Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Италия, Кампания: день четвертый (Пестум, Салерно)

Прибыв в Неаполь на вокзал Чентрале, поняли, что город вполне оправдывает свою репутацию: горы мусора вокруг и совершенно бандитские рожи окрестных обитателей - таково было наше первое впечатление. Я, конечно, читала, что район вокруг вокзала - чуть ли не самый стремный в Неаполе, но при том количестве разъездов, что мы запланировали, жить недалеко от станции было крайне желательно. Отыскав наш отель с трудом объяснились с дяденькой на ресепшне (он не говорил по-английски, а мой итальянский оказался слишком плох для того, чтобы разобрать шипящий неаполитанский диалект), переночевали и на следующее же утро уехали в Пестум.

До прихода римлян Южная Италия называлась Великой Грецией и была заселена греческими колонистами, основавшими здесь множество городов-государств. Пестум - один из них (основан жителями некогда могущественного, но исчезнувшего бесследно Сибариса), но по сохранности и набору артефактов он превосходит не только другие города Великой Греции, но и вообще, похоже, всего греческого мира (по крайней мере, в той же современной Греции ничего подобного я не видела).

Во-первых, устояли до наших дней три великолепных дорических храма: Афины (520-510гг до н.э.), Нептуна (сер Vв до н.э.) и старейший храм - Геры (530г до н.э.). Территория вокруг них представляет собой большой археологический раскоп - с остатками форума, агоры, амфитеатра и прочих сооружений.


Зима в Кампании похожа на холодное лето в Подмосковье - правда, было совсем нежарко, мы так и ходили в московской зимней одежде.



Храм Афины (520-510гг до н.э).


Храмы Нептуна (сер Vв до н.э.) и Геры (530г до н.э.).


Храм Геры.


Колонны храма Геры имеют заметную "припухлось" в центре, а также приплюснутые капители - все это создавало визуальное впечатление "оседания" храма под тяжестью антаблемента и крыши.


Амфитеатр.


Остатки римского форума.


Но главное, ради чего стоит ехать в Пестум - это отличный музей, в котором представлена коллекция уникальных художественных произведений греческого периода (далее будет много эпитетов в превосходной степени - поверьте, это не преувеличение). Начинается экспозиция с великолепных архаичных метоп храма Геры. Далее несколько залов посвящены керамике - при том, что греческой керамики я насмотрелась в разных музеях мира предостаточно, пестумская коллекция потрясла меня до глубины души: таких роскошных росписей, как на местных вазах, чашах и блюдах, пожалуй, нигде больше не увидишь. Здесь же есть несколько витрин металлической посуды.
Впрочем, уникален пестумский музей даже не этим, а своим богатейшим собранием древнегреческой живописи, которая, насколько мне известно, вообще нигде больше не сохранилась, тем более, в таком количестве и такого качества. В Пестуме же раскопали множество гробниц (VI-Vвв до н.э.), украшенных потрясающему фресками. Удивительно здесь все: и выбор сюжетов, и свежесть красок, и мастерство рисунка. Помимо вполне логичных сюжетов вроде погребальных процессий в сопровождении плакальщиц, спешившихся всадников и т.п., есть и абсолютно неожиданные. Такие, как, например, всемирно известная "Гробница ныряльщика", где помимо ныряльщика, изображены сцены древнегреческого симпозиума.


Сцены симпозиума из Гробницы ныряльщика (480-470 гг до н.э.).



Ныряльщик - самая известная фреска Пестума.


"Процессия гостей" из Гробницы ныряльщика указывают на этрусское влияние.


"Спешившийся всадник" - роспись одной из гробниц.


Крылатый демон увозит душу в Аид.


Плакальщицы у смертного одра.


Скачки на колесницах.


Одна из самых роскошных ваз коллекции (IVв до н.э.).


Афродита здесь изображена в изумительных сапожках - особенно, для IV века до н.э. :)


Еще одно чудо - "Похищение Европы" (сер. IVв до н.э.).


И еще одна изумительная ваза из музея.


Метопы храма Геры (530г до н.э.) - Геракл убивает гиганта Алциона.


Лучники - еще одна метопа.


Геракл, несущий двух кекропов (карликлв).


Снова метопа - Диоскуры, преследующие дочерей Левкиппа.


Как ни не хотелось нам покидать залы музея (мы потом дружно согласились с ОВ в том, что Пестум оказался кульминацией нашего путешествия - несмотря на множество иных интереснейших мест, увиденных до и после), но надо было спешить в Салерно, который также планировали осмотреть в этот день. Салерно с XIв приобрел известность как центр подготовки врачей (причем уже в средние века на обучение здесь принимали женщин, что для той дремучей эпохи крайне нетривиально).
Мы же ограничились посещением интереснейшего местного Кафедрального собора Сан-Маттео (1085г), в интерьере которого, прежде всего, стоит посмотреть две роскошных амвона и пасхальную свечу XII-XIII вв. Заслуживают внимания мозаики и остатки фресок в апсидах собора.

Выйдя из Сан-Маттео, до темноты успели лишь немного пройтись по главной улице старого города - виа деи Мерканти, которая заканчивается старой аркой лангобардской работы (VIIIв), встроенной сейчас в какое-то здание.



Фасад собора Сан-Маттео в Салерно (1085г).


Кампанила собора (XIIв).


Бронзовые врата XIв привезены из Константинополя.


Львиные ворота (XIв).


Интерьер Салернского собора.


Подножие пасхальной свечи (XII-XIIIвв).


В этой барочной крипте XVIIв покоятся мощи епископа Матфея.


Один из мозаичных амвонов.


Мозаика амвона.


Капители амвонов - замечательная работа по камню, чем в Италии, впрочем, никого не удивишь.


Мозаика апсиды.


Арка Ареки (VIIIв).


Вдоль набережной Салернского залива отправились в сторону вокзала. Здесь мы попытались сесть на автобус до Амальфи, но оказалось, что водители автобусов SITA не продают билетов, а зайцами ехать не решились. Пришлось возвращаться на вокзал в кассы (там купили сразу т.н. билеты Костьеро на сутки, по которым можно кататься по всему Амальфитанскому побережью 24 часа с момента валидации) - благо, автобусы даже в несезон ходят практически каждый час.

Столь много внимания вопросам логистики я уделяю здесь по той причине, что именно они потребовали наиболее тщательной подготовки и являлись источником постоянного нашего беспокойства во время всего путешествия. В принципе, сейчас многие расписания общественного транспорта доступны в Интернете, но, в любом случае, на месте обнаруживаются засады, которые невозможно предусмотреть заранее. Могу лишь похвастаться тем, что в эту поездку, несмотря на огромное количество перемещений общественным транспортом, мы допустили минимальное количество проколов.

Вариант аренды машины я отвергла после того, как прочла отзывы про особенности езды по Амальфитанскому побережью. Узкое шоссе S163 проложено вдоль обрывистого и крайне извилистого берега Салернского залива. Даже опытные водители местных автобусов, хоть и несутся по этой трассе на приличной скорости, но не пренебрегают мерами безопасности вроде сигналов клаксоном перед крутыми поворотами (а в темное время суток - еще и дальним светом фар). И проехав первые несколько километров Амальфитанского побережья, я мысленно возблагодарила высшие силы за то, что не додумалась сунуться сюда на автомобиле.
Но здесь неожиданно обнаружился другой неприятный момент: уже через 15 минут такой езды мой не самый выносливый вестибулярный аппарат начал давать сбои. Еще через час с небольшим я вывалилась из автобуса в Амальфи в состоянии абсолютного нестояния. Приходила в себя, глядя на штормящее море, минут 15 - до ближайшего автобуса на Равелло. Дорога туда оказалась несколько прямее, но и страшнее, поскольку ехали мы постоянно вверх, и то слева, то справа наблюдали довольно стремные обрывы, которые в наступившей темноте, слава Богу, выглядели все-таки не так пугающе.
В Равелло нас ждал ночлег в гостинице, расположенной в здании XIIIв, - обратной стороной аутентичности стало отсутствие лифта, но мы были без чемоданов, так что не сильно от этого пострадали.
Заселившись, даже успели немного прогуляться по абсолютно пустынному городу, где символически поужинать удалось только в какой-то малопрезентабельной пиццерии (выбор был невелик, да как-то и не лезло в меня ничего после такой-то езды) - все остальные заведения никаких признаков жизни не подавали.
Tags: Ит. Кампания, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments