковы"), а также
несколько иных куда более скромных надгробий.


Грозный мускулистый "Моисей". Небольшие рожки на голове - результат некорректоного перевода Библии (Моисей спустился с горы Синай в сиянии лучей - их-то и перевели как "рога").



А так выглядит гробница целиком.


Оковы св. Петра


Церковь Сан-Пьетро со стороны апсиды. Фасад я сфотографировать не догадалась.


Остатки терм Траяна (нач. IIв).


Вид на Колизей от терм Траяна.


От Сан-Пьетро хотели было пройти к Золотому дому Нерона (котрый вроде как на реставрации, но какие-то экскурсии там все-таки проводят), но здесь нас ждала неудача: хорошую карту Рима я с собой не привезла, а по маленькой из путеводителя найти Золотой дом среди многочисленных руин грандиозных терм Траяна, разбросанных по этому району, оказалось нереально. Поглядев на Колизей и остатки терм, пошли обратно к вокзалу.
В базилике Санта-Мария-Маджоре шла месса, так что подойти близко к древним мозаикам апсиды было нельзя (впрочем, мы их неплохо рассмотрели в прошлый раз). Зато, спустившись в музей при базилике, смогли записаться на экскурсию к мозаикам фасада церкви. Нынешний фасад Санта-Мария-Маджоре возведен в нач. XVIIIв архитектором Фердинандо Фуга (хотя сама церковь - одна из древнейших в Риме - заложена в 356г!). На верхнем ярусе за ним скрываются мозаики XIIIв, не самые лучшие по качеству, зато содержащие несколько интересных сюжетов из истории построения базилики и доступные для осмотра с близкого расстояния. В расположенной здесь же сакристии каких-то интересных экспонтов мы не увидели, зато смогли увидеть спиралеобразную лестницу, выполненную по проекту Джан-Лоренцо Бернини.


Мозаики фасада Санта-Мария-Маджоре (XIIIв). Мадонна, явившаяся во сне патрицию Иоанну, велит строить базилику на том месте, где выпадет снег (дело было в августе - такое и для России было бы чудом, не то для Италии).



Еще одна мозаика фасада - Как я понимаю, здесь папа Либерий благословляет Иоанна на строительство базилики.


Фасад Санта-Мария-Маджоре (XVIIIв).


Спиральная лестница Дж-Л.Бернини (XVIIв).


Собственно, на этом наше время было исчерпано, поэтому поспешили в сторону вокзала, где в небольшом универсаме закупились любимой итальянской едой в виде пармезана, ветчины и колбас, после чего с чувством выполненного долга и нечеловеческой усталости (хорошо отдохнули, значит :) отправились в аэропорт.
Tags: Ит. Рим, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments