Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Вологодская область: Тотьма

Очередная поездка в Италию не дала возможности б/м оперативно дописать отчеты о посещении города Тотьмы (ударение, кстати, на первый слог). Но поскольку обрывать рассказ на полуслове нехорошо, закончу его сейчас. А Италия, большая и подробная, будет немного погодя.

Итак, поутру отправилась из Вологды в сторону Архангельска. Пока ехала по федеральной трассе (более 50 км) все было нормально. Но, повернув на региональную дорогу Р7, поняла, что такое ад для автомобилиста. 150 км практически непрерывных ям и ухабов заставили меня не раз задаться вопросом, нахрена мне вообще эта Тотьма, и много раз помянуть незлым тихим словом местного губернатора и его родню до пятого колена. Все это время меня не покидал ужас при мысли о пробитых покрышках (а возможностей это сделать там хоть отбавляй) - на 150 км пути пара деревень без признаков шиномонтажа, остальное - леса да болота. Но Бог миловал, и Геша (мой автомобиль) не подвел.

Въехав в пригород Варницы, остановилась у красивого, но заброшенного храма Воскресения - одного из лучших образцов т.н. тотемского барокко.
Дело в том, что в середине XVIII в Тотьме получили развитие соляные промыслы, и разбогатевшее местное купечество построило аж 19 церквей в стиле барокко, обладающих рядом уникальных черт, самая заметная из которых - богатый внешний декор в виде картушей. До наших дней от всего этого изобилия дошло лишь 5 храмов - 4 в Тотьме и один здесь, в Варницах. Все тотемские церкви, высокие (двухэтажные), устремленные вверх, подобны кораблям среди моря низкой деревянной по преимуществу (до сих пор!) городской застройки.
Окна у заброшенной церкви Воскресения оказались забраны решетками, одну из которых кто-то выставил, так что я довольно легко смогла забраться внутрь и побродить по нижнему храму, фотографируя остатки фресок, соблюдая, впрочем, осторожность под местами угрожающе сползающими сводами.
Честно говоря, я и росписей таких нигде не видела (несмотря на богатый опыт в этой области) - по первому впечатлению, это что-то почти просвещенческое, непонятно, откуда взявшееся в этой глуши. Предполагаю лишь, что образцы для подражания тотемские живописцы находили где-то поближе к цивилизации, но до наших дней, образцы эти, скорее всего, не дошли, а здесь ничья особо ретивая рука до них не дотянулась, и только время и небрежение со стороны людей делают свое дело.


Церковь Воскресения в Варницах (нижний храм 1743-1750, верхний - 1772-1775гг).



Она же со стороны колокольни.


Так выглядит нижний храм церкви сейчас.


В алтарной части можно разобрать изображение ангела.


Что за росписи украшали потолок церкви Воскресения, теперь, видимо, уже понять нельзя.

А вот эти росписи надоконных ниш сильно меня удивили:






Из Варниц по ужасающим ухабам, треснувшись пару раз бампером о кочки, въехала, молясь и чертыхаясь одновременно, в город. Здесь я с облегчением припарковала Гешу на Торговой площади и отправилась
гулять по городу пешком. Начала с центральной площади, где стоят сразу 2 церкви в стиле местного барокко: Входоиерусалимская (1774-1794гг, сейчас здесь музей мореходов - ничего удивительного, тотемские купцы активно снаряжали экспедиции в Америку - музей, к сожалению, оказался закрыт) и Рождества Христова (верхний храм 1746-1748, нижний - 1786-1793г, действующая, но внутри, по крайней мере, в нижнем храме, мало что сохранилось).

Следующим пунктом программы был Успенский собор, в котором разместился небольшой, но крайне интересный музей церковной старины, где собрана деревянная скульптура, иконы и церковная утварь из местных храмов. Больше всего мне понравилась как раз скульптура - очень самобытная и выполненная на высоком уровне. К сожалению, фотографировать в музее нельзя, а о каталогах здесь и говорить не приходится. Пришлось пару фото сделать контрабандой - очень уж хотелось что-то оставить на память о музее. Здесь же оказалось единственное место, где можно было купить хоть какую-то литературу и сувениры из Тотьмы.
Сам Успенский собор от первоначального барочного вида сохранил лишь колокольню (на которую можно забраться и обозреть город, окрестности и берега большой и вальяжной северной реки Сухоны), основной же храм был сильно перестроен в 1800 году в стиле классицизм.


Входоиерусалимская церковь - безусловный шедевр архитектуры и украшение всего города.



Архитектура церкви Рождества Христова также заслуживает самых высоких похвал.


А так выглядит после перестройки Успенская церковь (1800-1808г)


Первоначальный барочный облик сохранила лишь колокольня Успенской церкви (1749-1755гг).


"Христос в темнице" - любопытная деревянная скульптура XVIIIв из Музея церковной старины.


Берег реки Сухоны с колокольни Успенской церкви.


Вид на город - также с колокольни.


Сухона, похоже, не так давно освободилась ото льда, и на деревьях в начале мая еще и следа зелени нет.


Попыталась выяснить у музейных работников, как добраться до четвертого из сохранившихся тотемских храмов - Троицкой церкви в Рыбачьей слободе. Они, узнав, что я на машине, попытались объяснить схему проезда. Я ответила, что после въезда из Варниц предпочитаю передвигаться по их прекрасному городу пешком. И не ошиблась: один из них любезно довез меня до места на своих Жигулях - по тем же совершенно адовым кочкам. На вопрос, как же они здесь ездят, мужик ответил, что он, например, зимнюю резину летом не меняет (!), поэтому нигде не буксует.
Подивившись местным особенностям вождения, поблагодарила водителя и пошла осматривать церковь, которая, конечно же, оказалась закрыта. Впрочем, на то, что внутри что-то сохранилось, надежды не было, зато снаружи это типичный тотемский храм - высокий, стройный, с чудесным декором барабанов и стен, очень удачно расположенный на заливных лугах неподалеку от впадения в Сухону небольшой речушки со странным названием Песья Деньга.



Троицкая церковь со стороны апсиды.


Она же в окружении незамысловатого, но очень лиричного пейзажа.


Обратную дорогу в центр города отыскала довольно легко. Времени у меня оставалось лишь на небольшую прогулку по городу, где сохранилась почти сплошняком деревянная застройка XVIII-XIX веков. Но мысль об обратной дороге не давала покоя - оказаться на ней в темноте очень не хотелось. Потому я решила не откладывать "удовольствие" и рванула в обратный путь при первой возможности. Путь в Вологду был столь же нелегок, с той лишь разницей, что теперь я знала, чего ожидать. Но все равно, пока добралась до федеральной трассы, чуть снова не поседела.

Жаль, что самые светлые впечатления о чудесном русском городе Тотьма оказались омрачены ужасными воспоминаниями о дороге туда - считаю, что это адский позор на головы местной власти. Ни о каком развитии туризма (о котором, наверняка, мечтает вологодский губернатор) и речи быть не может без улучшения ситуации с дорогами. Я например, никому ехать в Тотьму не порекомендую - особенно, на личном автотранспорте (если у вас не бронетранспортер, конечно). По реке, например, было бы неплохо (так раньше и добирались сюда), но о регулярном пассажирском транспортном сообщении по Сухоне помнят, наверное, теперь только старожилы.



Декор этого дома мне особенно приглянулся.


Такого крыльца мне раньше видеть не приходилось - просто, но с каким вкусом!


Этот дом хорош и целиком...


И своими деталями.


Еще одно замечательное крыльцо и дверь.


А этот непримечательный дом размещаю здесь из-за любопытной детали - хотя день выдался очень теплый, почти жаркий, но к 7 мая снег местами еще не сошел.
Tags: Вологодская область, Россия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments