Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия: Падуя (часть первая)

В Падую, конечно, лучше ездить из Венеции (и наоборот тоже) - полчаса пути всего. Но Венеция в этот раз в нашей программе не значилась, а в Падую хотелось, потому поехали на загруженном венецианском поезде из Болоньи.

Первым делом поспешили в капеллу Скровеньи, куда у нас были куплены билеты на один из утренних сеансов (билеты там продаются заранее (в т.ч. и по интернету) на определенное время, придя без бронирования, можно внутрь и не попасть). Такой ажиотаж связан с тем, что здесь сохранился полный цикл фресок Джотто ди Бондоне (1305-1306гг) - величайшего из доренессансных художников Италии (а значит, и всей Европы). Перед посещением народ минут 15-20 выдерживают в специальном помещении с определенной температурой (пригодной для жизни :) В это время показывают фильм о фресках на итальянском с английскими субтитрами. Потом запускают в капеллу. Честно говоря, рассмотреть даже бегло за отведенные на посещение 15 минут 38 сюжетов крайне проблематично. Но нам повезло: следующая за нами группа оказалась неполной, так что и нас не выгнали - в итоге мы провели внутри около получаса и имели хорошую возможность ознакомиться и с евангельскими сюжетами, и с Богородичным циклом, и со Страшным судом. Даже осталось немного времени на звездный потолок, аллегорические фигуры в нижнем ярусе росписей, а также алтарную скульптуру Джованни Пизано. О впечатлениях писать не буду - для меня феномен Джотто, практически в одиночку совершившего скачок от средневековой византийской традиции в живопись современную, непостижим почти в той же степени, что и вопрос зарождения жизни на земле.


Оплакивание Христа - одна из известнейших фресок капеллы Скровеньи (все фото из капеллы отсюда: http://www.art-giotto.ru/txt/05arh203.shtml - фотографировать там внутри запрещено). Психологизм и эмоциональность - главное, что ставят в заслугу Джотто - ведь до него художники изображали, в основном, бесстрастных и отрешенных персонажей священной истории, а здесь даже ангелы в отчаянии (причем отчаяние это проявляется во всем, а не просто, например, слезой обозначено, как сделал бы художник доджоттовой эпохи).



Поцелуй Иуды - еще один общеизвестный сюжет из капеллы.


"Избиение младенцев" считается одной из самых новаторских работ Джотто - в частности, из-за поз убитых младенцев. Сам сюжет, конечно, страшный, а в исполнении Джотто и подавно.


Благовещение святой Анны интересно подробностями интерьера начала XIVв.


Обручение Марии с Иосифом - фреска богородичного цикла


Фрагмент Страшного суда: Энрико Скровеньи преподносит Мадонне в дар капеллу - во искуплении грехов собственных и своего отца (изображен справа). Уж не знаю, как сложилась загробная судьба Скровеньи, но миллионы любителей живописи до сих пор произносят их фамилию с придыханием.


Христос-Судия - тоже фрагмент Страшного суда.


А вот снаружи капелла Скровеньи (1303-1305гг) не особенно примечательна.


Рядом с капеллой находится главный падуанский музей - Эремитани (назван по расположенной рядом церкви Отшельников). Мы планировали пройти его за полчаса-час, но музей оказался не так прост и в итоге отнял у нас добрых пару часов - масштабы культурно-художественного наследия Италии до сих пор ставят меня порой в тупик. Впрочем, ничего удивительного - Падуя всегда была одним из важных художественных центров, потому в музее много работ местных мастеров, но и венецианцев (Венеция владела городом с начала XV по конец XVIII век) тоже довольно много.

Покинув музей, отправились на прогулку по городу, где интересных мест также оказалось намного больше, чем мы ожидали (опять же, к вопросу о путеводителях). Пройдя мимо известного еще с начала XIX века местного кафе Педрокки, добрались до площади Фрутта, где посреди рыночных навесов увидели внушительную громаду палаццо делла Раджоне - дворца Правосудия (Разума, если дословно). Его интерьеры тоже когда-то расписывал Джотто, но те фрески, к сожалению, погибли в пожаре 1420 года. Заново дворец расписали и в XVв, а потом роспись поновили в XVIIIв после сильного урагана - эти фрески можно увидеть и сейчас, войдя в огромный зал (честно говоря, после капеллы Скровеньи они совсем не впечатляют, хотя местами довольно любопытны). Здесь же устраиваются выставки современного искусства, а также стоит деревянная копия коня Гаттамелаты, выполненная в 1466 году для площадной карусели.

На соседней площади Синьории находится также палаццо "Бо" - университетское здание XVIв, где сохранились учебные помещения и анатомический театр, но там оказалось весьма замысловатое расписание экскурсий, так что в этот раз нам попасть внутрь не удалось. Очень жаль, если честно, но мы на следующий день наверстали упущенное в Болонье.
Неподалеку отсюда стоит символическая гробница Антенора - легендарного основателя Падуи. По пути нам попалась также улица Галилея (который, как известно, довольно долго преподавал в местном университете), где вроде бы даже сохранился дом, в котором он жил.



Кафе Педрокки.


Фрески палаццо Раджоне и деревянный конь 1466 года оттуда же.


Выдающимися росписи палаццо Раджоне не назовешь, но масштаб внушает уважение.


А вот экстерьер Дворца правосудия гораздо интересней (постройка 1218-1219гг, но претерпел реконструкции в XIV и XVвв).


Ну и аркады палаццо прекрасны, без сомнения.


Гробница Антенора - сооружение 1283г.


Очень древнее палаццо Дзабарелла (кон. XIв).


Однако, главной нашей целью была базилика св. Антония Падуанского, очень почитаемого в Италии. Мы в этом, кстати, убедились воочию: наше посещение города совпало с днем св. Антония (честно говоря, случайно, если б знали, перенесли бы поездку на другой день). Посему, удивившись поначалу столпотворению на площади Санто, выяснив в чем дело, решили посмотреть хотя бы то, что можно. В Ораторий св. Джорджо, расположенный здесь же на площади, нас не пустили (а жаль, там сохранились отличные фрески Альтикеро да Верона) - его оккупировали местные телевизионщики, снимавшие праздник.

В самой базилике тоже было не протолкнуться. К святому Антонию у католиков принято обращаться за излечением (причем, в основном, видимо, болезней опорно-двигательного аппарата и конечностей) - так что количество инвалидов-колясочников впечатляло.
В этих условиях посмотреть удалось лишь несколько наиболее значительных капелл (Мадонны Мора, св. Джакомо и т.д.), исключаю барочную гробницу святого (XVII в) - к ней также выстроилась огромная очередь паломников.

На самой площади Санто установлен еще один великий конный монумент Италии - памятник выдающемуся венецианскому полководцу Эразмо Нарни по прозвищу Гаттамелата работы самого Донателло (1466г).


Памятник Гатамелате на фоне еще ясного падуанского неба.



Толпа на фоне оратория св. Джорджо (1377г).


Базилика св. Антония (1234-1248гг) - одно из самых внушительных культовых сооружений, которые мне доводилось видеть.


И фасад у нее интересный.


Капелла Мадонны Мора (Черной Мадонны) с фресками Джусто ди Менабуои и Альтикьери да Верона (XIVв) - наиболее древняя часть церкви.
Впрочем, в базилике по причине массового паломничества фотографировала мало и на бегу.
Tags: Ит. Венето, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments