Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

"Дон Жуан" в Большом

Известный молодой оперный режиссер Дмитрий Черняков много наделал шуму в Москве в последние годы. Многие ругают его "Руслана и Людмилу", которых я не видела. Но пару спектаклей этого режиссера мне увидеть удалось. Скажу о последнем - "Дон Жуане", что с месяц назад давали в Большом.
Как известно, для современного оперного режиссера главной задачей является как можно дальше отойти от замысла композитора и либретиста. С ней Черняков справился блестяще: во-первых, перенес действие в наши дни (не удивило, куда ж без этого), во-вторых, сделал всех героев драмы родственниками (Эльвира - жена Дон Жуана, Церлина - дочь Донны Анны, чего и в помине у Моцарта нет, и т.п.). В итоге получилась такая невнятная мешпуха, что для человека, незнакомого с оригинальным сюжетом оперы (а я ходила с мамой, довольно далекой от оперного искусства, но хорошо чувствующей музыку), пришлось проводить ликбез длиною во всю обратную дорогу из театра домой.
Уж не знаю, сколько можно говорить об этом, но немногие из оперных сюжетов прошлых лет ложатся на современные реалии. Дон Жуан не ложится, потому и приходится изгаляться бедному режиссеру, а не менее бедному зрителю напрягаться, чтобы понять его замысел упрямый.
Так, в сцене явления Командора Черняков изобразил простую инсценировку, когда роль Командора играет приглашенный актер, а Дон Жуан, поверив в воскресение призрака, умирает со страху. И вся эта нелепая комедия разыгрывается под великую музыку, в которой, убейте меня, Моцарту удалось передать дыхание смерти, что, поверьте, совсем не смешно. Вот и получаем в итоге зрительское недоумение да непонятость режиссерского замысла - а ведь вся проблема в несоответствии замыслов композитора и режиссера: там, где один шутит, другой серьезен, и наоборот.
Все бы ничего, но пели очень неровно: провал у многих в начале, немецкий тенор никакой (его постоянно глушил оркестр), полька - донна Анна тоже, похоже, не в голосе была. Самое приятное впечатление - дивное сопрано Вероника Джиоева (Эльвира), которую никакой оркестр заглушить не мог в принципе.
Но главное, мама по окончании действа сказала, что поняла, почему Моцарта считают гением, и это уже оправдало все мои организаторские усилия - ведь достать билеты в Большой даже на оперу совсем не легко.
Tags: Москва, опера, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments