Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия: день седьмой (снова Флоренция)

В предпоследний день итальянской поездки нам снова пришлось померзнуть - подул резкий холодный ветер, хорошо, что по плану были в основном музеи, которых во Флоренции немало, в том числе, и очень достойных.
Начали день с музея монастыря Сан-Марко, где находится крупнейшая коллекция работ очередного гениального раннеренессансного художника Флоренции - Фра Беато Анжелико, который был монахом в Сан-Марко с 1441 года. Настоящее имя Фра Анжелико - Джованни да Фьезоле, но за свой талант он получил то самое прозвище (с итальянского переводимое как "брат благословенный ангельский"), под которым сейчас и известен всем любителям искусства.
Первые работы художника встречаются уже в люнетах во дворике монастыря, алтарный образ остался в монастырской церкви, которая, к сожалению, оказалась закрыта. Но и без того насмотрелись живописи Фра Анжелико немало: сначала зашли в небольшой зал с его картинами, а потом нас ожидало множество монастырских келий, почти в каждой из которых есть росписи гениального монаха. Сюжеты этих фресок не отличаются особым разнообразием (чаще всего встречается Распятие, но попадается и Тайная вечеря, и Нагорная проповедь, прямо при входе в странноприимный покой написано чудное "Благовещение". Среди келий особо отмечена та, что принадлежала Савонароле (занимавшему пост настоятеля Сан-Марко): там сейчас экспонируется его ряса и ветхий штандарт с изображением Распятия. Рядом есть небольшая экспозиция, рассказывающая о печальной судьбе этого честного фанатика.


Фра Анжелико, как и многие современные ему художники, проявлял недюжинную фантазию в изображении экзотических одеяний (особенно головных уборов) в сцене Поклонения волхвов.



А это фреска "Поклонение волхвов" целиком.


"Нагорная проповедь" - тоже из монастырской кельи.


Келья Савонаролы и его штандарт.


Эта "Мадонна со святыми" тоже из Сан-Марко.


Снаружи монастырь выглядит не очень презентабельно - это с тыла, с фасада пока еще хуже: там сейчас все в строительных лесах.


Неподалеку от Сан-Марко находится монастырь Сант-Аполлония, в Трапезной которого сохранились фрески интереснейшего художника Андреа дель Кастаньо (1450г). Особенно хороша "Тайная вечеря" размером во всю торцевую стену, а также замечательно написанное распятие. За попадание в трапезную, кстати, денег не взяли, попросили только записаться в книгу гостей.


"Распятие" Андреа дель Кастаньо.



"Тайная вечеря" - фрагмент.


"Тайная вечеря" целиком.


А этот едва заметный набросок углем на стене трапезной позволяет лучше понять процесс создания фрески. Ну и ракурс какой!


Церковь Сантиссима-Аннунциата (XIII-XVIIвв) известна хорошей живописью, сохранившейся, по большей части, в двух клуатрах: Дворике обетов и Дворике мертвых. В первом отыскали фреску Понтормо и раннюю работу своеобычного художника-маньериста XVIв Россо Фьорентино. Внутри церкви нашли капеллу с фресками Андреа-дель-Кастаньо. А вот выход в дворик Мертвых, где есть работа Андреа-дель-Сарто, несмотря на все усилия, отыскать не смогли.



Фреска молодого Россо Фьорентино из Дворика обетов церкви Сантиссима-Аннунциата.


"Троица со св. Иеронимом" Андреа дель Кастаньо из этой же церкви.


Далее путь наш лежал к одному из главных флорентийских музеев - Галерее Академии художеств, известной, прежде всего, как вместилище Микеланджелова Давида. По этой причине сюда обычно выстраивается огромная очередь из японских туристов (так что не заблудишься), но мы, как уже было сказано, путешествовали в настолько дремучее время, что даже не с первого раза отыскали вход в музей среди множества дверей огромного здания Академии - никаких очередей не было и в помине.
Экспозиция Галереи оказалась не слишком велика (к счастью, ибо на большую сил у нас уже не было), и местами не слишком интересна (например, зал с итальянской скульптурой XIX века мы пропустили без
всяких угрызений совести). Зато несколько залов (довольно больших) набиты шедеврами живописи и скульптуры под завязку.
Помимо Давида (которого, безусловно, надо видеть в оригинале) здесь также есть несколько неоконченных статуй Рабов, которых Микеланджело ваял (причем одновременно несколько статуй) для многострадальной гробницы папы Юлия II, (гробница в первоначальном виде так и не была исполнена: вместо задуманных сорока скульптур сейчас в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи стоит лишь одна), а также его Моисей и поздняя Пьета Палестрина. Небольшая экспозиция картин XVI века на этом фоне как-то теряется.
В первом зале Галереи много первоклассной ренессансной живописи: Боттичелли, Гирландайо, Перуджино, Филиппино Липпи и т.п. Здесь же прекрасная скульптура Джамболоньи "Похищение сабинянок". В соседних залах можно посмотреть на более раннюю живопись Флоренции: работ великого Джотто здесь, правда, немного, зато попадаются его последователи (отец и сын Гадди, Андреа Орканья и пр.).
Второй этаж - это собрание других чуть менее громких имен флорентийского треченто и кватроченто - короче, чем занять полтора-два часа времени здесь, безусловно, найдется.
Согревшсь и затарившись финальной порцией книг и сувениров, вышли на площадь Сантиссима Аннунциата, спроектированную Брунеллески в 1419 году. Изначально ему было заказано только здание Спедале-дельи-Инноченти (приюта для брошенных младенцев - первого в мире, между прочим), узнаваемое по майоликовым изображениям спеленутых малышей над аркадой здания, но в итоге перестройке подверглась вся площадь, которую сейчас окружают по периметру ренессансные фасады собственно приюта, одноименной церкви и Лоджии-деи-Сервити (два последних фасада строились уже после смерти Брунеллески). В итоге получилось образцовая ренессансная площадь - обширное симметричное пространство в фонтанами и более поздним памятником Фердинанду I (скульптор - Джамбольнья).





Такие трогательные майоликовые медальоны (работы, естественно, кого-то из членов семейства делла Робиа) украшают Спедале-дельи-Инноченти.


Так выглядит собственно здание приюта, которое Брунеллески строил с 1419 по 1436 годы.


Так - Лоджия-деи-Сервити, что напротив.


А так - вся площадь Сантиссима Аннунциата с памятником Фердинанду I на фоне фасада одноименной церкви.


Здесь наша флорентийская программа была завершена - на обратном пути в отель заходили только в магазины, да и там долго не задерживались, поскольку спешили на обратный поезд до Венеции.
Tags: Ит. Тоскана, Ит. Флоренция, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments