Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия, день четвертый: острова лагуны.

Четвертый день решено было начать с поездки на острова Венецианской лагуны, которые, нужно отметить, и по духу, и по внешнему облику, и по набору достопримечательностей отличаются от Венеции довольно значительно.

Начальной точкой был остров-кладбище Сан-Микеле, где помимо захоронений есть одноименный монастырь с базиликой Сан-Микеле-ин-Изола XV века, отлично смотрящейся с воды (особенно заметен беломраморный фасад - первый из подобного рода фасадов в городе). На Сан-Микеле часто приезжают русские (и не только русские) туристы на могилы известных деятелей русской культуры: Дягилева, Стравинского, Бродского (только к их захоронениям есть указатели).
Здесь вообще похоронено довольно много иностранцев, живших и скончавшихся в Венеции, в том числе русских эмигрантов первой волны. Само по себе кладбище тоже достаточно интересно: в отдалении от городского шума, обнесенное краснокирпичной стеной с красивыми воротами (1870-е гг), с массой интересных надгробий, фамильными склепами и часовнями. Во время нашего визита на Сан-Микеле даже пошел небольшой снег, явление для этих мест очень редкое.



Монастырь и церковь Сан-Микеле-ин-Изола и ее беломраморный фасад.


Ограду острова-кладбища Сан-Микеле отлично видно с венецианской набережной Фондамента-Нуове.


Снег, падающий на фоне псевдоготической ограды кладбища.


На могиле Дягилева всегда лежат атласные пуанты.


Скромное надгробие Иосифа Бродского.


А таких сентиментальных могил на Сан-Микеле довольно много.


Отсюда минут за 10 можно добраться до острова Мурано, куда в XIII веке из-за боязни пожаров выселили из Венеции всех стеклодувов. Собственно, муранское стекло до сих пор самый известный бренд острова
и всей Венеции - но мы искали не стекло. На Мурано есть две замечательные базилики: Сан-Пьетро-Мартире (чуть менее замечательная, где можно лицезреть два полотна Беллини, работы учеников Веронезе и небольшой, но по-своему интересный маленький музей с произведениями церковного искусства и
резной деревянной скульптурой в трапезной) и Санта-Мария-э-Донато - чудесный образец храма византийского типа 1100 года постройки, дошедший до наших дней с некоторыми добавлениями и переделками, но сохранивший также многое от первоначального декора. Прежде всего, обращаешь внимание на прекрасные мозаики пола, богатые изображениями разной фауны (особенно птиц). Восхитительна изящная мозаичная Мадонна в центральной апсиде церкви на золотом фоне. Прочая более поздняя живопись по сравнению с этим несколько меркнет.
Мурано - остров довольно большой и в сезон, подозреваю, людный. Но мы гуляли здесь почти в полном одиночестве, рассматривали каналы с пришвартованными гондолами и моторными лодками, набережные, арочные мосты и пестрые витрины закрытых, по большей части, стекольных магазинов.


Архитектура Мурано, конечно, не столь изыскана, как в Венеции, но здесь есть свои особенности: разноцветные дома, выстроенные в ряд вдоль берегов, - впрочем, на Бурано их больше.



Деревянная скульптура трапезной Сан-Пьетро-Мартире.


Церковь Санта-Мария-э-Донато (1100г).


Великолепные мозаики пола Санта-Мария-э-Донато.


Они же.


А это совершенно потрясающая апсидная мозаика церкви (фото не мое, отсюда: http://img-fotki.yandex.ru/get/6000/chalkites.6/0_657f2_8aac5fdc_XL).


От Мурано добрались до другого известного "брендового" венецианского острова - Бурано. Здесь, впрочем, заранее решили не задерживаться, а только пересесть на вапорето до конечной точки нашей
поездки по островам - Торчелло. Между рейсами у нас было минут 15, наверное, которые потратили на небольшую пробежку по ближайшим к пристани улицам острова, застроенных все теми же разноцветными домами и заполненных сувенирными лавками, но уже не со стеклом, а с якобы буранским кружевом (которое никакое не буранское, а сплошь тайваньское - хоть дорогое, хоть дешевое). Самое интересное здесь - церковь Сан-Мартино с картиной Тьеполо, но она оказалась закрыта на многочасовой перерыв, ждать окончания которого мы не стали, - да соединенный с Бурано дамбой островок Маццорбро, который лицезрели с воды.

Наконец, добрались до Торчелло, которое изначально представлялось мне наиболее интересным объектом всей поездки (вероятно, не совсем правомерно - Мурано оказалось не хуже). Но у Торчелло есть свои особенности - отсюда начиналась Венеция, когда в VI веке на этот остров в поисках спасения от набегов варваров прибыли первые переселенцы с материка. Правда, в XIV веке большая часть жителей вынуждена была покинуть Торчелло из-за свирепствовавшей здесь малярии. В последующие века люди неоднократно пытались вернуться на остров, но малярия вновь прогоняла их. Даже сейчас на Торчелло постоянно проживают лишь несколько десятков человек.
От первых поселенцев сохранились два древних храма, один из которых (действующий - Санта-Фоска - отличается великолепной архитектурой, другой - сейчас музей Санта-Мария-Ассунта - больше известен своими мозаиками (IX-XII вв). Помимо апсидных мозаик "Богоматерь-Богоносица" и "Христос на троне" базилике Санта-Мария-Ассунта можно увидеть редчайшее мозаичное изображение Страшного суда, частично, правда, поновленное в XIX веке, но самые древние фрагменты которого дошли до нас с XIIв.
Рядом с церквями находятся остатки древнего баптистерия (VIIв), т.н. "трон Атиллы" - белокаменное сидение, не понятно почему Атилле приписываемое, и пара более поздних зданий, где сейчас разместились экспозиции небольшого, но неплохого местного музея (античные и этрусские артефакты, средневековые мозаики и каменные рельефы и т.п.).
Собственно, на этом островная программа была исчерпана, оставалось только на перекладных вернуться в Венецию (прямого сообщения с Торчелло зимой нет) и попытаться по возможности досмотреть город.


Церковь Санта-Фоска (XIв) - одно из самых интересных архитектурных впечатлений поездки.



Для сравнения - Мадонна из апсиды церкви Санта-Мария-Ассунта, что на Торчелло (адрес картинки: http://www.venise-tourisme.com/torcello-santa-maria-assunta-mosaique-1.jpg)


Оттуда же - мозаика Страшный суд (адрес: http://www.venise-tourisme.com/torcello-santa-maria-assunta-mosaique-3.jpg)


И ее фрагмент с изображением грешников в аду (адрес: http://03varvara.files.wordpress.com/2010/06/unknown-artist-sinners-in-hell-cattedrale-di-santa-maria-assunta-torcello-italy-12th-century1.jpg?w=1200&h=800)


Фасад церкви Санта-Мария-Ассунта.


На пустынном Торчелло обратить внимание стоит на мостик без перил (такие раньше были по всей Венеции) да на церкви и кампанилу XIII века.


Знаменитые цветные домики Бурано.


Они же с воды.


А это остров Маццорбро.
Tags: Ит. Венето, Ит. Венеция, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments