Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Польша: Краков (часть первая)

Будучи в августе месяце в небольшом отпуске на Украине, решила поюзать свой годовой Шенген и доехать на перекладных до Польши. Там меня, прежде всего, интересовал Краков (судя по всему, самый интересный польский город), да и от украинской границы он относительно недалеко. Добиралась до Кракова через Львов и Пржемысль (который Перемышль) - и Пржемысль меня удивил с первого взгляда. Во-первых, там довольно презентабельный ж/д вокзал, во вторых, соседние с вокзалом улицы выглядели тоже многообещающе - в итоге приняла решение в последний день поездки вернуться сюда и немного посмотреть город.

Краковскую программу начала с посещения соляных шахт в соседнем городке Величка, которые рекомендовали все путеводители. Шахты начали разрабатываться еще в XI веке, а в 70-х гг прошлого века их законсервировали и превратили в исключительно туристический объект. Попасть сюда можно только в составе экскурсионной группы в сопровождении гида - благо, в летом англоязычные экскурсии проводятся каждые полчаса.
Самое интересное из того, что можно здесь увидеть, это огромная часовня св.Кинги (1896г), расположенная на глубине более 91 м, весь интерьер которой (алтарь, скульптуры, люстра и т.п.) выполнен из соли. Остальные помещения, выработки, интерьеры, скульптуры, часовни и рабочие конструкции не произвели на меня большого впечатления - честно говоря, на мой взгляд, Величка не стоит тех немалых денег, которые берут за билет: никаких особенных древностей здесь нет, а художественные произведения, хоть и выполнены из необычного материала - соли, но весьма среднего качества. Единственный плюс - в местном киоске и на многочисленных лотках можно купить неплохие оригинальные и полезные сувениры, с которыми в самом Кракове дело обстоит не очень.



Часовни св. Кинги (1896г).


Соляные рельефы часовни св. Кинги создавались с 20-х по 60-е гг ХХв - "Бегство в Египет".


Еще один рельеф - "Тайная вечеря" по мотивам Леонардо.


А это Гете (посещавший Величку), тоже из соли.


Николай Коперник, метающий нашу планету, - еще один соляной скульптурный шедевр )


Шахты, водооотвод и укрепления.


Вернувшись в Краков, первым делом пошла в музей Чарторыйских, но посмотреть, к сожалению, сейчас можно лишь археологическую часть этой великолепной коллекции, художественная галерея пока закрыта на ремонт. Правда, главный "хит" собрания живописи князей Чарторыйских - всем известная "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи, недавно после долгих скитаний наконец вернулась в Краков и сейчас экспонируется в Вавельском замке, где я ее и увидела на следующий день.

Далее на пути мне попалась церковь пиаристов - борочное здание нач. XVIIIв с фресками, выполненными в технике тромплей, которые, к сожалению, посмотреть удалось лишь через стеклянную дверь, поскольку костел оказался закрыт.



Улица св. Яна.


Греческие терракотовые статуэтки из восточного отдела музея Чарторыйских,


Египетские саркофаги,


Египетские погребальные урны,


Поразительные этрусские ручки от каких-то сосудов


И греческие мраморы.


Одна из ключевых достопримечательностей Кракова - готический Мариацкий костел (церковь Успения Богоматери, XIII-нач.XVвв), стоящий на обширной Рыночной площади, знаменит, прежде всего, резным деревянным алтарем XV века работы немецкого скульптора Вита Ствоша. Алтарь, и правда, хорош, как и "Распятие" того же автора. Настенная живопись и витражи кон.XIXв смотрятся здесь вполне органично, видимо, потому что выполнены ведущими польскими художниками того времени.
Расположенная рядом с костелом древняя церковь св. Варвары (кон. XIVв) также заслуживает внимания: здесь в алтаре можно увидеть резные Распятие и Пьету нач. XVв.
На большой Рыночной площади находятся также Ратуша (XIVв, правда, от нее осталась лишь башня), Суконные ряды XIVв, которые сейчас превращены в сувенирные, а также маленькая древняя церковь св. Адальберта, возведенная в XIв, но перестроенная позже в стиле барокко. По периметру площади сохранились городские дома 600-700-летней давности, именуемые каменицами, в которых сейчас располагаются различные учреждения, магазины и кафе.


Резной деревянный алтарь Вита Ствоша (кон.XVв).



Фрагмент алтаря.


Мариацкий костел (XIII-нач.XVвв).


Интерьер Мариацкого костела.


Церковь св. Варвары (кон.XIVв).


И ее замечательный портал.


Скульптура с церкви св. Варвары.


Суконные ряды (XIVв, боковые галереи пристроены в XIXв).


Церковь св. Адальберта (XIв) и Рыночная площадь.


Башня ратуши (XIVв).


Спящий лев у ратушной башни.


Поскольку находящийся здесь же музей истории Кракова также оказался на ремонте, отправилась прямиком в т.н. Коллегиум Майус - старейшее (XIVв) здание Краковского университета, где сейчас разместился отличный музей. Сохранившиеся интерьеры Коллегиума впечатляют: своды библиотеки, профессорские квартиры и чудесный Ягеллонский зал. В помещениях размещен ряд небольших экспозиций, посвященных истории университета, в т.ч. небольшой зал Николая Коперника - возможно, самого известного местного выпускника. Стены Ягеллонского зала увешаны портретами профессоров, на стенах кое-где сохранились остатки фресок, сохранились также профессорская кафедра и роскошный ренессансный портал. Скажу сразу, что Коллегиум Майус показался мне чуть ли не самым интересным местом Кракова, возможно, потому что я питаю слабость к университетам и всему, что с ними связано.


Чудесная барочная кафедра из соседней с Коллегиумом университетской церкви св. Анны (XVIIв).



Готическое здание Коллегиум Майус (XIVв).


Внутренний двор Коллегиума.


Музыкальные часы (XIVв, механизм более поздний) и золотые ворота (1494г).


Такие рельефы встречаются во дворе Коллегиума.


Фонтан во дворе Коллегиума.


Помещение библиотеки.


Общая палата (столовая) сер. XVв украшена винтовой гданской лестницей 1700г.


Средневековый анатомический макет из слоновой кости.


Ягеллонский (актовый) зал (нач. XVIв) получился на фото немного темноватым.


Портал 1600г с инкрустированной дверью из различных пород деревьев перенесен сюда из городской ратуши в 1852г.


Закончить музейную программу дня решила в совершенно пустынном (что странно для такого многолюдного города) музее искусства старой Польши. В основном, это религиозное искусство - иконы и резная полихромная деревянная скульптура XV-XVIII вв, причем неожиданно (для меня, по крайней мере) высокого качества. В отсутствие музея Чарторыйских, это, пожалуй, лучшая художественная коллекция Кракова - и тем более странно, что здесь почти нет посетителей.



Деревянная скульптура 1430-1440гг.


Богоматерь с младенцем (1400г).


Жены-мироносицы (1470г).


Часть алтаря Иоанна Милосердного (1504г)


Потрясающее, хоть и сильно поврежденное "Распятие" 1520г.
Tags: Пол. Краков, Польша, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments