Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Польша: Краков (часть вторая: Казимеж).

Пожалуй, самым сильным и неоднозначным моим впечатлением в Кракове стал бывший еврейский район Казимеж. Все-таки в части древностей и произведений искусства, несмотря на неплохую сохранность некоторых памятников и немалое их количество, Краков не сравнить с итальянскими городами (с ними, похоже, вообще ничего нельзя сравнить), а вот Казимеж - место почти уникальное. Не то чтобы нигде больше нет бывших гетто, но районов с настолько трагической историей не так много на свете (в Освенцим я, правда, не ездила - на мой взгляд, не самое подходящее место для праздно-любопытствующего туризма, которым я в этот раз занималась).
До Казимежа я добралась в первый же вечер после долгой прогулки по центру Кракова - в целях посетить Этнографический музей, открытый в этот день допоздна. Музей оказался немаленьким и интересным, получить какое-то общее представление о народном искусстве Малопольши (к чему я и стремилась) здесь вполне реально, но в подробности не вникала ввиду слабого знания предмета.


Часовенка со скорбящим Христом 1650г изготовления. Народная деревянная скульптура и икона - самая интересная часть Этнографического музея.



Бывшая ратуша Казимежа, а сейчас здание этнографического музея - ренессансное здание XVIв.


Народные костюмы разных областей Польши занимают целый зал.


Такие минивертепы называются шопки - их делают на Рождество. Эта шопка, например, сделана в 1928г.


"Пьета" кон. XIXв.


Иконы и народная скульптура XIXв.


Хороший стенд с разными вариантами Христа в Темнице.


После музея уже в сумерках попыталась найти на улицах Казимежа один из ресторанов, где бы играли т.н. клезмер - городскую еврейскую музыку начала ХХ века. Один такой обнаружился на ул. Шерока. Еда, правда, здесь оказалась весьма специфической - но я не знаю, насколько аутентична их кухня, поскольку евреев в Казимеже осталось полторы тысячи человек, а весь имеющийся колорит - теперь чисто туристическая забава.
А ведь когда-то это был отдельный многотысячный город со своим управлением. В 1800г он слился с Краковом, но остался местом компактного проживания евреев. При всей сложности межнациональных отношений, евреи жили в Казимеже (да и по всей Польше) до Второй мировой войны, когда их количество в этих местах по известным причинам значительно сократилось. Однако, и это еще не все: в 50-60-е гг XXв уже в коммунистической Польше была развернута масштабная антисемитская кампания, в результате которой почти все оставшиеся евреи покинули страну. В итоге наш (ну почти наш) просвещенный век привел к тому, что Польша стала моноэтничной страной (кстати, подобное произошло во второй половине ХХ столетия не только здесь: из Стамбула, например, в 50-е гг изгнали всех греков-фанариотов - да и в наше время хватает примеров подобного нового варварства).

Эти не слишком жизнеутверждающие мысли не шли из моей головы и на следующий день, когда я, выкроив пару часов на прогулку по Казимежу, рассматривала богатые, но запущенные жилые дома и общественные здания с шестиконечными звездами на фасадах, ходила по улицам, на которых сохранился какой-то странный запах, напоминающий почему-то восточные города, заходила в пустые синагоги, превращенные нынче в музеи, поскольку здесь некому молиться. Несмотря на многолюдность, Казимеж производит впечатление города-призрака. Возможно, конечно, это только кажется тому, кто знаком с историей данного места, - но какое-то несоответствие формы и содержания здесь все-таки ощущается, и довольно сильно.

Самый крупный еврейский музей Казимежа находится в Старой синагоге - ренессансном здании 1570 года постройки. Экспонатов много, и сама экспозиция достаточно интересна, но лучше всего сохранившиеся элементы интерьера - печи для курения благовоний, цитаты из Торы на стенах, бима XVIв и пр. Тема Холокоста, кстати, здесь не особенно педалируется: возможно, считается, что посетившим Освенцим уже достаточно, а остальным не больно надо, ну или щадят чувства немецких туристов, которых в Кракове очень много, - не знаю.

Помимо Старой, открыты для посещения синагоги Исаака (1644г) и Темпль (реформистская синагога 1860-х гг постройки, самая нарядная и образцово отреставрированная). При желании можно посетить синагогу Ремух и старое еврейское кладбище при ней, а также Новое кладбище - но я в силу недостатка времени и интереса к предмету делать этого не стала.


Здание бывшей Талмудической школы (XVIIIв, перестроена в 1912г).



Монументальная Высокая синагога (кон. XVIв).


Синагога Исаака украшена оригинальным крыльцом.


Интерьер синагоги Исаака.


Фресковые надписи XVII-XVIIIвв.


Синагога Темпль.


Золоченый потолок синагоги Темпль.


И ее витражи с менорами.


Здание Старой синагоги (1407г, перестроена в 1570-е гг).


Печь в Старой синагоге.


Женские головные уборы из музейной эспозиции.


Центральная улица Казимежа - самая парадная.


И снова она же.


Сейчас эта торговая площадь называется Новой (Plac Nowy), а некогда это был Plac Żydowski.
Tags: Пол. Краков, Польша, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments