Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Италия: Болонья (часть первая)

Последний день пребывания в Эмилии-Романье решили посвятить ее столице Болонье. Начали с посещения древних городских базилик: Сан Стефано и Сан Доменико.
Сан Стефано - грандиозный комплекс из 7 церквей разного времени постройки, начиная с раннехристинской базилики, возведенной на месте античного святилища, и заканчивая многочисленными средневековыми пристройками. В итоге получился разностилевой и запутанный лабиринт из церквей, клуатров, переходов и т.п. В одном из дальних его концов находится небольшой музей с произведениями церковного искусства XI-XVII вв, при котором есть сувенирный ларек, где мы купили у облаченного в белую рясу темнокожего монаха-оливетанца путеводитель по Болонье (еще раз мы встретили сувенирную лавку только в Сан Доменико, других нам на пути не попалось - все-таки Болонья не самый раскрученный город с т.з. туризма).


Две наклонные башни (Le due torri) на площади Порта Равеньяна, построенные в 1109-1119, считаются одним из символов Болоньи. Между ними видна церковь св.св. Бартоломео и Гаэтано (1516г).



Фасад Сан Стефано настолько протяженный, что сфотографировать его целиком мне не удалось.


Т.н. двор Пилата с крестильной чашей ломбардской работы 730-740гг и интересным романским декором стены церкви Гроба Господня.


Клуатр со аркадами XI-XIIвв и колодцем 1632г.






Некоторые капители верхней аркады (XIIв) сражают наповал.


Гробница св.Петрония (XI-XIIIвв) в церкви Гроба Господня.


Фрагмент гробницы св.Петрония (XI-XIIIвв) в церкви Гроба Господня.


Интерьер Церкви св.св. Виталия и Агриколы (V-VIIвв) - древнейшей в комплексе Сан Стефано.


"Избиение младенцев" - фреска Берлиньеро да Лукка (XIIIв) из музея Сан Стефано.


Мадонна с младенцем XIVв оттуда же.


Доминиканская базилика Сан Доменико - место паломническое, здесь жил, скончался и похоронен основатель одноименного монашеского ордена Св. Доминик. Нас интересовала, в первую очередь, капелла основателя церкви, где находится роскошный саркофаг с останками Св. Доминика работы Николо Пизано и его учеников. Позднее в 1469-1473гг Николо делла Арка (прозванный так в честь этой самой гробницы - "арки") придел к саркофагу превосходный гусек, ради которого сейчас и приходят сюда туристы. Три небольших фигуры для него изваял 19-летний Микеланджело, бежавший в Болонью из Флоренции, когда там после падения Медичи пришел к власти Савонаролла.
Впрочем, прежде чем попасть в капеллу, где как раз шла служба для одной из паломнических групп, у нас было время погулять по самой церкви, где можно посмотреть живопись часто встречающегося в Болонье художника XVIIв Гвидо Рени (которого всячески превозносил Стендаль, и вообще очень чтили путешественники XVIII и XIX веков, в упор не замечавшие, например, Боттичелли и прочих "примитивов"), и редкого для этих мест флорентийца Филиппино Липпи.
За пару евро можно попасть в заалтарное помещение, где нас совершенно поразили великолепные деревянные хоры 1528-1549гг (о которых, как водится, умолчали все русскоязычные путеводители). Прогулялись по клуатру церкви, зашли в небольшой магазинчик сувениров и книг, и только после этого вернулись в церковь, где служба в капелле св. Доминика уже подходила к концу, а рядом в ожидании уже столпилась туристическая публика. Наконец мы смогли войти внутрь и рассмотреть вблизи фантастические мраморные рельефы и скульптуры саркофага. Впрочем, продолжалось все это недолго, ибо церковь вот-вот должна была закрыться на перерыв, и служитель, настроенный к туристам крайне недружелюбно (он, видимо, больше уважает паломников), настойчиво попросил всех любопытствующих на выход.



Базилика Сан Доменико построена в XIII веке, но значительно перестраивалась впоследствии. Особенно радикально интерьер церкви переделали в XVIII веке.


Чудесные хоры работы Дамиано Дзамбелли (XVIв).


Фрагмент хоров.


Рельефы гробницы св. Доминика (Николо делла Арка, 1469-1473гг).


А это ангел работы молодого Микеланджело (1494г).


От Сан Доменико направились к центральной площади Болоньи. Но по пути нам попался т.н. Архигимнасий - здание местного университета (первого в мире, как известно) 1562 года. До появления этого здания различные факультеты университета были разбросаны по всему городу, здесь же их впервые свели в одном месте. Пропустив подобное здание в Падуе, решили в Болонье не повторять ошибки. Увиденное превзошло все наши ожидания: хотя в библиотеку нас не пустили (это помещение до сих пор служит по назначению!), зато удалось увидеть анатомический театр 1637гг с роскошными деревянными интерьерами (сильно пострадавшими, правда, во время Второй Мировой войны), актовый зал "Стабат Матер" (здесь впервые была исполнена одноименная месса Россини) и роскошные декорации стен залов, лестниц и сводов лоджий, сплошь покрытых надписями и гербами учеников университета.



Внутренний двор Архигимнасия (1562г).


Галереи внутреннего двора роскошно декорированы.


Интерьер Анатомического театра сплошь деревянный.


Профессорскую кафедру поддерживают 2 фигуры "спеллати" (людей с содранной кожей) 1734 г.


Декорации лоджий Архигимнасия.


Стены зала "Стабат Матер" также сплошь покрыты гербами студентов


Площадь Маджоре - главная площадь Болоньи с XIIIв. Здесь расположен целый комплекс средневековых архитектурных сооружений: Палаццо дель Подеста (XIIIв, перестроен в XVв), палаццо Комунале (ратуша, строившаяся с XIII по XVIIвв, где сейчас в парадных интерьерах размещена коллекция болонской живописи), дворец короля Энцо XIIIв и пр. И, безусловно, фонтан Нептуна - великолепные произведение Джамболоньи (сер. XVIв).


Такие сирены сидят у подножия фонтана Нептуна, который, к сожалению, был выключен во время нашего посещения - иначе можно было бы в еще более полной мере оценить богатое воображение Джамболоньи.



А это сам фонтан Нептуна на фоне палаццо короля Энцо (1244-1246гг) - правда, это не болонский король (в Болонье королей не было), а сардинский, который, проиграв битву болонцам в 1249г и попав в плен, просидел здесь в башне пленником почти 20 лет.


Палаццо дель Подеста (XIIIв, перестроен в XVв), где сейчас расположен музей истории Болоньи.


Палаццо Комунале (ратуша, XIII-XVIIвв).
Tags: Ит. Болонья, Ит. Эмилия-Романья, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments