Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Categories:

Италия, день третий: снова Венеция.

На третий день собрались наконец посмотреть Венецию парадную, которая на слуху даже у тех, кто никогда здесь не был, и которой многие из приезжающих в город ограничиваются. День выдался солнечным, но очень холодным. Приехав на площадь Сан-Марко, сначала отправились во Дворец дожей - готическое палаццо (XIв, перестроен в XIII-XIVвв), бывшее резиденцией правителей Венеции на протяжении 7 веков. Оттого обстановка здесь (в основном, XVIв), безусловно, интересная, но, как у всякой витрины власти, официозная и помпезная.

Начинается осмотр с внутреннего двора палаццо, где расположен музей с большим количеством капителей наружной аркады дворца (это оригиналы). Здесь же со стороны собора видна нарядная Арка Фоскари и лестница гигантов, по которой дожи попадали во дворец.
В личных апартаментах дожа уже попадается отличная живопись (Витторе Карпаччо, Веронезе, Беллини, Тьеполо, Тициан и Тинторетто). Причем фреска Тициана "Святой Христофор" размещена над дверным проемом с обратной стороны Коридора Зала философов, так что ее мог видеть только дож, спускавшийся по лестнице из своих покоев в зал.
Далее следуют официальные помещения: приемные, залы заседаний, залы различных коллегий, советов и т.д. Все это в изобилии украшено работами все тех же главных венецианских живописцев (стоит ли говорить, что Тинторетто встречается гораздо чаще остальных). Но если быть честным до конца, живопись в этой обстановке крайнего официоза воспринимается плохо: так, того же Тьеполо, который есть во дворце Дожей, по-настоящему мы смогли оценить позже в другом месте.
Что поразило по-настоящему, так это грандиозное полотно "Рай" Тинторетто и сына в зале Большого Совета. Наверное, только в помещении подобного размера и можно по-настоящему рассмотреть картину размером 7х20 метров, заполненную множеством фигур, парящих на великолепном дымчатом фоне (так художники изобразили изливающийся повсюду божественный свет). В этом же зале находятся иные очень хорошие и работы (прославляющие, как и положено, деяния Венеции, но на фоне "Рая" они все-таки теряются). Нельзя не сказать, что как в зале Большого Совета, так и в других помещениях (от самых парадных до подземной тюрьмы, куда мы тоже спустились) стоял одинаково жуткий холод, так что мы, посочувствовав и дожам, и советникам, и заключенным, без сожаления покинули это интересное, но не слишком уютное место.


Ворота Порта-делла-Карта (1442г), ведущие во Дворец дожей, - редкий для Венеции пример классической готики.



Лестница гигантов (кон. XVв)


Арка Фоскари хоть и выглядит парадно, но никуда не ведет (тоже конец XVв).


Фреска "Святой Христофор" Тициана.


Впечатляющий "Рай" Якопо Тинторетто из Зала Большого совета (отсюда: http://www.backtoclassics.com/gallery/tintoretto/paradise/)


Это, наверное, самый известный из видов Венеции - снимала Дворец дожей и колокольню Сан-Марко с вапорето уже на закате. Там же можно рассмотреть боковой фасад собора Сан-марко и Часовую башню.


Следующим пунктом программы был близлежащий собор Сан-Марко, куда пускают бесплатно, но с определенными ограничениями. Собор построен в XI веке, в XIII веке его фасад был облицован мрамором, привезенным византийцами из IV Крестового похода (когда по их наводке был взят и варварски разграблен Константинополь). Позже в течение нескольких столетий собор украшался мозаиками (наверное, здесь самая большая площадь мозаик в мире), правда, не самого высшего разряда (мозаики основного объема, по большей части, поздние, из той эпохи, когда секреты византийских мастеров были уже утеряны). Сохранившиеся в алтарной части мозаики 1100 года бледноваты, но значительно лучше по качеству исполнения. Но лучшие работы можно лицезреть в нартексе (вестибюле при входе в собор), музее, расположенном на хорах собора, а также в капелле Сант-Исидоро, куда, строго говоря, туристов не пускают. Прочитали об этой недоступной туристам красоте в путеводителе, и стало нам до того обидно, что, невзирая на полуприкрытую дверь и таблички (местные служители - наивные! - посчитали это достаточным препятствием), тихо прошли в совершенно пустую капеллу, где смогли, никому не мешая, разглядеть и даже сфотографировать отличные цветные мозаики XIV века, не затронутые более поздними реставрациями. Посмотрели также расположенную рядом и тоже закрытую почему-то для туристов капеллу Мадонны деи-Масколи с мозаиками в стиле раннего Ренессанса.


Архитектура собора Сан-Марко необычна для католического мира (да и для других тоже). Это продукт многовекового симбеоза: готический декор здесь как-бы наложен на византийскую архитектурную форму.



Египетская скульптура IV века с изображением тетрархов встроена в угол собора.


"Прибытие в Венецию тела Св. Марка" - единственная сохранившаяся работа греческих мастеров (XIIIв) на фасаде собора.


Достойные мозаики нартекса (XIIIв) посвящены сюжетам ветхозаветной истории.


А вообще, интерьер Сан-Марко выглядит так.


Мозаики купола Сошествия святого Духа вполне типичны для собора.


Красочные мозаики капеллы Сан-Исидоро (XIVв) посвящены житию и деяниям святого.


То же Сан-Исидоро - пусть не очень удачное фото, но краски видны.


В алтарной части собора Сан-Марко находится одно из главных сокровищ Венеции - т.н. "золотой алтарь", разглядывать и фотографировать который можно совершенно легально, заплатив пару евро за вход. Помимо массы золота и драгоценных каменьев алтарь - это еще и совершенно изумительные византийские эмали 976 года, разглядывать которые можно (и нужно) довольно долго.



Так золотой алтарь выглядит целиком (ну или почти целиком)

А так по частям:







Мозаика центральной апсиды "Христос Вседержитель" (1506г).


Древняя мозаика (1100 год), изображающая святых покровителей города.


Еще одно достойное посещения место в соборе - это Музей мозаики, где помимо фрагментов чудесных старых мозаик Сан-Марко (найденных во время реставраций и раскопок), гобеленов и прочего декора, можно увидеть оригинальную квадригу лошадей, вывезенную из Константинополя после грабительского крестового похода 1204 года, и украшавшую когда-то лоджию Сан-Марко (сейчас на лоджии выставлены копии). На саму лоджию, кстати, также можно выйти из музея, чтобы посмотреть на площадь Сан-Марко (в нашем случае, полупустую и на удивление мало заполненную голубями), выходящую к каналу пьяццетту, Большой канал и Дворец Дожей. Пусть не так высоко, но нам это вполне заменило подъем на колокольню собора, которым решено было пожертвовать.



Мозаики из музея собора: "Пророки Давид и Соломон" (XIVв)


"Святой Варфоломей совершает крещение в Индии" (XIVв) - удивительно, как с помощью такого, казалось бы, негибкого материала можно передавать человеческие эмоции.


А это фрагмент из великолепной сцены "Избиение младенцев" (тоже XIVв).


Римская квадрига II века до 1204 года украшала ипподром Константинополя, потом лоджию Сан-Марко, а сейчас - музей собора.


В Часовой башне (1496-1506 гг, архитекторы Мауро Кодусси и Пьетро Ломбардо) тоже небольшой музей, но мы рассматривать механизм часов не захотели.


А на площади Сан-Марко уже начали собирать какие-то конструкции для грядущего карнавала.


Лоджия Кавалли: лошадь из бронзовой квадриги и колокольня Сан-Марко (1514год, в 1902 году рухнула, не повредив, к счастью, окружающие постройки, восстановлена в 1912 году).


Из Сан-Марко наш путь лежал в Коррер - самый, наверное, известный музей Венеции, расположенный в огромном здании Старых прокураций здесь же на площади. Но о нем и дальнейших передвижениях третьего дня лучше расскажу в следующий раз.
Tags: Ит. Венето, Ит. Венеция, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments