Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия, Апулия: день третий (Бари)

Бари был нашей базой в Апулии, и не посвятить ему хотя бы полдня было бы странно. Впрочем, полдня, для Бари вполне достаточно - несмотря на сохранившийся обширный исторический центр, по-настоящему интересных мест здесь не так уж и много.
К ним, безусловно, относится Кафедральный собор Сан-Сабино (вопреки всем предположениям, кафедра Бари находится не в самой известной церкви города - базилике Сан-Николо, а в Сан-Сабино). Грандиозная белоснежная постройка в романском стиле (в южноитальянском его варианте) относится к XI-XIIвв. В интерьере внимания заслуживают, прежде всего, алтарный балдахин XI-XIIвв и стоящий за ним мраморный епископский трон XIв. Под алтарем есть крипта, декорированная в стиле барокко в XVIIв, с византийской (как заявлено) иконой в алтаре (икона, правда, мне не показалась такой уж древней, а тем более, византийской). Но самое интересное здесь - археологический раскоп, куда можно спуститься прямо из собора за небольшую плату. Это остатки древней улицы, захоронений, а также средневековой базилики (IX-XIвв) с хорошо сохранившимся мозаичным полом (т.н. "мозаикой Тимотео", здесь обращают на себя внимание прекрасные изображения морской флоры и фауны), остатками каменной резьбы и фресок.



Фрагмент "мозаики Тимотео" из крипты собора Сан-Сабино.


Снова та же мозаика.


И еще она же.


Одна из капителей крипты Сан-Сабино.


Фасад базилики Сан-Сабино.


И его дивная архитектура - капелла и колокольня.


Здесь же мы застали неизвестную нам церемонию - благословение что-ли какое-нибудь воскресное.


Недалеко от Дуомо почти на берегу Адриатического моря стоит еще одна белоснежная романская базилика - Сан-Николо, построенная по поводу перемещения в Бари (в результате всем известного похищения из Миры Ликийской) мощей св. Николая, епископа Мирликийского. Гробница святого находится в крипте собора и доступна для посещения - на вид она довольно скромная, без излишнего украшательства. Любопытны капители колонн, поддерживающих низкий потолок крипты, - хорошая средневековая работа по камню. Этим же отличаются и внешние порталы и оконные наличники обоих больших барийских соборов. В алтаре Сан-Николо также находятся мраморные балдахин XIIв и епископский трон XIв, работы таких мастеров как Бартоломео Виварини, а также расписной деревянный потолок XVIIв.

В магазинчике при базилике продается т.н. манна - жидкость, в которой, по утверждению очевидцев, находятся мощи св. Николая (и которая мощами же и генерируется). Мы купили пару маленьких пузырьков этой манны - по виду и цвету вещество сильно напоминает обычную воду, но если долго принюхиваться, можно почувствовать какой-то слабый аромат (а вот в рассказе о похищении мощей говорится о "благоухании манны", по которому барийские пираты и обнаружили гробницу). Жидкость из церковной лавки так не благоухает* - в любом случае, решили мы для себя, если барийцы и обманывают доверчивых паломников и туристов в таком деле (что не исключено, учитывая репутацию местных жителей), то пусть это останется на их совести :)


Порталы - чуть ли не единственное украшение собора Сан-Николо. Львиный портал, наверное, самый лучший.



Впрочем, Бычий портал не сильно хуже.


Он же поближе.


Каменная резьба Бычьего портала.


И "Слоновий" наличник :)


Фасад базилики Сан-Николо.


Культурную программу этого дня решили разнообразить посещением местного Епархиального музео, где помимо произведений церковного искусства (среди которых оказалось на удивление много - и весьма хорошей работы - русских икон XIXв: скорее всего, поступили сюда после ликвидации русской церковной миссии в Бари в 1920-х гг) путеводитель обещал в качестве хита коллекции 5-метровый средневековый литургический свиток Exultеt, написанный т.н. беневентским письмом (использовавшимся в средние века в южных областях Италии) и украшенный превосходными миниатюрами (XIв).
Свиток, развернутый в длинной витрине под стеклом в одном из залов музея, действительно, оказался зрелищем незабываемым и крайне поучительным. В соседнем зале разложены еще пара свитков поменьше, не столь щедро изукрашенных, зато в них можно увидеть древние нотные записи церковных гимнов XIII-XIVвв, что тоже небезынтересно.


Византийские императоры Василий II и Константин VIII - миниатюра из Экзультета. Если присмотреться, то здесь видно, что миниатюры располагаются верх ногами к тексту (то самое беневентское письмо с какими-то мелкими значками - то ли нотами, то ли с огласовками) - по мере чтения литургии священник разворачивал свиток и паства могла видеть картинки (уже правильно ориентированные), иллюстрирующие (довольно точно, надо сказать) далеко не всем понятный латинский текст.



"Земля" - еще одна миниатюра из барийского Экзультета.


"Христос - альфа и омега" - оттуда же.


Еще один Экзультет из Бари - более поздний, с квадратными нотами.


В суровом палаццо XIIв располагается городской музей.


Улица старого города Бари.


Норманно-швабский замок (1233г, достроен в XVIв).


Театро Маргерита.


Бари везет на современные памятники - мало ему церетелиевского Св.Николая, так еще и этот конь (не помню уже, в честь кого или чего поставленный).


Городской музей Бари по случаю воскресенья не работал, а в местную пинакотеку до закрытия не успевали: она находится довольно далеко - в новой части города, возникшей только во времена наполеоноского правления при неаполитанском короле Мюрате. Хотели было пообедать, но из всех ресторанов и траторий нас отправили по причине отсутствия свободных мест. Как раз началась обеденная сиеста: церкви, музеи и магазины закрылись, с улиц исчезли многочисленные группки общающихся мужчин, из открытых окон и дверей домов доносились запахи приготовленной пищи - а мы бесцельно слонялись по улицам в надедже найти хоть какое-то доступное заведение.
Работники бара, что недалеко от Норманского замка, сжалились над бесприютными туристами - и хотя еды у них и не было, налили нам по паре бокалов отличного (как, впрочем, почти везде в Италии) вина и по чашке кофе. После этого гулять по опустевшим улицам старого города стало немного веселее - мы посидели на берегу моря и отправились в сторону гостиницы, по дороге осмотрев рыбный рынок (где торговали отнюдь не только рыбой), полузаброшенный, но довольно красивый театр Маргерита (нач.XXв) и застройку новых районов XIX - нач.XX вв.

Забрав чемоданы в гостинице, поспешили на вокзал, дабы успеть на поезд до Неаполя, поскольку вторая часть нашего путешествия была посвящена Кампании, о чем речь пойдет дальше.

_____________________________________
*Уточнила информацию по поводу манны. Оказывается, ее количество, извлекаемое из гробницы св. Николая в день его памяти, крайне незначительно. Извлеченное вещество разводят в воде - и уже этот раствор продают в церковной лавке. Потому благоухание практически не чувствуется.
Tags: Ит. Апулия, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments