Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия: Верона (часть первая)

Верона, как уже было сказано, возникла в наших планах неожиданно, когда пришлось отменить поездку в Феррару. Многие, впрочем, посещают Верону одной из первых в Италии, но у меня немного иные приоритеты. С другой стороны, при вдумчивом подходе невозможно не найти ничего интересного почти в любом итальянском городе, а уж тем более в таком, как этот.
Следует также сказать, что пока мы перемещались по большим туристическим городам, имеющихся у нас в продаже русскоязычных путеводителей более или менее хватало. С городами поменьше ситуация намного хуже: общие путеводители по Италии (а у меня их несколько штук) информацию по ним приводят очень краткую, упуская множество интересных мест. Интернет-сайты городов тоже не всегда информативны в нужном мне направлении, а на месте купить стОящий путеводитель (тем-более по-русски) удается не всегда. Но даже если удается, штудировать многостраничную книгу на ходу в поисках упущенных достопримечательностей крайне неудобно. В связи с чем подыскиваю хороший подробный англоязычный гайд-бук по Италии, если кому-то есть что сказать по теме, буду благодарна за рекомендации.

Начать осмотр Вероны решено было с немного удаленной от исторического центра церкви Сан Дзено Маджоре - одной из 4 главных базилик города. Но сначала зашли в расположенную рядом церковь св. Бернардина, где собраны неплохие образцы веронского искусства, включая большую ренессансную капеллу Пеллегрини, выстроенную знаковым для Вероны архитектором Микеле Санмикели (1529г). Как потом выяснилось, в библиотеке при этой церкви есть фрески известных ломбардских живописцев Доменико и Франческо Мороне, но мы о них не знали (к вопросу о хороших путеводителях).

В Сан-Дзено Маджоре купили единый билет на посещение 4 главных базилик Вероны. Вместе с ним в каждой церкви дают небольшую брошюрку (в т.ч. есть и на русском) с описанием основных ее достопримечательностей и планом их расположения, что, надо сказать, делает посещение каждой базилики намного осмысленнее.
В Сан Дзено помимо готических фресок, крипты с останками святого и алтарного триптиха работы гениального Андреа Мантеньи заслуживает внимания наружный каменный портик с любопытными рельефами мастера Николо (1138г) и очень интересные бронзовые двери, украшенные чеканными пластинами с изображением библейских и евангельских сцен (большинство сюжетов итальянской работы XIIIв, но есть
несколько более древних - XIIв - немецкой работы).



Церковь Сан Бернардино зачем-то обнесена каким-то непонятным заборов. Зато с этого ракурска отлично видно светлую пристройку-ротонду - это капелла Пеллегрини.


А это она же изнутри.


Фасад базилики Сан Дзено очень хорош, особенно пилястры и окно-роза рубежа XII-XIIIвв.


Но главное его украшение - этот портик и портал с бронзовыми воротами.


Бегство в Египет - сюжет с каменного портала.


А эти рельефы все-таки несколько прямолинейны - особенно Сотворение Евы во втором ряду сверху.


Еще один сюжет с ослом - это уже бронзовая чеканка с соборных ворот.


Пластины ворот, скорее всего, немецкой работы.


А про это Изгнание из Рая даже не знаю, что сказать, - немецкий мастер XII века, наверное, хотя выглядит ультрасовременно.


Фрески из Сан Дзено XIII-XIVвв - Святой Георгий и принцесса.


События из жизни Святого Епископа - тоже фрески Сан Дзено XIV-XVвв.


От Сан Дзено вдоль набережной большой по меркам Италии и бурной реки Адидже дошли до Кастельвеккио - старого замка, построенного местными правителями Скалигерами в XIVв. Сейчас здесь размещается обширная и богатая экспозиция местного художественного музея. Начинается осмотр с залов с готической скульптурой, дальше идут фрески, перенесенные из местных церквей, и живопись как веронских мастеров, так и величайших художников Италии эпохи Ренессанса. В музее также находится интереснейшие готические конные монументы (много ли вы видали таких?) Скалигеров - Кангранде I и Мастино II (оба XIVв), перенесенные сюда с гробниц (о них речь позже, там сейчас находятся копии). Проведя в замке обязательные для такого музея два часа (ох уж эти музеи - главные пожиратели времени), взглянули сверху на мост Скалиджеро, но выходить на него не стали, а пошли по направлению к основным городским красотам.



Гибеллинские зубцы Кастельвеккио милы сердцу любого москвича (с тех пор, как итальянцы построили стены московского кремля, у нас их называли "ласточкин хвост").


Стены и башни замка.


Конная статуя Мастино II делла Скала (умер в 1351г).


И еще одна - Кангранде I (умер в 1329г).


Замечательное Распятие (кон. XIVв, из церкви Сан Джакомо ди Томба).


Готическая статуя св.Либеры (XIVв).


"Мадонна делла Квалья" Пизанелло (XVв).


Два прекрасных портрета работы Дж-Ф. Карото.


Мост Скалиджеро (1355г. Правда, в 1945 году немцы взорвали все мосты через Адидже, так что потом их пришлось восстанавливать).


Надо сказать, что в плане архитектуры Верона принадлежит к красивейшим городам Италии - Корсо (проспект) Кавур застроен с обеих сторон великолепнейшими ренессансными особняками, многие из которых проектировал Санмикели. Да что говорить, если величайший зодчий античного Рима Витрувий был веронцем (здесь долгое время сохранялась построенная им арка Гави, но ее разрушил Наполеон, а нынешняя одноименная постройка - это реконструкция, причем не на первоначальном месте).
С проспекта свернули к двум красивейшим городским площадям - пьяцца делле Эрбе и пьяцца деи Синьори. Площади окружены по периметру незаурядными памятниками архитектуры: Домус меркаторум (XIVв), палаццо Маффеи (1668г), башня дель Гарделло (1370г), палаццо делла Раджоне (XIIв) и т.п. Привлекает внимание и готический фонтан Мадонна Верона посреди площади Синьори.


Дом Маццанти на площади Эрбе расписан в XVIв фресками А.Кавалли.



Подлинные античные ворота Борсари (Iв н.э.).


Особняки Корсо Кавур.


Домус меркаторум - "Купеческий дом" построен в начале XIVв, но вольно реставрирован в XIXв.


Лестница Скала делла Раджоне (XVв) во дворе старого рынка.


Изящная Лоджия дель Консильо (1476-1493гг) увенчана статуями знаменитых веронцев античной эпохи (Катулл, Плиний, Витрувий и пр.).


Ратуша - палаццо делла Раджоне (XIIв, многократно перестраивался) с башней дей Ламберти (1172г).


Недалеко от площади деи Синьори находится небольшая церковь Санта-Мария Антика, а рядом с ней впечатляющий комплекс построек готического стиля: несколько гробниц правителей города из рода Скалигеров. Калитка в ограде (которая тоже с XIV века сохранилась), оказалась почему-то заперта (как и сама церковь), но гробницы были довольно хорошо видны сквозь ажурную решетку. Высокие постаменты, увенчанные надгробными скульптурами под островерхими рыцарскими шатрами, смотрятся мрачно и величественно - это вам не светлая и разумная ренессансная архитектура Саммикели.


Арка Кансиньорио (умер в 1375г, скульпторы Гаспаре Броаспине и Бонино ди Кампионе).



Арка Кангранде I делла Скала - самая первая из гробниц (1330-е гг, статуя наверху - это копия, оригинал был в музее).


Арка Мастино II (1350-е гг) и решетка ограды (тоже XIVв).
Tags: Ит. Венето, Ит. Верона, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments