Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Ярославль (день первый).

Обдумывая сентябрьскую поездку на выходные, остановились на Ярославле, поскольку самые интересные объекты там (церкви с фресками) закрываются на зимний период с 1 октября по 30 апреля. Вообще, с этими церквями все не очень просто: они и летом не всегда открыты, только в сухую погоду.
В Ярославле, я, конечно, бывала, и не раз. Но обстоятельно осмотреть хотя бы основные местные церкви-музеи ни разу не удалось - то погода не позволяла, то формат поездки. Нелогично как-то получилось, что увидев массу храмов, фресок и мозаик в куда более отдаленных местах планеты, до ярославских, которые мирового уровня и, плюс ко всему, в двух шагах от Москвы, я толком так и не добралась. Потому в эту поездку решила сосредоточиться именно на церквях, а остальное добавить по ходу, если останется время.

Первый день наш в Ярославле выдался не слишком солнечным, тем не менее, во все музеефицированные храмы нам удалось попасть. Таковых в Ярославле насчитывается 6, большинство построены в XVIIв в золотой век ярославского купечества, когда владельцы огромных торговых капиталов могли осилить не только постройку церкви, но и ее украшение, что называется, по высшему разряду - в том числе, приглашая первоклассные артели живописцев.

Потолкавшись немного в подмосковной пробке, добрались до Ярославля где-то к полудню. Начали программу с отдаленной от центра города и последней по времени постройки в ряду знаменитых ярославских храмов церкви Иоанна Предтечи в Толчковой слободе - одной из самых оригинальных с т.з. архитектуры церквей города. Пару раз свернув не туда и поплутав немного по ярославским тупикам и переулкам, отыскали наконец дорогу, ведущую к церкви. В широких кругах храм Иоанна Предтечи известен своими 15 куполами, но и прочие его архитектурные особенности заслуживают всяческих похвал. Здесь даже сохранились оригинальные расписные деревянные ворота XVIIв, любопытная отдельно стоящая колокольня, не говоря уже об изразцах. Роспись церкви выполнена в 1703-1704гг артелью Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева.

Из Толчкова поехали в центр, где рядом с местным кремлем (который, как известно, не кремль вовсе, а бывший Спасо-Преображенский монастырь, а нынче музей-заповедник) находится еще одна из жемчужин ярославского зодчества XVIIв - церковь Богоявления, расписанная в 1692г. Сейчас храм неплохо отреставрирован, но долгие десятилетия в прошлом веке он стоял заброшенным, потому понес некоторые утраты. Великолепный изразцовый декор церкви частично поновлен в 50-х гг и позже - и теперь выглядит неплохо. Росписи Богоявленской церкви, по мнению современных ученых, выполнены той же артелью, что и росписи храма в в Толчкове.



Церковь Иоанна Предтечи в Точкове (167-1687гг).


Деревянные ворота церкви Иоанна Предтечи.


Колокольня Предтеченской церкви.


И ее крыльцо.


Церковь Богоявления (1684-1693гг).


И ее великолепные изразцы.


Царские врата Богоявленского храма.


"Христос перед Пилатом" - фреска храма


Еще одна фреска - "Бичевание Христа" (обратите внимание на одежду бичующих).


В бывшем Спасо-Преображенском монастыре нас интересовал, в первую очередь, Спасо-Преображенский собор - храм XIIIв, перестроенный в 1505-1506 гг московскими мастерами по образцу Архангельского собора Кремля и расписанный в то же время. И хотя мне русская живописная манера XVI века нравится больше, но нельзя не признать, что по качеству роспись собора несколько уступает лучшим образцам ярославской фундаментальной живописи - во первых, выполнена она почти на век раньше, во-вторых, работали здесь местные живописцы, похоже, не первого ряда.



Спасо-Преображенский собор (1505-1516гг)

И росписи храма:


Воин-мученик


Вход Господень в Иерусалим


"Мадонна с младенцем" в апсиде храма.


Еще три церкви-музея находятся на набережной Волги. Там мы сначала зашли в церковь Николы Надеина - самый ранний из ярославских храмов, расписанный в 1640г артелью костромича Любима Агеева. К сожалению, по решению какого-то недальновидного церковного иерарха живопись здесь в XIX веке капитально поновили художники из Палеха - и если сюжеты они воспроизвели почти в точности по оригиналу XVIв, то с цветовой гаммой сильно промахнулись, злоупотребив, например, ярко-лазурным колором сверх всякой меры. В итоге, сейчас фрески в Николы Надеина - лишь бледное подобие былого великолепия, и только несколько небольших раскрытых фрагментов позволяют оценить благородную холодную цветовую гамму первоначальной росписи.

Зато в стоящей неподалеку церкви Рождества Христова живопись XVIIв сохранилась почти без изменений - похоже, ее даже не реставрировали радикально, потому что золотой пигмент со временем почернел - и сейчас все святые на стенах храма удивляют посетителей черными нимбами. В целом, роспись здесь не столь блестяща по исполнению, как в других знаменитых храмах Ярославля, но есть в ней какая-то трогательная простота и наивность, делающая посещение этой церкви незабываемым.



Церковь Николы Надеина (1622г, перестроена в нач. XVIIIв).


Портал церкви Николы Надеина.


"Возвращение Св. Николаем зрения царевичу Стефану" - один из немногих сохранившихся фрагментов первоначальной росписи храма


Церковь Рождества Христова (1644г).


Распятие св. Андрея - роспись церкви Рождества Христова.


Сонмы святых с почерневшими нимбами из "Страшного суда".


"Всякое дыхание да славит Господа"


А это необыкновенно крупная мышь из предыдущей церкви.


Единорог, лошадь и медведь тоже не слишком реалистичных пропорций.


Напоследок оставили самый знаменитый из ярославских храмов - церковь Ильи Пророка, архитектура которой не менее великолепна, чем ее живопись. Здесь в 1680г работала лучшая художественная артель того времени - под управлением костромских мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. Посмотрев такое количество фресок за один день, мы имели возможность сравнить и оценить их все - и согласиться с тем, что живопись Ильинской церкви вне конкуренции и по праву превозносима специалистами и любителями.


Церковь Ильи Пророка (1647-1650гг) на закате.


"Бог-творец" - роспись галереи Ильинской церкви.



Причем Бог-творец Гурия Никитина неуемностью своей напоминает Творца из Сикстинской капеллы.


"Вавилонская башня".


"Исцеление пророком Елисеем сирийского царевича Неемана".


Фрагмент "Страшного суда" - еретики-католики в европейских головных уборах.


Закончив с церквями, зашли в местный художественный музей, работавший в тот день часов до 8, что для нестоличного города очень и очень круто. Правда, в основную экспозицию нас не пустили, поскольку там была экскурсионно-развлекательная программа и прочие танцы с бубнами для какой-то иностранной группы с круизного корабля. Зато, помимо экспозиции XX века, мы посмотрели отличную большую выставку живописи и графики Ивана Шишкина, за организацию которой ярославских музейщиков можно только похвалить. А еще художественный музей порадовал количеством посетителей в залах и хорошим выбором сувениров и литературы в музейном киоске.
Tags: Россия, Ярославль, Ярославская область, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments