Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия: Милан (часть первая)

Милан принято называть одним из самых неинтересных городов Италии. В принципе, если говорить об аутентичном старинном городском центре, едином архитектурном облике и т.п., то, наверное, так оно и есть. Но это большой город, и центр здесь далеко не самое интересное место. Мы, например, провели в Милане два полных дня, не считая дней приезда и отъезда (когда тоже без дела не сидели), и при этом успели посмотреть далеко не все задуманное.

Первое впечатление от Милана многие туристы получают, попадая на вокзал Чентрале, - и это не самое плохое начало. Вокзал возведен из стекла и бетона в стиле ар-деко (строился с 1912г), но заканчивали его уже при Муссолини, который вообще жаловал Милан и много чего здесь построил, - поэтому здесь чувствуется даже какой-то имперский шик.

В день прилета до отъезда в Болонью у нас было несколько часов в Милане, которые мы решили потратить на осмотр самой известной миланской художественной галереи - Брера, тем более, что день выдался дождливым, т.е. не совсем прогулочным.
Бреру основала австрийская императрица Мария Терезия в 1770-х гг. Лучшие художественные работы из закрытых церквей Ломбардии сформировали ядро коллекции, которая, естественно, впоследствии пополнялась за счет дарений, покупок и т.п. - и в итоге превратилась в одну из лучших в Италии.
Начинается экспозиция с ломбардских фресок работы таких известных мастеров, как Браманте (который архитектор), Луини, Фоппа, Брамантино и пр. Фрески здесь своеобразные - после блестящей живописи Тосканы и Рима мы сначала были несколько обескуражены, но потом привыкли к местной специфике. Тем более, что вскоре нам попался "Мертвый Христос" Мантеньи - одна из величайших картин коллекции и всего итальянского Возрождения.
Дальше пошли залы, посвященные живописи разных сопредельных областей Италии: Венето, Марке, Равенны, Феррары и пр., где среди просто хороших картин часто попадались настоящие шедевры работы Гауденцио Феррари, Косме Тура, Пьеро делла Франческа и, конечно, дивное Рафаэлево "Обручение Мадонны".
Маньеристов и барокко прошли чуть быстрее, задержавшись у "Христа в Эммаусе" Караваджо - впрочем, эту картину за полгода до того привозили на московскую выставку в ГМИИ им.Пушкина.
Есть здесь и небольшой зал с живописью ХХв, где, в первую очередь, обращают на себя внимание работы Модильяни (одна из которых, впрочем, в это время находилась в Москве на выставке в том же Пушкинском музее).
Стоит отметить, что впечатление Брера производит довольно цельное: несмотря на обилие картин, никакой каши в голове не образуется - но это уже мастерство построения экспозиции, с которым у итальянцев все в полном порядке.


Возводить фонтаны в Италии не разучились и в ХХв - этот, например, украшает фасад вокзала Чентрале.



Снаружи вокзал выглядит довольно внушительно.


Интерьер также не подкачал.


Внутренний дворик галереи Брера, где в 1859 году установили статую Наполеона в виде бога войны Марса.


Когда мы вернулись в Милан через несколько дней, там значительно потеплело, что, честно говоря, сделало менее приятными активные передвижения по городу (впрочем, нам еще повезло, через неделю после нашего отъезда здесь было уже 37 градусов жары! - недаром я так опасаюсь летних поездок в Италию).
С утра отправились в старую ломбардскую базилику Сант-Амброджо, освященную в честь покровителя города св. Амвросия. Кстати, здесь в крипте мы увидели мощи святого (в других церквях то ли мы сами к мощам близко не подходили, то ли они нам в глаза не бросались - а здесь за стеклянной перегородкой отчетливо можно было рассмотреть сморщенную коричневую фигуру св. Амвросия в богатом епископском облачении).
Базилика Сант-Амброджо - одна из древнейших в Милане (заложена в 379г, но нынешнее здание - это, в основном, Хв), самое потрясающее здесь даже не аскетичная древняя архитектура и не купольные мозаики в капелле южного нефа, а роскошная ломбардская работа по камню на капителях колонн и порталах - такого фантазийного анималистического декора мы не видели даже в лукканском музее, а ведь здесь все на своем первоначальном месте осталось.


Самая, наверное, впечатляющая капитель Сант-Амброджо.



Еще одна - тоже хорошая.


И эта - еще один маленький шедевр.


Базилика Сант-Амброджо.


И ее ломбардский фасад.




На колоннах Сант-Амброджо встречаются довольно неожиданные персонажи.


Из всех мозаик Сант-Амброджо наиболее удобоваримой на фото получилась вот эта из экспозиции (купольные гораздо красивей, но снимать их довольно сложно).


Следующей точкой на нашем пути стала красивая древняя (IVв, перестроена в XII и XVIвв) базилика Сан Лоренцо Маджоре, эффектно обрамленная римской колоннадой IIв и городскими воротами Порта-Тичинезе. Здесь внимания заслуживает, в первую очередь, капелла Сант-Аквилино, где сохранились фрагменты мозаичного декора IV-Vвв, а также отличная фреска XIIв.

Церковь Сант-Эусторджо, к сожалению, к тому моменту, как мы до нее добрались, закрылась на дневной перерыв. Зато нам удалось осмотреть небольшой, но довольно интересный Епархиальный музей, где собраны довольно неплохие образцы церковного ломбардского и тосканского искусства. Кстати, здесь как раз экспонировалась на временной выставке чудесная "Тайная вечеря" Тинторетто из венецианской церкви Сан Поло. Когда были в Венеции за полгода до этого, эту картину в Сан Поло не видели, а теперь вдруг она совершенно неожиданно попалась нам в Милане.



Римская колоннада IIв у церкви Сан Лоренцо.


Базилика Сан Лоренцо


И ее интерьер.


Капелла Сант-Аквилино, мозаики IV-Vвв: Христос и апостолы.


Оттуда же - 12 колен Израилевых.


Фреска XIIв "Снятие с креста" из Сан Лоренцо.


Городские ворота Порта Тичинезе.

\
Фасад базилики Сант-Эусторджо (1190г).


Павийский канал.


Сант-Эусторджо находится в интересном районе Милана, не самом парадном и туристическом, может быть, зато здесь можно увидеть старые каналы, которых раньше в Милане (да и во всей Италии) было довольно много, но потом с развитием сухопутных путей многие из них за ненадобностью были заброшены и пересохли. Кстати, несколько раз приходилось слышать от итальянских и прочих "специалистов", что Шекспир, мол, ошибался, когда писал, что от Вероны до Милана можно добраться по воде (что, по их мнению, доказывает тот факт, что Шекспир в Италии никогда не бывал). Так вот, Шекспир не ошибался - по разветвленной системе каналов в XVI веке можно было вплавь добраться до многих итальянских городов. И это в очередной раз заставляет задуматься о вопросе авторства шекспировских пьес, но здесь не место и не время развивать эти мысли.
Tags: Ит. Ломбардия, Ит. Милан, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments