Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Италия, Апулия: день первый (небольшое вступление и Альберобелло)

Юг Италии (т.н. Медзоджорно) в наше время туристически вполне развит - не лучше, конечно, чем северные провинции страны, но гораздо больше, чем иные страны. При этом, правда, отличия от севера Италии здесь значительные: толпа одета не так хорошо и элегантно, дома и магазины победнее, английский язык практически бесполезен (на нем никто не говорит - за 10 дней поездки англоговорящих нам попалось человека 3-4 - и это в самых туристических местах Юга), отели той же звездности похуже, б-м пристойных ресторанов поменьше, и те, что есть, не всегда доступны без предварительного заказа (впрочем, обратная сторона этого - весьма приличное качество еды в имеющихся заведениях, почти нет халтуры, рассчитанной на большой поток нетребовательных туристов).
Но это все мелочи по сравнению с тем, что писали о Юге те немногие путешественники прошлого, кто решался сюда добраться (отличный обзор этих отзывов есть у Генри Мортона в его "Прогулках по Южной Италии"): плохие дороги, ужасающая бедность населения, отвратительные гостиницы с клопами, повсеместная грязь, малярия, разбойники и прочие кошмары в том же роде. Причем, все это было еще лет 100 назад (Муратов, насколько помню, дальше Неаполя не поехал), а резкое улучшение ситуации произошло в 50-е - 60-е годы прошлого века, когда была реализована программа по развитию Медзоджорно, в том числе, и в области туризма. Мортон как раз путешествовал по Югу в это время и хорошо описал все произошедшие почти на его глазах перемены к лучшему.
Как бы там ни было, недавно я имела счастье убедиться в том, что, несмотря на некоторые, порой весьма значительные неудобства, южные провинции Италии вполне достойны посещения, ибо полны чудес не меньше, чем другие более раскрученные области этой удивительной страны.

Началось наше путешествие в городе Бари, куда мы прилетели утром. В этот день планировали в целях экономии времени, сдав вещи в камеру хранения на вокзале, съездить в Альберобелло, и только вечером заселиться в отель. Здесь нас ожидал первый сюрприз: единственный работник камеры хранения в этот день бастовал (!). Пришлось заселяться в отель, который, к счастью, я выбрала недалеко от вокзала. Вторым сюрпризом оказалось наличие в Бари целых 5 ж/д вокзалов, причем нужный нам поезд шел с Южного, который находится совсем неблизко от Центрального - мы искали его долго и нашли только тогда, когда уже почти отчаялись в этом преуспеть. Непростой задачей также оказалось догадаться, что в отсутствие касс билеты на электричку продаются в ближайшем баре. Дальше все пошло значительно легче: поезд пришел быстро, почти не опоздал и мы успели практически все запланированное на день.

Альберобелло внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, так как здесь на большой площади сохранилась застройка в стиле трулло (множ.ч. - трулли) - забавные здания с крышами конической формы, чем-то напоминающие по форме конфеты трюфели. Долина Итрия, посреди которой стоит город, живописна и сама по себе (особенно хороши серо-зеленые оливковые рощицы), но более всего здесь привлекают внимание эти самые трулли. По мере приближения к цели, сначала мы пытались фотографировать из окна вагона каждый трулло, потом только самые интересные их группки, но дальше их концентрация увеличилась настолько, что мы бросили это занятие.
В Альберобелло два больших района застройки в стиле трулло: Айа Пиккола и Риони-Монти. В первом находится музей под открытым небом (который, впрочем, был закрыт аж до марта) и несколько примечательных домов-трулли, один из которых (двухэтажный трулло Соврано) оказался доступен для посещения - здесь нам наконец-то удалось посмотреть на устройство такого жилища изнутри.
Район Риони-Монти обладает еще более живописной застройкой - здесь крыши трулли украшены какими-то сакральными символами и над печными трубами можно увидеть забавные козырьки. На вершине холма стоит грандиозная по местным меркам церковь Сант-Антонио (1926г) - тоже трулло. Главный купол нам удалось рассмотреть изнутри, как и весь ее незамысловатый по итальянским меркам интерьер.

Отличный вид на район Риони-Монти с соседнего холма.

Трулло Соврано - один из самых старых в городе - нач. XVIIIв.

Опорные арки внутри трулло Соврано.

Кладовка в трулло.

Сакральные знаки на крышах трулло в районе Риани-Монти.

Церковь-трулло Сант-Антонио.

Попытка снять купол церкви изнутри.

Трулли Сиамези ("Сиамские близнецы") - одно из старейших в городе, по легенде, появилось в результате семейной ссоры двух братьев.

Козырек над дымоходом, предотвращающий попадание осадков в трубу.

Кафедральный собор Косьмы и Дамиана (1725г, перестроена в 1882 г - не трулло) находится неподалеку от центральной площади - здесь стоит обратить внимание на относительно современный, но интересный гравированный портал, выполненный, судя по всему, в 30-е гг ХХв.

Эта окультуренная аллея на центральной площади Альберобелло нас просто поразила.

Кафедральный собор Косьмы и Дамиана.

И его интересный портал.

Фрагменты портала.

В Айа-Пиккола еще попадаются небеленые трулло - более аутентичные, как мне кажется.

Следует сказать, что многие трулли обитаемы, еще больше заняты под магазины, рестораны, бары и гостиницы - и это вполне цивилизованные помещения, как нам удалось убедиться, в отличие от тех, что мы увидели на следующий день.