Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия, Базиликата: день второй (Матера, ч.1)

Город Матера - административный центр одноименной области провинции Базиликата (она же Лукания). Провинция эта - традиционно и до сих пор одна из самых слаборазвитых в Италии, в том числе и с т.з. транспортной инфраструктуры. Так что добраться сюда общественным транспортом - дело непростое, хотя из Бари, пожалуй, это сделать проще, чем еще откуда-либо еще.
Один из вокзалов Бари - конечная станция Апулийско-Луканской железной дороги (находится рядом со Стационе Чентрале, над вокзалом Бари Норд, для попадания нужно нырнуть в какую-то малопрезентабельную подворотню без всяких опознавательных знаков и подняться по лестнице - опять же, искать пришлось долго, слава Богу, сделали это в вечер накануне отъезда).
Сильно смущала пересадка в Альтамуре длительностью в одну (!) минуту (я уже неоднократно писала о пунктуальности ж/д транспорта в Италии), но все оказалось не так страшно: судя по всему, поезд Альтамура-Матера дожидается прихода состава из Бари, как бы тот ни задержался. Так что главное здесь - вовремя сориентироваться и быстро перескочить в нужный поезд (ибо на пересадку там, в самом деле, минута отводится), что нам в этот раз удалось.

Попасть в Матеру вовремя было важно еще и потому, что на определенный час у нас была назначена встреча с местным гидом, который должен был отвести нас в т.н. крипту Первородного греха (Cripta del Peccato Originale) - одно из самых удивительных мест в окрестностях Матеры.
Город стоит посреди плато Мурджия, на территории которого сейчас располагается Национальный парк, известный огромным количеством скальных церквей (около 150), во многих из которых сохранились византийские и поствизантийские росписи (созданные либо греками, бежавшими из Византии в период иконоборчества (VIIIв), либо лангобардами, пришедшими сюда потом). Позже из-за набегов сарацин на эти регионы Италии большинство загородных скальных церквей оказались покинуты и забыты - многие из них заново открыли только в ХХ веке, и теперь в рамках пешеходных экскурсий по Мурджии можно посетить некоторые из них.
К сожалению, у нас не было времени на подобную экскурсию по Верхней Мурджии, где расположено большинство скальных церквей, но час-полтора на крипту Первородного греха, что в Нижней Мурджии, пришлось выкроить, ибо росписи ее относятся, пожалуй, к самым выдающимся - и абсолютно уникальны.
Скальная крипта Первородного греха расписывалась доминиканскими монахами, пришедшими сюда из Ломбардии, в IXв - и хотя формально ее росписи выполнены в византийской традиции, они все-таки значительно отличаются от византийского канона. Из-за набегов сарацин крипта была покинута, в том числе, и в целях сохранения ее фресок - сарацины их бы не пощадили. А так, место оказалось забыто и обнаружено вновь только в 1960-х годах.
Наш экскурсовод Диего говорил по-английски вполне пристойно, как для этих мест. Но главное, он оказался человеком, искренне увлеченным своим делом, и поведал нам о фресках крипты массу интересного: обратил наше внимание на сугубо лангобардские элементы росписи, пояснил некоторые сюжеты (которые здесь трактуются по-иному, чем везде), рассказал об особенностях освещения и содержания крипты в наше время. Нас удивило, что крипта содержится частным фондом, который зарабатывает средства на ее содержание в том числе и путем проведения экскурсий - впрочем, полагаю, не только ради 16 евро человек потратил почти два часа, ехал куда-то за город и отвечал на наши вопросы.


Святой Петр с ключами, единственное мое фото из крипты, сделано контрабандой - там фотографировать запрещено (но можно совершить виртуальный тур по крипте здесь: http://matera.arounder.com/it/city-tour/cripta-del-peccato-originale.html).



А еще в крипте совершенно замечательная и необычная Мадонна (фото отсюда: http://www.criptadelpeccatooriginale.it/multimedia.html)


И крайне любопытное изображение библейских сюжетов сотворения Адама и Евы (оттуда же).


Поезда Апулийско-Луканской железной дороги выглядят раритетами, но опаздывают сильно меньше, чем куда более современная Трениталия. Кстати, такие же таблички с местом назначения вешают и на борта вагонов - жаль, не сняла это чудо.


Вернувшись в Матеру, начали нашу прогулку с обхода скальных церквей, расположенных в самом городе. Времени у нас было в
обрез: в несезон эти церкви-музеи закрываются в 13.30, надо было за оставшиеся 3 часа обойти их все, а расстояния там приличные и рельеф местности весьма неровный. К сожалению, в городских скальных церквях первоначальных византийских росписей почти не осталось: они неоднократно поновлялись и переписывались в более поздние эпохи. Но в любом случае, скальные церкви Матеры также представляют значительный интерес - и пожертвовать ими мы были не готовы.

Хотя, конечно, не только ради церквей стоит ехать в Матеру: здесь сохранились удивительные постройки - т.н. сасси (пещерные помещения, выдолбленные в скалах из мягкого туфа). Кварталов сасси в городе два, и из каждого открываются совершенно потрясающие виды на соседний, да и сама прогулка среди пещер производит сильнейшее впечатление.
Мы же начали наш поход по городу с крипты Сан-Джулиано бывшего монастыря Сант-Агостино, что в кварталле Баризано. Старых фресок здесь не сохранилось, только XVIв, но зато трактовка пары сюжетов показалась нам очень любопытной.
Недалеко от Сант-Агостино расположена церковь Сан-Пьетро ин Баризано, где также можно посмотреть росписи XVIв. От Сан-Пьетро открывается, пожалуй, самая грандиозная из панорам Матеры - вид на квартал сасси Кавеозо, увенчанный внушительный зданием кафедрального собора. Эти виды не испортила даже не самая тривиальная погода - в городе как раз пошел снег (слава Богу, мы были были одеты по-московски, потому не сильно страдали от холода и влаги).

Взобравшись на высокий холм к соборной площади, поглядели на Дуомо, который уже давно закрыт на реконструкцию, и неизвестно, когда откроется вновь. Отсюда продолжили прогулку по району Кавеозо, где по очереди посетили церкви Санта-Мария-д'Идрис и Сан-Джованни (здесь сохранились лучшие в городе росписи - XIвв), Санта-Лучия-алле-Мальве (тоже интересные фрески XI-XVII вв), а также открытую для прихожан церковь Сан-Пьетро-Кавеозо (с замечательным расписным деревянным потолком и наивными изображениями Мадонны и святых XVIIIв).


Панорама района сасси Кавеозо, увенчанного Дуомо XIIIв.



Монастырь Сант-Агостино (XVв, перестроен в XVIIIв).


"Святая Троица" из крипты Сан-Джулиано (XVIв).


Церковь Сан-Пьетро-Баризано (XII-XIIIвв, перестроена в XV-XVIвв).


Святой Евстафий (XVIв) часто изображается в окружении собак - именно на охоте он встретил оленя со светящимся крестом между рогами.


Панорама квартала Баризано в тот редкий момент, когда прекратился снег.


Кафедральный собор Матеры (XIIIв).


Церкви Сан-Пьетро-Кавеозо (ниже) и Санта-Мария-д'Идрис и Сан-Джованни (выше).


Прелестная Мадонна с сумочкой из церкви Сан-Пьетро-Кавеозо (похоже, XVII или XVIIIвв).


Расписной деревянный потолок церкви Сан-Пьетро.


Неизвестный святой (XII-XIIIвв) из церкви Сан-Джованни.


Святые Петр и Иаков (XIIIв) оттуда же.


Благовещение (XIIв) получилось темновато - но уж очень хорошее, не могу не запостить.


Церковь Санта-Лючия-алле-Мальве. Внутри фотографировать нельзя, а жаль - там есть замечательные росписи, начиная аж с XIвв.


На этом, пожалуй, прервусь. Про Матеру продолжение следует.
Tags: Ит. Базиликата, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments