Kuba (kuba) wrote,
Kuba
kuba

Category:

Италия: Венеция (день первый).

Недавно снова была Италия. В этот раз с упором на Венецию, но с заездом и во Флоренцию тоже (ибо купленная в прошлую поездку книга Art in Florence показала, что увиденное тогда за один день с небольшим - это какие-то жалкие крохи).

Сразу скажу, что попали мы в Италию какой-то нетипично холодный период, что, конечно, осложнило нам жизнь, с одной стороны (каким образом, расскажу в свое время). С другой же, за всю неделю мы ни минуты не провели в очередях и толпах, что для Венеции (кто был, тот знает) почти невероятно. И еще - каналы не замерзли (все-таки 2-3 градусов мороза для замерзания таких масс воды недостаточно), хотя об этом почему-то написали все интернет-издания.

Началось все с того, что отменили наш рейс, пришлось провести в аэропорту лишние часов 5 (впервые, в жизни, наверное, спала на лавочке). Но прилетели на место, как ни странно, по плану, поскольку небезызвестная голландская авиакомпания, которой мы должны были лететь, оказалась весьма расторопна и пересадила нас на прямой рейс Аэрофлота.
Заселившись в гостиницу у вокзала Санта-Лючия, пешком через мост Скальци отправились в соседний район Сан-Поло. О красоте Венеции не писал только ленивый, потому не буду распространяться на эту тему. Достаточно лишь сказать, что по сохранности исторической застройки город занимает первое место в Италии, а значит, с вероятностью 99%, и в мире. Плюс известные всем каналы и бесподобный венецианский стиль архитектуры задают здесь свой совершенно уникальный визуальный ритм. На этом тему закрою, дальше постараюсь только по делу.

Первым делом зашли в церковь Сан-Джакомо-дель-Орио, где обзавелись единым билетом системы Chorus (дает право входа в 16 основных церквей города - в отличие от других итальянских городов, в Венеции в самые интересные церкви пускают за деньги, хоть и небольшие).
Церковь Сан-Джакомо произвела очень благоприятное впечатление - во-первых, аутентичным, чуть ли не с XIII века сохранившимся готическим интерьером, увенчанным деревянным сводом, который среди прочих поддерживает и пара византийских колонн, во-вторых, обилием первоклассных произведений искусства: от барельефов и скульптуры XIII века до Лоренцо Лотто (алтарный образ), Паоло Венециано и множества картин Пальмы Младшего, Бассано и пр.



Церковь Сан-Джакомо (XIIIв) и ее кампанила (XIIв).


Купель XIII века и замечательный интерьер церкви Сан-Джакомо.


На очереди была церковь Сан-Поло (IХв, реконструкции XV и XIX веков), известная своими отличными каменными рельефами, картиной самого, пожалуй, продуктивного художника Венеции Тинторетто (которая, правда, оказалась на реставрации), а также трапезной, где размещен потрясающий цикл картин на тему Крестного пути Христа работы младшего Тьеполо (Джандоменико, сына знаменитого Джамбатисты). Вообще, как потом оказалось, такие вот циклы картин для Венеции явление обычное - как альтернатива настенной фресковой живописи, которая здесь, как ни странно, встречается не слишком часто.



Расположение церкви Сан-Поло (апсидой к кампо (площади) типично для Венеции - фасадом почти все храмы были развернуты к каналам, многие из которых позже засыпали.


Одна из картин Тьеполо-младшего (из цикла 1747-1749 гг).


Рельеф портала церкви Сан-Поло.


Это милое животное, играющее с чьей-то оторванной головой, украшает кампанилу Сан-Поло (а вообще, львов в Венеции больше, чем гуталина на гуталиновой фабрике :)


Недалеко от Сан-Поло на одноименной площади находятся церковь и здание скуолы (что-то типа цехового объединения) Сан-Рокко. Владельцы зданий - хранители мощей Святого Роха (избавителя от чумы), были люди не бедные, оттого смогли заказать украшение интерьеров самому Тинторетто (причем, выбран он был для этого дела на конкурсной основе). В итоге после более чем 20-летних трудов получился самый потрясающий (хотя и несколько тяжеловатый) интерьер Венеции, не считая, наверное, дворца Дожей. Стены и потолки помещений второго этажа скуолы сплошь покрыты живописными работами семейства Тинторетто (отцу Джакопо Робусти ассистировал сын Доменико). Причем, в одном из залов можно увидеть знаменитую "Голгофу" - и вправду, самую великолепную картину среди всего этого великолепия. К Тинторетто принято относиться несколько иронически из-за его творческой плодовитости, но после посещения скуолы Сан-Рокко мне делать этого совсем не хочется - все-таки Тинторетто не Вазари какой-нибудь, а истинно талантливый художник, пусть и не всегда ровно пишущий.
Церковь Сан-Рокко выглядит довольно скромно по сравнению с другими венецианскими храмами, но и здесь есть свой Тинторетто, причем не один.


Слева - скуола (архитектор Бартоломео Бон, 1515-1560гг), справа - церковь (фасад XVIIIв) Сан-Рокко. Интерьеры не фотографировала - нельзя и света маловато. Но если интересно, с живописью можно ознакомиться здесь: http://www.scuolagrandesanrocco.it/

А вот базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари относится к важнейшим достопримечательностям города. И не только из-за знаменитой и очень новаторской для своего времени "Ассунты" Тициана, что висит в алтаре. Здесь же можно увидеть и гробницу Тициана (дожившего, между прочим, до 99-летнего (!) возраста и скончавшегося от чумы (!!!). В боковых алтарях помещены более традиционные образы кисти членов семейства Виварини (также довольно известная венецианская живописная династия). Помимо еще одного Тициана ("Мадонна Пезаро") самого пристального внимания заслуживает сакристия (сокровищница), где собраны ценнейшие художественные произведения храма, в том числе, и "Мадонна со святыми" другого великого венецианского художника Джованни Беллини.
Помимо живописи Фрари не обделена и скульптурой: здесь находятся гробницы многих дожей Венеции, которые мы по причине недостатка времени и глубоких познаний в этой области подробно изучать не стали.


Апсида церкви Фрари (XVв, романская кампанила XIVв) от кампо Сан-Рокко.



Кампанила и часть фасада Фрари (смотрят также на канал).


Попытка снять Иоанна Крестителя работы Донателло во Фрари. Но лучше интерьеры базилики смотреть здесь: http://www.basilicadeifrari.it/


Выпив глинтвейну (все-таки в церквях в Венеции по такой погоде не сильно теплее, чем на улице), завершить день решили в Галерее Академии - лучшем художественном музее города, расположенном в комплексе здании бывшей церкви и скуолы-делла-Карита (XV и XVIвв). Музей ожидаемо большой, но все же не Ватикан и не Уффици, так что двух часов, выделенных на осмотр, нам вполне хватило. Правда, сейчас часть помещений закрыта на реконструкцию, так что, скорее всего, мы все-таки видели не все.
Особенностью Галереи является практически полное отсутствие иной живописи, кроме венецианской. С другой стороны, эта последняя представлена здесь довольно полно: от золотых и еще очень византийских
Мадонн и святых дуэченто до Тьеполо и его последователей. Тьеполо, впрочем, видели мало (наверное, из-за реконструкции он не весь доступен), зато семейство Беллини, Карпаччо, семейство Виварини, Джорджоне, Тициан и неизбежный Тинторетто представлены здесь настолько хорошо, насколько это возможно для каждого из них.



Умудрилась так снять здание Академии, что лучше всего это смотрится в сепии.


"Мадонна со святыми" Джованни Беллини.

А вот пара отличных деревянных барельефов XV века из не помню какой венецианской скуолы, выставленных в Галерее после реставрации:

Евангелист Марк.


Евангелист Лука.
Tags: Ит. Венето, Ит. Венеция, Италия, охота к перемене мест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments